Урок в 6-м классе в рамках экспериментальной площадки "Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения" ("Истоки") на тему "Моя Москва. Образ города"

Разделы: Литература


Тип урока: закрепление  и систематизация пройденного материала.

Цели урока:

  • -закрепить и систематизировать знания учащихся о родном городе;
  • продолжить знакомство учащихся с поэзией о родном городе (стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, М.И.Цветаевой, В.Я.Брюсова);
  • продолжить процесс формирования связной речи учащихся с использованием терминологии, соответствующей теме урока;
  • способствовать развитию умения работать как индивидуально с заданием, так в паре и в группе;
  • способствовать развитию таких психических познавательных процессов, как память, мышление, речь, воображение и т.д.;
  • воспитывать  чувство прекрасного, прививать любовь к родной культуре и ее достоянию.

Оборудование:

  • микрофильм «Город чудный, город древний!» (приложение 1);
  • микрофильм «Ария Кутузова из оперы С.Прокофьева «Война и мир» (приложение 6);
  • презентация к уроку (приложение 4);
  • раздаточный материал для работы в парах и групповой работы;
  • иллюстративный материал  для творческой работы (моделирования).

Ход урока

Примечания

1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! В поисках мудрости вновь и вновь обращаемся к нашим истокам, к нашим корням. Наши корни здесь, в прекрасном и, как сказал поэт, «чудном и древнем» городе – в Москве. Но что же стоит у истоков процветания нашего города? Каким мы видим свой город, как относимся к нему? Об этом нам предстоит сегодня поразмышлять. Возможно, то, о чем будем говорить, поможет нам на жизненном пути.

Итак, мы начинаем!

Учащиеся разбиты на 4 группы по 4-5 человек (группы смешанные: девочки и мальчики)

2. Эпиграф к уроку  (чтение стихотворения учащимся наизусть).

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!

Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..

На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных...
Это матушка Москва!

Кто, силач, возьмет в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьет златую шапку
У Ивана-звонаря?..

Ты, как мученик, горела,
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!

И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною!..

Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!

Федор Глинка

Приложение  1

(презентация)

3. Вступительная беседа

- Фильм, который вы сейчас увидели, предваряет тему нашего урока (эпиграф), которая звучит очень поэтично «Москва. Образ города».

- Как вы понимаете, что такое образ? (результат художественного обобщения, способствующий объективному восприятию картины мира; образ – это совокупность нескольких составляющих)

- С понятием «образ» мы часто сталкиваемся на уроках литературы. Из чего складывается образ героя художественного произведения? (характер, поступки, отношение к окружающим и т.п.)

- Как вы думаете, что станет предметом обсуждения на  уроке? Из чего может складываться образ Москвы? (какой мы видим Москву, какой ее видели до нас, люди и их отношение к городу)

- Можно ли считать актуальным обращение к теме «Образ Москвы» (образ – это также отражение внутреннего, духовного мира человека, у  каждого жителя города складывается свой образ Москвы)

- Значит, жители, т.е. мы с вами, являемся неотъемлемой составляющей образа Москвы. Наш урок пройдет в форме размышления. Мы задумаемся над тем, какой видели Москву наши предки и какой мы видим ее сейчас. Результатом размышления станут постеры «Моя Москва», которые к концу урока оформит каждая группа. Здесь вы сможете отразить свое видение города, оценить качества, присущие москвичам.

Приложение 2 (постер)

4. Групповое задание №1 «Москва в произведениях русских поэтов и писателей»

- Не случайно в начале урока мы отметили, что тема звучит поэтично. Почему? Москва воспета в произведениях русских поэтов и писателей. Москва всегда служила и будет служить неиссякаемым источником вдохновения. Какой видели и любили  Москву русские поэты?

- Возьмите карточки с заданием №1. Сейчас каждый из вас должен внимательно изучить и проработать карточку со своим заданием.  

Приложение 3

(задание №1)

Самостоятельная работа: учащиеся выполняют задания на своих бланках.

Группа 1: Москва в творчестве А.С.Пушкина.

Группа 2: Москва в творчестве М.Ю.Лермонтова.

Группа 3: Москва в творчестве М.И.Цветаевой.

Группа 4: Москва в творчестве В.Я.Брюсова.

