Урок окружающего мира "Где зимуют птицы?". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Расширить знания детей о птицах; закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и перелётных;
  • Воспитывать заботливое отношение к ним.

Оборудование: наглядный материал по теме “Зимующие и перелётные птицы”, интерактивная доска, карточки для работы в парах, пазлы для работы в группах, альбомные листы, клей, аудиозапись песни “Кто такие птички?”

УМК: “Школа России”; Плешаков А. Мир вокруг нас: учебник для 1 класса; рабочая тетрадь к учебнику.

Ход урока

1. Организационный момент

– Ребята, на одном из наших уроков мы с вами узнали, кто такие птицы. Сегодня мы вновь попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, чтобы ещё лучше их узнать и понять. А узнать нам сегодня нужно, почему одни птицы улетают в тёплые края, а другие остаются зимовать с нами.

2. Основная часть

– Вспомним, кто такие птицы? Сегодня к нам на урок прилетел птенчик, он ещё совсем мало знает об окружающем мире, но уже рассуждает о том, кто же такие птички. Будьте внимательны, чтобы сказать, в чём он неправ.

(Аудиозапись песни “Кто такие птички?”)

– В чём же ошибается птенчик?

(анализируем:
Летают не только птицы, но и другие насекомые;
поют по-своему и другие животные, например, дельфины, лягушки,..;
вьют гнёзда – мыши, осы,;
несут яйца – крокодилы,)

– Что же мы скажем птенцу?

(Ответ уч-ся: “Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями)

– С приходом зимы жизнь в природе сильно изменилась. Можем ли мы сейчас, выйдя на улицу, услышать разнообразные песни птиц? Почему? (Многие птицы улетели в тёплые края.)

– Как вы думаете, почему некоторые птицы улетают в тёплые края? (ответы уч-ся)

– Вы считаете, что птицы улетают только из-за холода? Воробей и ласточка – почти одинаковые по размеру. Почему же ласточки улетают, а воробьи остаются?

– Птицы улетают не только из-за холода. Многие птицы питаются только насекомыми. Но зимой насекомые спрячутся под кору деревьев. Другие птицы питаются рыбой. Но зимой вода в реке замёрзнет и рыбу не достать. Поэтому многие птицы вынуждены улетать.

Наш птенчик уже знает, что в гости приходят с подарками. Он очень любит загадки и принёс вам целый мешочек загадок. Будьте внимательны.

Загадки

(В ходе работы учитель закрепляет на доске картинки с изображением отгадок.)

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый… (воробей)

Угадайте, что за птичка –
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
“Здорово, дрозд-приятель,
И ставит подпись…” (Дятел)

Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Тёмно-розовый … (Скворец)

– Ребята, подумайте, на какие 2 группы можно разделить этих птиц?

– Одни птицы зимуют с нами – это зимующие, или осёдлые птицы. Они не боятся морозов. Но всё-таки им тяжело зимой. Из десяти птиц одна-две доживают до зимы. Другие – улетают в тёплые края – это перелётные птицы.

Физкультминутка

У нашего урока замечательное название – “Мир вокруг нас”. А как замечателен мир с высоты птичьего полёта! Вот бы нам посмотреть!

(исп. интерактивная доска: вид земли с высоты птичьего полёта)

Давайте мы с вами руками помашем.
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем, что мы сидим?

(Встают.)

Взлетаем! Взмахнули руками! Сильнее! Не получилось? Тогда почистим свои пёрышки (Упражнения для мышц шеи.)

Работа по учебнику

– Откроем учебник на стр.76 и посмотрим на птиц, зимующих у нас. Как их называют? Прочитайте названия птиц. Закрасьте кружки возле тех птиц, которых вы видели в природе.

– Прочитайте названия перелётных птиц. Продолжите задание. Проверим.

Физкультминутка (с игрой на внимание)

– Сейчас я буду называть слова – названия птиц. Если вы услышите “лишнее” слово, нужно будет поднять руки вверх.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, зайцы, воробьи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, комары, кукушки.

Работа по учебнику (с.77)

Мудрая черепаха принесла вам вопросы для размышления: “Почему ласточка улетает в тёплые края, а дятел остаётся зимовать? Почему журавль улетает в тёплые края, а сова зимует с нами?”

Сейчас мы знаем, что перелётные птицы улетают на зиму в тёплые края. А раньше люди этого не знали. Для них было загадкой, почему зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем учёные узнали, куда улетают перелётные птицы.

– Как же это удалось учёным? (Ответы.)

– Посмотрите на кольца, которые учёные придумали надевать на лапки птенцам. На каждом кольце – номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так учёным удалось узнать, где зимуют птицы.

(Рассмотреть карту, показывающую, где проводят зиму ласточки и журавли)

Выступления учащихся

– Я думаю, вам нравится находить новых друзей или узнавать новое о своих старых знакомых.

