Формирование вычислительных навыков на уроках математики

Разделы: Начальная школа


Задача формирования вычислительных навыков – центральная в курсе математики начальных классов. Но было бы ошибкой решать эту задачу только путем зазубривания таблиц сложения и умножения и использования их при выполнении однообразных тренировочных упражнений. Не менее важная задача современной школы – развитие у учащихся в процессе обучения познавательной самостоятельности, творческой активности, потребности в знаниях.

В начальных классах особое место занимает работа по формированию навыков устных вычислений, поскольку в течение четырех лет обучения учащиеся должны не только сознательно усвоить приемы устных вычислений, но и приобрести твердые вычислительные навыки.

Большую роль в развитии мышления на уроках математики играют систематические и целенаправленные игровые упражнения.

1. Игра “Куча мала”.

Ученикам предлагается запомнить сначала 3, а затем 5, 6,7 чисел.

Учитель называет числа один раз, а ученики записывают их. После знакомства с таблицей сложения ученики складывают последовательно каждые два числа.

Например:

2. Игра “Три дорожки Ильи Муромца.

В игре используются знания таблицы умножения.

1-я дорожка: ученики записывают названный ряд чисел;
2-я дорожка: учащиеся поочередно складывают числа первого ряда;
3-я дорожка: ученики перемножают числа первого ряда.

Например:

3. Игра “ Математические цепочки”.

Например:

А) Детеныши, какого животного еще слепые, а уже умеют защищаться от врагов.

Крот – 1
Еж – 0
Волк – 2
1х7 + 3 – 10 = ?

Б) Это растение каждой бродячей собаке радо. Даже лис, медведей и волков не боится. Они дерут его клыками, когтями рвут, а растение за них цепляется – расстаться с ними не может. Что это за растение?

Мокрица – 3
Молодило – 2
Репейник – 1

8х1 + 2 – 9 = ?

4. Игра “ Светофорик”.

Учитель прикрепляет к доске три круга: красный, желтый, зеленый. Рядом с ними записывает числа.

Например:

На парте у каждого ученика лежит комплект из трех кружков – огней светофора. Учитель называет пример: “8 плюс 2”. По команде учителя “Приготовились!” учащиеся решают пример и по команде “Включили!” показывают учителю соответствующий кружок.

5. Игра “Русское лото”.

Учитель сообщает детям, что они будут играть в “Русское лото”, объявляет номер тиража и раздает каждому ученику билет с некоторыми числами от 1 до 90.
Среди этих чисел есть ответы к заданиям, которые будет читать учитель. Ученик должен устно выполнить вычисления, найти в билете число и зачеркнуть его. Сколько заданий, столько вычеркнутых чисел должно быть в билете.
Выигрывает ученик, который вычеркнул все числа правильно. Ему учитель ставит “5” или вручает приз.
К каждому тиражу составляются новые задания, а к ним соответствующий билет.

Например:

  • Увеличь 9 на 6
  • Уменьши 13 на 5
  • Найди сумму чисел 6и5
  • Найди разность чисел 70 и 20
  • К 70 прибавить 6
  • Из 84 вычти 4
  • Насколько 60 больше 30
  • В каком числе 4дес. и 5 ед.
  • Какое число следует за числом 69
  • Какое число предшествует числу 30

Билет “Русское лото”

            47    
  38   56          
    8     11      
  45     70       50
          29   76  
    30   80        

6. Игра “Математическая мозаика”.

У каждого ученика имеется карточка с записанными на ней числами. Учитель диктует задание, ученик считает и закрашивает полученное число, в результате, если все задания выполнены верно, получается цифра 5

  32 45 35  
49 5 12    
  10 40 8 80
90 21   6 72
  64 81 7  

Например:

  • 5 х 7
  • Увеличь 9 в 5 раз
  • Первый множитель 8, второй множитель 5. Найди произведение.
  • 9 х 9
  • Какое число надо умножить на 6, чтобы получить 42
  • Уменьши 32 на 4
  • Во сколько раз 5 меньше 30
  • Делимое 35, делитель 7. Чему равно частное.
  • Увеличь 8 в 8 раз
  • 8 х 4
  • Во сколько раз 45 больше 9

Приложение.

Литература:

  1. Журнал “Начальная школа”
  2. Т.И. Тарабарина, Н.В.Елкина. И учеба, и игра: Математика. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
  3. С.А.Шмаков. Игры шутки – игры минутки. – М.: Новая школа,1993. – 112с.