Переместительное свойство сложения

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с переместительным свойством сложения.

Задачи:

  1. Совершенствовать вычислительные навыки;
  2. Развивать умение делить предметы на группы и составлять числовые выражения;
  3. Закрепить знание состава числа 7;
  4. Прививать интерес к урокам математики.

Ход урока

1. Организационный момент.

Глазки изумлённые,
Ушки навострённые.
Ножки столбиком поставим,
Спинку ровно мы расправим.
Ручки друг на дружку,
Словно две подружки.

2. Актуализация знаний.

а) – Сегодня мы отправимся на день рождения к ослику Иа. Вместе с нами пойдут Винни-Пух и Пятачок.

Наша дорожка не простая, а числовая.

На доске числа.

– Чтобы пройти по дорожке, надо открыть все числа.

Приготовьте веера, будете показывать ответы:

– покажите последующее число числа 4 (5);
– предыдущее число числа 2 (1);
– число, которое стоит между числами 2 и 4 (3);
– число, которое больше числа 6 на 1
(7).

– Молодцы! Мы открыли весь числовой ряд.

Давайте сейчас откроем тетради на стр.39, №1 и напишем очень красиво цифры.

б) На доске домик.

– И вот перед нами домик ослика Иа.

– Какой номер у домика Ослика Иа? (7)

Посмотрите ветер сдул числа с окошек, надо вернуть их на место и тогда домик откроется.

Дети повторяют состав числа 7 и ставят числа на место.

Одновременно 3 ученика выполняют индивидуальную работу. (Домики с составом чисел 4, 5 ,6.)

Проверить индивидуальные задания.

3. “Открытие” нового знания и формулирование темы урока.

1) – На пороге стоит ослик Иа. К нему подходят Винни-Пух и Пятачок с подарками.
У Винни-Пуха 5 красных шариков, а у Пятачка – 2 зелёных шарика.

– Какие рассказы вы можете составить?

Винни-Пух подарил 5 шариков, а Пятачок 2 шарика. Сколько всего шариков подарили?
Пятачок подарил 2 шарика, а Винни-Пух 5 шариков. Сколько всего шариков подарили?

На доске карточки с выражениями.

2 + 1
5 + 2
2 + 5
1 + 2

– Какие выражения подойдут к нашим рассказам? Почему?

На доске остаются 2 выражения. (2 + 5, 5 + 2)

– Посмотрите на 1 выражение. Чему равно 1 слагаемое? 2 слагаемое? Чему будет равен результат? (7)
– Посмотрите на 2 выражение. Чему равно 1 слагаемое? 2 слагаемое? Чему будет равен результат? (7)

– Чем похожи и чем отличаются эти суммы?

(Слагаемые одинаковые, но стоят на разных местах.)

б) Выйдите к доске Дима и Даша. Возьмите подарки Винни-Пуха и Пятачка. Сколько всего шариков?

– А теперь поменяйтесь местами. Общее количество шариков изменилось? (Нет)
– Какой вывод вы можете сделать?

Ответы детей.

– Давайте проверим наши предположения, прочитав учебник на стр.4.

На доске появляется табличка, где написано это свойство.

Повторить.

– Как по-вашему можно назвать это свойство?

Предположения детей. Как называется наш урок? Это и есть тема урока.

4. Физкульт минутка.

Под музыку “Песенка Винни-Пуха” дети выполняют разные движения.

5. Первичное закрепление.

Выполним задание № 3 на стр.4 учебника.

– Как можно сравнить выражения не вычисляя? (Посмотреть на слагаемые.)

Вынести на доску. Дети выходят и объясняют.

6. Самостоятельная работа.

а) Ослик Иа придумал интересное задание для Винни-Пуха и Пятачка. У вас такие же задания в учебнике и тетради. Откройте тетради на стр.39 и выполните задание № 2.

Самопроверка.
– Посмотрите, как выполнили наши герои. (На доске карточка с правильными ответами.)
– Кто выполнил также?
Остальные найдите и исправьте ошибку.

7. Физкультминутка.

8. Тренировочные упражнения.

а) Задание № 5, стр.4 учебника. Такие же фигуры на доске.

Винни-ух предлагает поиграть с геометрическими фигурами. А пока мы играем на помощь В.-П. идут Артём и Оля соединить примеры с шариками. (Инд. работа на доске.)

– На какие группы можно разделить фигуры? (По размеру, по форме, по цвету.)

Анализируем каждое свойство.

– Сколько предметов в 1 группе? А во второй? Какое выражение можно составить?
Выложите из разрезных цифр на парте выражение.

Учитель проверяет, выясняет, что дети составили выражения с опорой на переместительное свойство сложения. Ученики доказывают правильность составления выражений.

б) – А теперь проверим, как справились с работой Оля и Артём.
Открывается доска с примерами, которые надо соединить с шариками, на которых записаны ответы.

7 – 2 – 1 (4)
3 + 1+ 1 (5)
 4 + 3 (7)
  4 + 2 (6)
6 – 1 – 1 – 1 (3)
 5 – 3 (2)

9. Самостоятельная работа.

Пятачок хочет проверить, как вы умеете считать.
Задание в тетради стр.39, № 4.

10. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке? А какое правило выучили?
Давайте повторим.