Создание образа зимнего дерева в технике объемной аппликации

Разделы: Технология, Начальная школа


Тип занятия: Изучение нового материала.

Задачи:

  • Обучающие: создать условия для овладения детьми техникой объемной аппликации из скрученной бумаги.
  • Развивающие: способствовать развитию детского воображения, эстетического восприятия.
  • Воспитательные: способствовать воспитанию любви к природе, культуры общения при работе в парах.

Субъекты образовательного процесса: дети второго года обучения объединения “Умелые ручки”.

Предлагаемый образовательный материал:

  • учебно-методический материал: стихи, образцы работ, аудиозапись с успокаивающей музыкальной программой;
  • оборудование: клей ПВА, кисточки, краски, салфетки, тряпочки, баночки с водой, простые карандаши.

Технические средства: магнитофон, диски.

I .Организационный момент 1,

II. Подготовка к восприятию 15,

1. Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес. Так как на улице холодно мы попытаемся побывать в нем, не выходя из кабинета. Вам только нужно представить эту картину. Закройте глаза, представьте и постарайтесь почувствовать волшебство зимнего леса.

2. Звучит музыка Г. Свиридова из кинофильма “Метель”. На фоне музыки звучат стихи (используется для создания эмоционального настроя).

Зима!

Ты навестила Лес дремучий
Ты пробежала по лугам.
Твой верный брат Мороз колючий
Раскрасил нос и щеки нам,

И после твоего визита
Неузнаваем стал наш лес:
Стоит он гордо, деловито,
Достав главою до небес!

Березки нарядились в иней,
У елей поднят воротник,
Под крик удалый воробьиный
Дубы накинули парик.[3]

3. Какую картину зимнего леса нарисовала для Вас музыка? А как бы вы передали сказочность зимнего леса? А теперь представьте, что вы художники. Ваша задача при помощи красок в технике по-сырому изобразить волшебство и сказочность зимнего леса. Для этого у вас есть кисточки, баночки с водой и лист бумаги.

Самостоятельная работа: Во время работы звучит музыка

Вывод: Оказывается, чтобы передать все волшебство зимнего леса, достаточно всего лишь изобразить образ сказочного дерева.

Сейчас мы с вами сделали это в технике по-сырому.

III. Объяснение нового материала 7,

1. Создать образ дерева можно и с помощью других техник. Как вы думаете каких? (Теста, аппликации, из ниток, из бумажных комочков.) Например, в технике объемной аппликации (Приложение 1). Как вы думаете, чем объемная аппликация отличается от плоскостной?

Объемная аппликация отличается от плоской аппликации – тем, что в ней только часть аппликации соприкасается с основой, а большая ее часть приподнимается над основой, т.е. имеет высоту.

Сегодня, как вы уже, наверное, догадались, мы будем создавать образ зимнего дерева в технике объемной аппликации.

2. Анализ изделия.

– Посмотрите внимательно на дерево и скажите, из чего оно сделано и при помощи какого приема?

(Из скрученной салфетки, прием скручивания бумаги.)

– Из каких частей (деталей) оно состоит?

(Ствол, корни, ветви.)

– Как вы думаете, что было сделано в первую очередь корни, ветви или ствол?

(Ствол, корни, ветви.)

– Все ли детали, из которых состоит дерево, одинакового размера?

(Нет.)

– Как можно получить детали разного размера?

(Бумага, для изготовления разного размера.)

3. Технология выполнения объемной аппликации.

– Хорошо. Давайте разберемся, как скручивать бумагу для этой работы.

Для того чтобы сделать ствол: салфетку разорвем на 2 части, каждую часть сворачиваем в трубочку, а трубочку в тугой жгутик. Намазываем жгутик с одной стороны клеем, кладем на основу и слегка прижимаем сверху.

– А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы получить корни и ветви?

(Разделить салфетку на 4 части...)

Молодцы! Правильно.

– Как вы думаете, почему мы используем для работы именно салфетку?

(Она мягкая, хорошо скручивается.)

Хорошо.

IV. Восприятие музыкальной программы (фрагмент муз. прог.) 8,

1. Эмоциональный настрой:

Посмотрите внимательно на эти работы (показ образцов).

Одинаковые ли деревья изображенные на них?

(Нет.)

– Чем деревья отличаются друг от друга?

(Формой веток, ствола.)

Как Вы думаете, можно ли сказать, что каждое дерево передает свое настроение?

– Какое настроение у 1-го, 2-го, 3-го дерева;

1. ветви вверх – уверенное, радостное;
2. ветви опущены – спокойное, доброе, грустное, печальное;
3. ветви в разные стороны – агрессия, напряжение.

Хорошо.

Встаньте. Закройте глаза. Представьте, что вы дерево. С закрытыми глазами, под музыку, при помощи движений тела, рук, мимики лица, изобразите какое Вы дерево, какой у вас характер, какое настроение, как качаются ваши ветви, если подул ветерок …

2. Восприятие музыкальной программы (Приложение 2)

3. Анализ результатов эмоционального состояния

– Какими Вы были деревьями?
– Какое настроение было у вашего дерева?
– Менялось ли настроение с изменением характера музыки?

Спасибо! Садитесь.

Сейчас я вам предлагаю самостоятельно создать образ зимнего дерева

V. Практическая работа 10,

Работать будем в подгруппах. Разделитесь на подгруппы по 3–4 человека.

– Не забудьте, что сначала нужно карандашом сделать набросок, чтобы знать что – куда клеить. Эскиз мы нарисовали в начале занятия в технике по-сырому.
– Что мы делали сначала?
– Как мы его делали?
– Что делаем дальше?

Давайте распределим обязанности, кто будет делать?

набросок – 1человек
ствол – 1 человек
ветви – 1 человек
корни – 1 человек

На выполнение работы у вас 10 минут.

(Звучит музыка во время работы.)

VI. Анализ детских работ 2,

Законченные работы вывешиваются на стенде (Приложение 3).

Все ли получилось?

– Какие деревья получились по настроению?
– Помогла ли музыка создать вам образ сказочного дерева?

VII. Итоги занятия 2,

– С каким приемом работы мы сегодня познакомились?

(Объемная аппликация из скрученных полос, скрученной бумаги.)

– Как нужно скручивать бумагу для этой работы.
– Какие еще образы можно создать с помощью этой техники?
– Все ли деревья одинаковые?
– Чем они отличаются?

Всем спасибо! Молодцы!

Литература:

  1. Мейстер Н.Г. Лепим из бумаги – Ярославль; Академия развития, 2002, – 80с.
  2. Мухина Е. “Кошкин дом” // Начальная школа. – № 48 – 2001. декабрь
  3. Николаева М. – Здравствуй, снежная зима! // Начальная школа. № 45, декабрь 1999.