- Итак, каждый из вас выписал из стихотворений русских поэтов слова и словосочетания, олицетворяющие  наш город. Теперь обсудите в группе и выберите три основных составляющих образа города в стихотворениях Пушкина, Лермонтова. Цветаевой и Брюсова. Выпишите их на командный листок, а затем на доску.

Оформление доски:

Москва. Образ города.

А.С.Пушкин (1799-1837)

_______________

_______________

_______________

М.Ю.Лермонтов (1814-1841)

_______________

_______________

_______________

М.И.Цветаева (1892-1941)

_______________

_______________

_______________

В.Я.Брюсов (1873-1934)

_______________

_______________

_______________

Групповая работа: представитель от каждой группы выписывает на доску три составляющих образа города, олицетворяющих Москву в произведениях русских поэтов.

Музыкальное сопровождение

Обсуждение:

Группа 1: Москва в творчестве А.С.Пушкина  (чтение стихотворения учащимся): Москва белокаменная, златоглавая, церкви, колокольни, кресты золотые, сады и чертоги, уже само имя города вызывает в душе трепет и т.п.

Напомнить: Пушкин родился в Москве (ныне Бауманская улица), а стихотворение «Воспоминание в Царском селе»  он читал на экзамене в Лицее перед Г.Р.Державиным. Москва - город, где забываются горести и печали, отдыхает душа, город, в котором чувствуешь себя всегда юным и беспечным.

Почему последние строки выделены красным? Как вы понимаете их смысл. Произнести строки хором.

Группа 2: Москва в творчестве М.Ю.Лермонтова (чтение стихотворения учащимся): Москва великая, златоглавая, белокаменная, прекрасно наблюдать зарю в городе, Москву невозможно описать, ее можно чувствовать и т.п.

Напомнить: Лермонтов родился в Москве (недалеко от Красных ворот).

Группа 3: Москва в творчестве М.И.Цветаевой (прочитать стихотворения вслух).

Какой видит Москву поэтесса? (купола на фоне голубого неба, православная Москва, необъятная;  облака - стремление вверх, ввысь, восторженность, восхищение).

Напомнить: Цветаева родилась в Москве.

Группа 4: Москва в творчестве В.Я.Брюсова.

- В.Я.Брюсов (чтение стихотворения учащимся): Какой предстает Москва в строках Валерия Брюсова? (святая, величественная, в золоте куполов, над городом раздается колокольный звон).

Напомнить: Брюсов родился в Москве.

Вывод: Как вы думаете, почему под каждым портретом подписаны годы жизни поэта? ( Пушкин и Лермонтов – это поэты 19 века – «Золотого» века русской поэзии, а Цветаева и Брюсов – 20 век, который называли «Серебряным»). Что объединяет поэтов?

Без чего поэты не представляют себе Москву? (Поэты видят Москву православной, украшенной куполами, над городом раздается колокольный звон) Ключевыми можно считать слова Брюсова о Москве: «Москва святая».                                                            

Приложение 4

(презентация)

5. Групповое задание №2 «Московский Кремль».

- Какой мы видим Москву? Что в первую очередь мы себе представляем, когда говорим о Москве? (Кремль)

- Почему Кремль можно считать символом Москвы? (Кремль – это сердце города, его сила, мощь и красота).

Напомнить: Каким был Кремль на протяжении многовековой истории Москвы?

Чтение учащимся стихотворение М.Ю.Лермонтова «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…»

Анализ стихотворения:

- Как вы понимаете смысл строк «люблю тебя как сын», «как русский, - сильно, пламенно и нежно»?

- Что имеет в виду поэт, когда говорит о «священном блеске седин»?

- Кто этот «чуждый властелин»?

Приложение 4

(презентация)

Групповая работа: учащиеся в группе выполняют задание на карточках самостоятельно, затем заполняют командный листок.

Обсуждение и выводы: Чувство патриотизма должно быть присуще не только Москвичу, но и вообще русскому человеку, человеку, для которого Россия - Родина. Вспомним годы ВОВ и 1812 года и 1941, когда русский народ, сплотясь, одолел врага, во много раз превышающего его в силе.

Вспомним строки Лермонтова о Москве «…люблю тебя, как сын».

Если человек относится к своему городу как сын к матери, если считает себя неотъемлемой его частью, какое чувство движет им? (любовь)

Чувством глубокого патриотизма и любви проникнута ария Кутузова из оперы С. Прокофьева «Война и мир».

