Личностно ориентированное образование как вектор развития современной начальной школы

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Современный этап развития общества диктует новые задачи в сфере образования. Последнее десятилетие XX столетия и начало XXI характеризуется в педагогических науках возросшим интересом к личности обучающегося. В настоящее время среди основных тенденций в развитии образовательного процесса современной школы ведущее место занимает переход от социоориентированной образовательной системы к личностно ориентированной. “Основная и очень ответственная задача школы – раскрыть индивидуальность ребёнка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям” [10].

Индивидуальность рассматривается как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. Индивидуальность человека формируется на основе наследственных природных задатков в процессе воспитания и в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности. В обучении учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого ученика, создание социокультурной ситуации развития, исходя из признания уникальности и неповторимости психологических особенностей ученика. У детей существенно различен уровень развития мышления, произвольного внимания, речи, памяти, воображения, важным обстоятельством является разный темп работы на уроке. Школьникам требуется разное время и для овладения учебными умениями и навыками. Но чтобы индивидуально работать с одним учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс.

Личностно ориентированное образование определяется так: это система работы учителя и школы в целом, нацеленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств ребёнка. Цель личностно ориентированного образования состоит в том, чтобы “заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа” [8].

В личностно ориентированном образовании ученик – главное действующее лицо всего образовательного процесса. “Основным принципом личностно ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития” [5]. Личностно ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:

  • возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;
  • образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
  • выделение групп детей по знаниям, способностям;
  • отношение к каждому ребёнку как к уникальности.

Особая психолого-педагогическая задача – работа с одарёнными детьми. Речь идёт о диагностике как общей (интеллект и креативность), так и специальной одарённости – музыкальной, сенсомоторной, литературной и т.д., а также обучении, воспитании и развитии одаренных детей.

В трудах Анциферовой Л.И., Брушлинского А.В., Виткина Л.Г., Давыдова В.В., Зверевой Т.И., Менчиской Н.А., Петровского А.В., Тарского Ю.И., Якиманской И.С. и др. раскрывается специфическая природа личностного уровня человеческой психики; выделены механизмы образования личностного опыта, развития творческого потенциала обучаемых; разработаны общие психологические вопросы личностно ориентированного образования в целом, представлены технологии личностно ориентированного обучения в отдельности.

Личностно ориентированные технологии обучения:

  • технология педагогических мастерских,
  • технология обучения как учебного исследования,
  • технология коллективной мыследеятельности,
  • технология эвристического обучения,
  • метод проектов,
  • вероятностное образование (А. Лобок)
  • развивающее обучение (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин),
  • “Школа диалога культур” (В.С. Библер),
  • гуманитарно-личностная технология “Школа жизни” (Ш.А. Амонашвили),
  • преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин),
  • дизайн-педагогика.

В центре внимания личностно ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Технологизация личностно ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного процесса, дидактического материала, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями.

Личностно ориентированный поход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике, основной принцип которого – упор на учение, а не на преподавание. В центре обучения находится сам обучаемый, его личностный рост, смыслы учения и жизни. Следовательно, личность ребенка здесь выступает не как средство, а как цель; “в том смысле, что только саморазвитие ее эффективно, результативно и – главное – естественно” [1]. Основной замысел личностно ориентированного учебного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание и тем самым добиться личностного усвоения содержания. Обучение, всегда сочетающееся с напряжённой мыслительной деятельностью, поиском, творческой работой, – это то, что привлекает самого ученика к процессу учения и захватывает самого учителя. На личностно ориентированном занятии работают все, и работает каждый. От учителя требуется не только признание за каждым учеником своеобразия его личности, но и пересмотр ряда профессиональных позиций. В личностно ориентированном образовании предполагается следующая позиция педагога:

  • оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;
  • отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
  • опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

Также позицию учителя в учебном процессе определяет отказ от жесткого авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогических технологий, методов и техники работы учителя природосообразной, личностно ориентированной, здоровье сохраняющей направленности. Если на традиционном учебном занятии основное внимание учитель уделяет коллективным (фронтальным) методам работы, то на личностно ориентированном он должен принять на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы класса, гибко распределяя детей по группам с учётом их личных способностей, в целях, создания максимально благоприятных условий для их проявления.

