Меры времени. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: урок закрепления изученного.

Цель: создать условия для обобщения и систематизации знаний детей по теме "Меры времени" с выходом на самоконтроль, самооценку, поиска пути устранения незнания.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о мерах времени.
  • Развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Воспитывать ответственное отношение к учебному труду, интерес к предмету.
  • Учить ценить и правильно распределять своё время.

Методы обучения: словесный, практический, частично-поисковый, метод проблемного изложения, аналитико-синтетический.

Оборудование: картинка дерева (Времена года), таблица у каждого ребёнка "План работы на уроке", таблица "Времена года и месяца", календарики у каждого ребёнка, таблица "Под знаком", "В году", карточки с временными понятиями, у каждого ребёнка названия дней недели, листочки энциклопедии на каждой парте, задания с выбором ответа и соответствующей буквы.

Этапы урока:

Организационный.

1. Ориентировка в теме урока: - Отгадайте загадку:

Стоит дуб: на дубу 12 ветвей, на каждой ветке по 4 отростка, на каждом отростке по 7 прутьев. (Год, месяцы, неделя, дни).

- Запишем в тетрадь эти числа для минутки чистописания.

- Что вы можете сказать об этих числах?

- Каковы же отгадки к этой загадке? Как догадались? (Дуб-год, 12 ветвей -месяцы, (в году 12 месяцев), 4 отростка - недели (в месяце 4 недели), 7 прутьев - неделя (в неделе 7 дней).

- Какова тема урока? (Меры времени).

2. Активизация знаний по теме, создание мотивации.

- Что, на ваш взгляд, нужно сегодня повторить и закрепить?

- На уроке мы будем работать по плану предоставленному у вас в таблице "Меры времени". (Раздаётся каждому ребёнку)

3. Планирование учебной деятельности.

- Зачем нужно это повторять?

4.Целеполагание.

- Какие цели и задачи поставите себе на урок?

- Хорошие знания по каждому пункту отмечайте "+", если знаний недостаточно, ставьте "?".Каков же первый пункт нашего плана?

II. Основной этап.

1. Год.

 

Отгадайте: (Вывешивает картинку). - В саду стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвёртом сучья подрезают.

- Если набухают почки, это :

- Если ты постоянно гуляешь в валенках, это :

- Если купаешься в речке, это :

- Если убирают урожай, это :

- Работа по перфокартам: Закончите фразы:

  • В году : месяцев.
  • В году :, : дней.
  • В году : зимних месяца.
  • В году : весенних месяца.
  • В году : летних месяца.
  • В году : осенних месяца.
  • В месяце : недель.
  • В неделе : дней.

Самый короткий месяц в году : .

  • : год кончает, а : начинает.

- Оцените свои знания. Каков следующий пункт нашего плана?

2. Календарь.

- Что же такое календарь? (Сообщение ребёнка).

Календарь - перечень дней года, разбитый на недели и месяцы. Календарь означает всю систему исчисления времени.

По-латыни "календарь" - это первые дни месяцев, которые в Древнем Риме публично объявляли глашатаи. Постепенно календари стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Наиболее известны карманные, отрывные, настольные, настенные календари; по роду материала, который в них собран: музыкальный, спортивный, в мире искусств, медицинский, школьный, женский, домашний, религиозный, знаменательных дат, звездный. Юлианский календарь назван в честь римского императора Юлия Цезаря.

Григорианский календарь - папа Григорий ХIII в ХУI в. придал календарю современный вид. В России григорианский календарь был введен в 1918 г. Разница между календарями составляла 13 дней. Календарь удобен, чтобы вести счет времени - годам, месяцам, неделям, дням. Каждый месяц в календаре имеет не только название, но и свой знак зодиака.

- По таблице определите и запишите число, месяц вашего рождения и под каким знаком вы родились.

- Определите по календарю какой сегодня день недели, в какой день недели в этом году у вас день рождение, каким днём недели было 1 сентября, каким днём недели будет 31 декабря? Как определить долготу месяца, используя собственный кулак?

- В каком году вы родились? Года, так же как и месяца, имеют своё название и эти названия повторяются через 12 лет. Определите по рисунку, в год какого животного вы родились? Через сколько лет будет год этого животного?

- Оцените свои знания по этому вопросу. Переходим к следующему пункту нашего плана.

3. Часы.

Мы знаем - время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои.
А иногда оно течёт
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасных счёт.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.

- Отгадайте: день за днём и год за годом мы идём спокойным ходом. Все торопятся за нами, только мы ни с места сами.