(На интерактивной доске появляются изображения птиц. Показ сопровождается рассказами учащихся, которые представляют птиц, например: “Я – ласточка….”)

Ласточка

Я – ласточка. Меня легко узнать по длинным острым крыльям и раздвоенному хвостику.
Свои гнёзда я вью из соломинок и глины на домах, сараях.
Глядя на меня, резвящуюся в небе вы, наверное, думаете, что я просто играю? На самом деле я ловлю мошек, мух и комаров.
В начале августа мы собираемся в стаи и отправляемся зимовать в тёплые страны.
В народе считают, что если я поселюсь под крышей дома – это к счастью. И это правда.

Синица

Я – синичка, красивая птичка. У меня белые щёчки и грудка, жёлтое брюшко, на голове чёрная шапочка, спинка зелёная, а крылья серо-голубые.
Синичкой меня назвали за мою песенку: “сии-сии”.
Летом я питаюсь насекомыми. Зимой мне очень трудно: насекомые прячутся. Тогда я прилетаю к вашим домам за помощью и буду рада крошкам, зернышкам, кусочкам несолёного сала.
Ранней весной я начну вить гнездо. Ещё будет холодно, поэтому гнездо буду строить из пуха и перьев. В нём я буду сидеть, как на перине.
Я – многодетная мама. За лето в моей синичкиной семье появится 20-25 птичек.

Кукушка

Я – кукушка. Ранней весной, едва зазеленеют леса, из берёзовой рощи вы услышите мой голос.
Сейчас я зимую в далёкой жаркой Африке. Весной прилечу к вам, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Про меня говорят, что я плохая мама, потому что не вью гнезда и подбрасываю яйца в чужие гнёзда. Но это не так. На самом деле мои птенцы появляются через большие промежутки времени. Что же мне делать? Если я начну кормить уже вылупившихся птенцов – мне придётся бросить яйца. И наоборот: если буду высиживать яйца – погибнут маленькие птенцы. Чтобы выжили все птенцы, я по одному яйцу подбрасываю в гнёзда других птиц.
Я очень трудолюбивая: поедаю мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасаю лес от гибели.

Воробей

Меня, очень маленькую птичку, вы очень хорошо знаете. Я – городской воробей. Пёрышки у меня серенькие. Люблю кричать, спорить, ведь первый всегда Я!
С друзьями мы не только истребляем насекомых, но и вредим урожаю. Когда нас видели на полях, кричали: “Вора бей!”. Так и зовут с тех пор.
Своё гнездо строю под крышей дома или сарая. Оно получается не очень красивым, поэтому иногда занимаю чужое.

Дятел

Я – дятел. Меня вы узнаете по ярко-красной шапочке и длинному крепкому клюву.
С утра до позднего вечера вы слышите в лесу мой стук. Упрусь в ствол хвостом, зацеплюсь сильными лапами, и долблю дерево клювом, чтобы достать жучков и гусениц, которые вредят дереву. За это меня называют санитаром леса.
Зимовать я остаюсь здесь. Питаюсь семенами сосен и елей.

Работа в “Рабочей тетради” (стр. 32)

Помоги птицам разобраться, кому улетать в тёплые края, а кому оставаться. У каждой перелётной птицы нарисуй на лапке кольцо.

Работа в парах

У вас на партах листочки с заданием. В каждом столбике по три названия птиц. Нужно обвести в кружок “лишнюю” птицу и объяснить свой выбор.

дятел
ласточка
журавль
воробей
скворец
синица
поползень
сова
жаворонок
соловей
зяблик
галка

Групповая работа

Собрать пазлы “Птица”, наклеить их на альбомный лист. Определить название птицы, зимующая или перелётная.
Работы вывешиваются на доску, обсуждаются коллективно.
Для групп, закончивших первыми, предлагаются дополнительные вопросы (или обсуждаются коллективно)

  1. Что зимой для птицы страшнее: голод или холод? (Голод.)
  2. Весной на берёзе можно увидеть отверстия, расположенные по стволу кольцом. Кто-то лакомился берёзовым соком. Кто этот сладкоежка? (Дятел.)
  3. Этих птиц ещё в Древней Греции использовали для отправки сообщений на дальние расстояния. Что это за птицы? (Голуби.)

Итог урока

– Ребята, как мы с вами можем помочь птицам? (Сделать для них кормушки.)
– Я надеюсь, что вы помогаете птицам и сохраните им жизнь, чтобы весной вся певчая компания радовала нас своей неповторимостью.
Кто же будет весной в этой компании, в наших лесах и городах?

(Показ слайдов на интерактивной доске.)

– Я думаю, каждый из нас может сказать, что мир вокруг прекрасен. Даже если нам не суждено парить в воздухе, как птицам. Сегодня каждый из вас получает наклейку с героями нашего урока – птицами.