Проектирование образовательного процесса в личностно ориентированной системе обучения не ограничивается, конечно, специальным конструированием учебного материала, обеспечивающим ученику свободу выбора в работе с ним. Важно, как этот материал используется учителем на уроке. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия “учитель-ученик”. От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. В этих условиях меняется и режиссура урока. Работа с субъектным опытом учащегося требует от учителя не просто изложения своего предмета, а анализа того содержания, которым располагают ученики по теме урока. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Ученики не просто слушают рассказ учителя, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают одноклассники, отбирают с помощью учителя то содержание, которое закреплено научным знанием. Ученик при этом является творцом этого знания, участником его порождения. Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем организации нетрадиционных уроков: модельных, эвристических, проблемных, дискуссионных, рефлексивных, а также практикумов, экскурсий; коллективной работы на уроке (парной, микрогрупповой, бригадной, межбригадной).

Урок в личностно ориентированной образовательной системе носит вероятный характер и его специфика зависит от личностных особенностей участников образовательного процесса, что затрудняет создание “универсального” учебника. Поэтому при подготовке и проведении такого урока значительно возрастает роль дидактического материала, который может существенно различаться в разных школах по содержанию (зависимости от региональных, национальных условий, особенностей школы и т.п.). Кратко сформулируем основные требования к разработке дидактического обеспечения [5]:

– учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
– изложение знаний должно быть направлено не только на расширение их объёма, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;
– в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;
– учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;
– необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
– при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии.

Большое значение для организации личностно ориентированного образовательного процесса имеет работа с первоисточниками. Важно предоставить ученику возможность выбора работать с той литературой, которая ему интересна, более значима, эмоционально привлекательна, особенно в тех случаях, когда она выступает объектом информации, а не специальным объектом изучения.

Каждому ребенку для развития и самореализации нужна образовательная среда, включающая [5]:

– организацию и использование учебного материала разного содержания, вида и формы;
– предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий;
– создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;
– постоянное внимание педагога к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы (важно, чтобы ученики могли рассказать, что они делали на уроке, как организовывали свою работу, какими способами пользовались и т.д.);
– разработку и использование индивидуальных программ обучения, моделирующих исследовательское (поисковое) мышление;
– организацию занятий в малых группах на основе диалога, имитационно-ролевых игр, тренингов учебного общения;
– конструирование предметного знания для реализации метода исследовательских проектов по выбору самих учащихся;
– необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, деятельности учащихся;
– образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъективной деятельности.

Чем богаче образовательная среда, тем легче раскрыть индивидуальные возможности каждого ученика, опереться на них с учетом выявленных интересов, склонностей и разнообразия субъективного опыта ученика, накопленного им в семье, в общении со сверстниками, обучении, реальном взаимодействии с окружающим миром. Такая разнообразная среда должна быть в начальной школе одинаковой для всех детей данного возраста. Будучи разнообразной по содержанию, она дает возможность каждому ученику раскрыть себя и самореализоваться. Разнообразная внутри, но одинаковая для всех, она позволяет выявлять подлинную индивидуальность ребенка в естественных условиях его жизнедеятельности в школе.

Диагностико-оценочный компонент педагогической системы позволяет установить степень эффективности всех проведённых педагогических и психологических влияний на личность детей. Этот же компонент позволяет ориентировать дальнейшую организацию педагогического процесса. Критериями эффективной организации личностно ориентированного обучения выступают параметры личностного развития.

Существует несколько причин, вызывающих трудности освоения учителем личностно ориентированного обучения учащихся [7].

Причина 1. В имеющейся научно-педагогической литературе нет определения личностно ориентированного обучения учащихся.

Причина 2. В субъектном опыте учителя сложились стереотипы, которые вступают в противоречие с тем опытом, который необходим для личностно ориентированного обучения учащихся.

Причина 3. Методическая подготовка учителя должна быть непрерывной, что не обеспечивается сложившейся системой повышения квалификации.

В современных условиях ускорения динамики информации детям становится всё труднее найти себя в мире и обществе, не просто социализироваться (как пишет традиционная педагогика), т.е. включиться в общество, чтобы утонуть в нём, быть лишь винтиком в теле социального прогресса, но стать полноценным субъектом, сознательным вектором направления развития мира и общества. Именно на развитие субъектности, сознательности, креативности и конструктивности у детей нацелено личностно ориентированное обучение. Содержание личностно ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного “Я” и научиться управлять им.

Модель личностно ориентированной школы – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:

– в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования;
– личностно ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией;
– в последнее время наметилась тенденция, когда родители выбирают не просто какие-либо дополнительные предметы, услуги, но ищут, прежде всего, благоприятную, комфортную для своего ребенка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность;
– необходимость перехода к данной модели школы осознается обществом.

Список литературы.

  1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе. – Ростов н / