Город Буквоград

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (942 кБ)


Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. Одной из важнейших предпосылок полноценного развития ребёнка и процесса социальной адаптации является правильная речь. Адаптация к школе проходит наиболее успешно, если у ребенка развиты все компоненты (умственный, социальный, эмоциональный), в том числе и речевое развитие.

Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, отрицательно влияют на усвоение программного материала и успешность обучения в целом. У детей, имеющих речевые нарушения, отмечается снижение успеваемости, появление большого количества дисграфических ошибок, повышение  тревожности, боязнь к обучению, агрессивность, что ведет к эмоциональному дискомфорту. Справиться детям с имеющимися у них речевыми нарушениями и появляющимися из-за них проблемами может помочь правильно организованная коррекционная работа. 

С целью активизации коррекционно-развивающего процесса я использую разнообразные методы и приемы логопедического воздействия, что определяет благоприятную перспективу процесса устранения речевых нарушений.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся в специально оборудованном кабинете. Основное назначение логопедического кабинета, это создание условий для коррекционного обучения дошкольников и школьников с речевыми нарушениями и их последствиями.

Логопедический кабинет представляет собой сказочный город, в котором, играя, ребенок знакомится с правильным произношением звуков. Играть всегда интереснее, чем просто повторять упражнения. Игра позволяет естественно, тонко и ненавязчиво устранять речевые недостатки, даёт возможность педагогу многократно повторять с детьми логопедические упражнения, ведь в игре формируется и развивается речевая деятельность.

Создавая коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета, я стремилась к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала у детей стремление к самостоятельной деятельности. Основой оформления логопедического кабинета является “Сказочный город – Буквоград”, который расположился по периметру кабинета. Это дидактическое пособие, выполненное собственными руками, представляет собой серию сказочных домиков, деревьев, дороги по которой двигается паровозик, сказочных облаков, солнышка, избушки на курьих ножках, грибов. Здесь даже дверь в город необычная. Она обделана кирпичами, а наверху - надпись.

Кабинет поделен на зоны: для групповых занятий, для индивидуальных и методическая зона. На групповых занятиях происходит обучение грамоте, развитие ручной и речевой моторики, постановка и автоматизация звуков, профилактика и коррекция дисграфии. Индивидуальные занятия проходят перед “домиком-зеркалом”. Домик непростой: он на курьих ножках. Ребенку интереснее заниматься, наблюдая себя в окошечко домика. Такая разнообразная коррекционно-развивающая среда позволяет проводить индивидуальные и подгрупповые занятия в игровой форме с детьми разного возраста и решать различные коррекционные задачи, а “сказочные” методические пособия дают возможность повышать интерес к занятиям, активизировать речевую деятельность детей. Для подготовки и во время занятий используются различные методические пособия как известных авторов, так и собственные разработки.

В своей деятельности я руководствуюсь нормативными документами, используя “Логопедический справочник”.

Центральное место в сказочном городе занимает “ЗАМОК”.

На крыше, в окошке, за замком, перед замком, около замка - везде находятся “живые” буквы. Кто-то выглядывает из окошка, из-за замка, кто-то приглашает войти в замок…С помощью этой хитрости у детей можно развивать и закреплять знания по теме “Предлоги”.

Особое место в сказочном городе занимает переделанное пособие В.В.Воскобовича “Дерево”. Оно представляет собой игровое поле, выполненное из ковролина (его можно использовать в качестве фланелеграфа). Крона дерева приспособлена для фиксации на нём дидактического и игрового материала. Поскольку игровое поле большого размера, то на нем можно отрабатывать произнесение изолированного звука, выкладывая шнурок и контактную ленту, а так же использовать для крепления картинок и развития связной речи. Например: “Как насосом накачать шины у машины?”. Крепим на игровое поле машину и насос, и ребёнок с помощью шнурка с липучкой изображает струи воздуха, которые выходят из насоса и при этом произносит изолированный звук “с”. Закрепляя автоматизацию звука “с” в слогах ребёнок с помощью контактной ленты разного цвета строит ступеньки. Около каждой ступеньки картинки совы, сойки, собаки, волка. Сова поднимается по ступенькам с песенкой “са-са-са”, сойка “со-со-со”, суслик “су-су-су”, осы “сы-сы-сы” и т.д.

Сказочный “Паровозик” может быть использован для деления слов по слогам ( в первый вагон - слова с одним слогом, во второй- с двумя..), для выделения звука в словах (в первый вагон - слова где звук [Р] стоит в начале слова, во второй – в середине слова…). На деревце можно поместить картинки, где нет данного звука. В процессе рассказа ребёнок действует с картинками, перемещает их, сопровождая рассказом о своих действиях.

Такая разнообразная коррекционно-развивающая среда позволяет проводить индивидуальные и подгрупповые занятия в игровой форме с детьми разного возраста и решать различные коррекционные задачи, а “сказочные” методические пособия дают возможность повышать интерес к занятиям, активизировать речевую деятельность детей.