- Как много часы значат в нашей жизни. (Сообщение ребёнка)

Трудно представить, что когда-то у человека часов вообще не было, древние люди просыпались, когда всходило солнце. Их будили на рассвете голоса птиц. Прошли века, пока человек не заметил, что можно узнавать время по длине тени. Утром, тень длинная, к полудню укорачивается, а в полдень становиться совсем короткая. Но такие солнечные часы действовали только в ясную погоду. Тогда изобрели песочные часы в виде двух сообщающихся сосудов. Песок за определённое время пересыпался из верхнего сосуда в нижний. Иногда песок заменяли водой. Вот откуда пошло выражение "Много воды утекло с тех пор". Песочные часы служат людям и сейчас, применяются в медицине. Позднее появились механические часы. В них использовалось гениальное изобретение человека - колесо. Некоторые часы делались с боем, отсюда и пошло выражение "битый час". Слово "битый" означает, что прошёл целый час. 2 октября 1918 года заговорили главные часы нашей страны - Кремлёвские куранты. Ежечасно торжественно и величаво раздаётся бой курантов, расположенных на Спасской башне Кремля. Последнее время всё большее распространение получили электронные часы, поскольку они наиболее точно показывают время. Сегодня часы - наши верные спутники. Представьте, что все они остановились вдруг - и непонятно, как бы мы стали жить, учиться, ходить на работу? Время не отдыхает, не стоит на месте, не ждет никого. Поэтому так легко потерять его, а найти трудно. Необходимо беречь каждую минуту, ведь за нее можно так много сделать.

Часы ведут секундам счёт,
Ведут минутам счёт.
Часы того не подведут,
Кто время бережёт.
За часом час, за годом год
Часы всегда идут вперёд.
Всё делать надо по часам,
Тогда доволен будешь сам.
Чтоб вечером ложась в кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать:
"Хороший был денёк".

- Подумайте: Самолёт летит от Москвы до Санкт-Петербурга 1 ч, а обратно тоже расстояние он преодолевает за 60 минут. Почему такая разница?

- Самую долгую документально подтверждённую жизнь прожил Идзуми из Японии. Сосчитайте сколько месяцев в 10 годах, и вы узнаете, сколько он прожил?

- Вы узнаете самую продолжительную остановку сердца, если правильно сосчитаете: в 11 часов норвежский рыбак, упавший за борт корабля в ледяное море, был доставлен в госпиталь. Врачи могли заставить его сердце биться в 15 часов. Сколько времени сердце не билось?

- Сосчитайте, сколько дней. Мы только с парохода, мы только из похода - 11 недель

гостили на воде. А сколько это дней? Сосчитай-ка поверней!

- Первый лыжник пробежал заданную дистанцию за 5 минут 13 секунд, а второй лыжник - на 1 минуту 3 секунды дольше. За сколько времени пробежал дистанцию второй лыжник?

Физминутка: (Ноги вместе, руки на поясе)

Тик-так, тик-так. Все часы идут вот так:

Тик-так, тик-так (наклон головы к правому плечу, затем - к левому.)

Смотри скорей, который час: Тик-так, тик-так (раскачивание подобно маятнику.)

Налево - раз, направо - раз. Мы тоже можем так: Тик-так, тик-так.

(Наклоны к правому плечу, затем к левому.)

- Переведите меры времени:

  • 100 мин = : ч :мин.
  • 48 ч = : сут
  • 2 сут. 10ч.= :ч.
  • 120 мин. = :ч
  • 1 мин. 60 сек. = : сек.
  • 1 сут. 5 ч. 60 мин = : ч

- Оцените свои знания по данному вопросу. Каков следующий пункт нашего плана?

Как мы будем работать на следующем этапе урока?

4. Временные понятия.

- Нужно расставить эти названия временных понятий в порядке убывания.

  • Тысячелетие - промежуток времени = 1000 лет.
  • Век - 100лет.
  • Год - промежуток времени, приблизительно = обращению Земли вокруг Солнца. В астрономии различают звёздный, солнечный, лунный, календарный (365,366 дней) годы.
  • Месяц - промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли.
  • Неделя - промежуток времени = 7 суткам.
  • Сутки - единица времени = 24 ч.
  • Час - единица времени = 60 мин.
  • Минута - единица времени = 60 сек.
  • Секунда - самая маленькая единица времени.

- Игра "Неделька". У вас таблички с названиями дней недели, я называю какой это день недели по счёту, а вы показываете названия этого дня недели.

- Оценим свои знания по данному вопросу. Каков следующий пункт нашего плана?

5. Хочу всё знать.

- Каждый месяц в году имеет свой порядковый номер. Для обозначения номера месяца используют римские цифры.

- Куда мы обратимся, чтобы получить эти знания?

(Работа с энциклопедией).

- Запишите римскими цифрами:

4 февраля, 27 ноября, 1 января, 11 сентября, 8 марта, 9 мая, 31 декабря.

- Оценим свои знания по данному вопросу.

III. Завершающий этап.

1. Обобщение.

- Что дал вам наш урок?

- Для чего нужна такая работа?

2. Рефлексия.

- Какое новое знание получили?

- Что было делать легко?

- А что трудно?

- Как преодолевали трудности?

3. Самооценка знаний.

- Дайте общую оценку своим знаниям по теме "Меры времени".

- Какие оценки у вас получились?

4. Домашнее задание:

- "Циферблат". Сумма всех чисел на циферблате = 78. Разделите циферблат часов на 3 равные части так, чтобы при сложении чисел в каждой части были равные суммы.

- Подобрать пословицы, поговорки, загадки о времени.

Приложение.