Звук [ш]. Буква Ш, ш

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с новым звуком [ш] – всегда твёрдым согласным.

Задачи:

Образовательные

  • учить давать характеристику новому звуку;
  • формировать умение составлять звуковые схемы слов с новым звуком;
  • формировать навык чтения с новым звуком;

Развивающие:

  • развивать речь учащихся,
  • расширять кругозор;
  • обогащать словарь учащихся;

Воспитательные: воспитывать внимательное отношение друг к другу и умение внимательно слушать товарищей.

Оборудование:

  • для фронтальной работы: картинки с изображением лягушки, шарика, шорт, шалаша, шарфа;
  • для индивидуальной работы: “Русская азбука” В.Г.Горецкого и др.; квадраты красного, синего и зелёного цветов для составления схемы слова; тетрадь для печатания.

Ход урока

1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1–2 минуты.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
  • устанавливаются тематические рамки (“могу”).

Приёмы работы:

  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи;
  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;
  • девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех” и др.)

 

У: Вспомните пословицу, с которой мы начинаем учебный день.

Д: Хорошо того учить, кто хочет всё знать.

У: Кто хочет всё знать? (Дети поднимают руки).

У: Что необходимо для этого сделать?

Д: Соблюдать правила поведения на уроке: не разговаривать, не выкрикивать с места; надо думать и внимательно слушать учителя.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 4–5 минут.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

возникновение проблемной ситуации;
– методы постановки учебной проблемы:

1 – побуждающий, подводящий диалоги;
2 – мотивирующий приём “яркое пятно”– сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.
3 – моделирование,
4 – работа со звуковыми моделями.

На доске картинки: шарик, шарф, лягушка, шалаш, шорты.

У: Назовите изображенные предметы.
Д: шарик, шарф, лягушка, шалаш, шорты.
У: Что общего есть в словах, называющие эти предметы?
Д: Звук [ш].
У: Дайте характеристику этому звуку.
Д: Звук [ш] согласный, т.к. при произношении данного звука, воздух выходит, встречая преграды; он глухой, т.к. произносится только с шумом; звук [ш] – твёрдый.
У: Посмотрите ещё раз на картинки и найдите лишнюю.
Д: Лишняя картинка с изображением лягушки.
У: Отгадайте загадку, отгадку найдите среди данных картинок.

Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал.

У: Сделаем звуковой анализ слова “шарик”.

Один ученик у доски, остальные на партах выкладывают звуковую модель слова.

План звукового анализа слова:

  1. Назвать слово, с которым работаем.
  2. Разделить слово на слоги (для этого “поболеем” за слово).
  3. Определить ударный слог (для этого слово произносим и слушаем: какой слог произносится более протяжно и громче, тот и ударный).
  4. Произносим первый слог и даём характеристику каждому звуку этого слога.
  5. Произносим второй слог и даём характеристику каждому звуку этого слога.

Далее проводится работа со звуковой моделью слова:

У: Покажите звук [к],[а],[и],[ш]…
Дети показывают модель названного звука.
У: Ребята, как по схеме узнать, сколько в слове слогов?

3. Постановка учебной задачи – 4–5 минут.

Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?)

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1 – восстановить выполнение операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;

2 – соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

У: Напечатайте в тетрадях это слово (слово “шарик”).

Д: Мы не можем, т.к. не знаем буквы, которая обозначает первый звук – звук [ш].

У: Что необходимо сделать, чтобы вы смогли напечатать это слово?

Д: Познакомиться с буквой, которая обозначает звук [ш].

 

4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 7–8 минут.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

У: Ребята, давайте вместе сформулируем тему нашего урока.
Д: Сегодня мы будем знакомиться со звуком [ш] и буквами Ш, ш.
У: По какому плану мы знакомимся с новой буквой?

Дети отвечают, опираясь на план.

План:

  1. Звук.
  2. Буква.
  3. Слоги.
  4. Слова.
  5. Предложение.
  6. Текст.

У: С чем мы уже познакомились?
Д: Со звуком [ш].
У: Расскажите, что вы узнали про этот звук.
Д: Звук [ш] согласный, твёрдый, глухой.
У: Что дальше следует по плану?
Д: Мы должны познакомиться с буквой, которая обозначает этот звук.

Дети рассматривают букву, выясняют на что она похожа.

У: Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.

Физкультминутка.

У: Найдите глазками в классе буквы ша. Кто найдёт – встанет (буквы находятся на стендах, плакатах и т.д.).

5. Первичное закрепление – 4–5 минут.

Цель: проговаривание нового знания (запись в виде опорного сигнала)

– фронтальная работа, работа в парах; комментирование, обозначение знаковыми символами.