Величавая, в солнечных лучах,
матерь русских городов,
ты раскинулась перед нами, Москва!
Уж ли близится скорбный, тяжкий час,
войско русское должно
от священных стен без боев отойти?

Дерзнул коварный враг
вступить на нашу землю
и скоро он восплачет.
Любовь к отечеству,
и храбрость войска,
и молитвы наши
нам дадут победу.
Потворствовать Россия не привыкла,
в боях свободу отстоит народ.
Отечеству мы вернем спокойствие,
и мир другим державам.

В белокаменной матушке-Москве
не возможет враг во век
подчинить сердца храбрых, вольных людей.
Вся усеется русская земля
неприятеля костьми,
победит врага
наш великий народ!

- Как Кутузов называет свою столицу? (величавая, матерь, матушка, белокаменная)

- Какими он видит москвичей? (храбрые и вольные люди, великий народ)

Приложение 5

(задания)

Приложение 6

(презентация)

6. Групповое задание №3 «Москва и москвичи»

А вот слова главного летописца быта и нравов Москвы Владимира Алексеевича Гиляровского:  «Я - москвич! Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вкладывая в него себя. Я - москвич!».

Какие слова являются ключевыми в этом высказывании? («…вкладывая в него себя»). Как вы понимаете эти слова?

- Из приложенных качеств выберите положительные и отрицательные. Затем подумайте, обсудите и выберите пять основных, на ваш взгляд, положительных и отрицательных качеств, присущих москвичам.

Качества: Пытливый ум, радушие, предприимчивость, верность традициям, любовь к деньгам, энергичность, любовь к отечеству, решительность, миролюбие, целеустремлённость, религиозность, образованность, уважение к другим народам, информированность, воспитанность, трудолюбие, приветливость, интеллигентность, отзывчивость, высокая приспособляемость, доброжелательность, высокомерие, корыстность, жадность, завистливость, наглость, грубость, эгоизм, равнодушие,  хамство, суетливость, привередливость в выборе работы, лень, нервозность, бездуховность, нетерпимость к приезжим.

Обсуждение: какие качества выбрала каждая группа и почему.

Комментарий: Опрос в Интернет: Москвичи высокомерные, но порядочные.

Приложение 4

(презентация)

7. Групповая работа. Оформление постера «Моя Москва»

- Запишите слова или словосочетания, составляющие образ Москвы. Дополните постер фотографиями с видами Москвы, подписать их. Добавьте  высказывания о Москве.

Высказывания:

«Как не любить родной Москвы?»
Е А. Баратынский

Неподражаемой России
Незаменимая земля.
И. Северянин

В каком ты блеске ныне зрима,
Княжений знаменитых мать!
Москва, России дочь любима,
Где равную тебе сыскать?
И.И.Дмитриев

Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива!
Валерий Брюсов

Москва-третий Рим

Москва-сердце православия

Москва-храм под открытым небом

Москва-собор земли русской

Представление постеров представителями каждой группы.

Музыкальное сопровождение

9. Подведение итогов. Рефлексия.

- Совпадает ли представление о Москве наших предков с нашим видением города? Что изменилось?

- Что значит любить свой город?

- Что каждый из нас может сделать, чтобы город процветал? (ценит то прекрасное, что есть в нашем городе, видеть это прекрасное, не ругать, не клеветать на него, не потворствовать тем, кто это делает, бороться с равнодушием и эгоизмом)

 

10.  Домашнее задание

Написать сочинение на тему «Моя любимая улица Москвы»

 

11. Заключительное стихотворение (учащийся читает наизусть)

                     ***

Ночь морозная. Иней укутал траву.
Пыль веков на державном граните.
Заклинаю в ночи: берегите Москву!
Храм истории нашей храните.

Долговязые краны над старой Москвой.
На холмах что ни день, то обнова.
Берегите Москву, каждый камень живой,
каждый выступ лица дорогого.

Я давно уже истиной этой живу.
И какая б над миром ни шлялась погода,
я друзьям говорю: "Берегите Москву.
Это главная наша забота."

За грядою домов начинает светать.
Белый пар над прохожими вьется...
Берегите Москву. Ей стоять и стоять.
Мы проходим... Она - остается.

Гербовский Г.Я.