Одна из найденных букв идёт в гости к гласным.
У: Буква ша отправилась в гости к буквам. Назовите эти буквы.
Д: а, о, у,е.
У: Что вы можете рассказать про эти буквы? .
У: Какая буква лишняя?
У: Чему мы будем учиться сейчас, опираясь на наш план?
Д: Мы будем учиться читать слоги.
У: Образуйте слоги-слияния с новой буквой.
Дети читают слоги слияния и обратные.
У: Что заметили при чтении?
Д: Буква ша во всех слогах обозначает твёрдый согласный звук.
У: Дайте ещё раз характеристику звуку [ш].
Д: Звук [ш] – согласный, всегда твёрдый, глухой.
Другую найденную букву селим в “домик” – ленту букв.
У: В каком ряду находится домик для буквы ша?
Д: В нижнем, т.к. буква ша обозначает глухой звук [ш].
У: А какого цвета домик у нашей новой буквы?
Д: Синий, т.к. буква ша обозначает всегда твёрдый согласный звук.
Упражнение в чтении. Выяснение значений некоторых слов.
Ша
Шо
Аш
Шу
Ше
шра
што
шти
шну
шве
шрам
шторм
штиль
шнурок
швея
шорты
лягушка
шалаш
шарф
шарик

У: А к какому пункту плана можно отнести это выполненное задание?
Д: К четвёртому – мы учились читать слова, где есть новая буква.

Словарная работа.

У: Значение каких слов третьего столбика вам не понятно?
У: Найдите среди слов третьего столбика слова на морскую тематику. (Штиль, шторм).
У: Найдите среди слов 4-го столбика слово к данной схеме.

Выборочное чтение слов.

У: Как же произносится согласный звук [ш]?
Д: Всегда твёрдо.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4–5 минут

Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже умеет.

Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2–3 типовые задания).

Самоконтроль, самопроверка.

У: Напечатайте в тетрадях заглавную и строчную буквы Ш,ш и слова “шалаш”, “Шура”.
Один ученик выполняет у доски.
Проверка и самопроверка.
У: Прочитайте слово “шалаш” справа налево. Что получилось?

Физкультминутка.

По дорожке шли, шли.
Много камешков нашли.
Присели, собрали.
Дальше пошли.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение – 7-8 минут.

Сначала детям предлагаются задания, которые содержат: новый алгоритм, новое понятие.

Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

У: Какие слова из физкультминутки содержат новый звук?
Д: Шли, шишки, камешки, дальше, пошли.
У: А что мы с вами собирали?
Д: Камешки.
У: Сейчас мы прочитаем рассказ в “Азбуке” с. 140 и узнаем, что собирали ребята.
У: Какому пункту плана будет соответствовать следующее задание?
Д: Пятому и шестому – мы будем учиться читать предложения и текст, где есть слова с новыми буквами.
Чтение рассказа по цепочке. Работа по тексту:
– О каком времени года говорится в рассказе?
– Куда ходили ребята?
– Что собирали?
– Какое название можно дать тексту?
– Найдите в тексте слова, которые содержат новую букву, подчеркните их.

Проверка.

Работа с иллюстрацией с.139-140 “Азбука” – Рассмотрите рисунок. Найдите слова, в названии которых есть звук [ш]. (Шатёр, Шамаханская царица, шуты, груши).
У: Кто из вас знает произведение, в котором встречается Шамаханская царица? (“Золотой петушок” А.С.Пушкина)
Учитель показывает портрет А.С.Пушкина, читает отрывок из сказки А.С.Пушкина.
У: Что вы слышите в фамилии писателя и названии сказки?
Д: Новый звук – звук [ш].
У: Напечатайте фамилию этого писателя в тетрадь. С какой буквы будете печатать?
Дополнительно: “Буква потерялась”.
…уруп …алаш …ляпа ко…ка
гру…а …утка

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2–3 минуты.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Вопросы:

Какую задачу ставили на уроке?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем ещё надо поработать?

У: Какую задачу ставили в начале урока?
– Удалось ли нам решить данную задачу?
– Каким способом?

Самооценка проходит, опираясь на план изучения нового звука и буквы.

У: Встаньте, кто может в слове выделить звук [ш].
– Встаньте, кто запомнил как выглядят буквы Ш, ш.
– Встаньте, кто научился читать слоги с этой буквой.
– Встаньте, кто научился читать слова с новой буквой; предложения, в которых есть слова с буквой ша?
– Где можно применить новые знания?
– Что у вас хорошо получается?
– А над чем надо ещё поработать?
– Спасибо, вы хорошо поработали на уроке.

Литература.

  1. В. В.Волина “Праздник букваря”. Москва, “Аст-Пресс”, 1995 г.
  2. Демидова Ю.В. “Реализация деятельностного подхода в обучении младших школьников”.
  3. Попова Н.П. “Деятельностный способ обучения”. В.Новгород, Новгородский региональный центр развития образования, 2010 г.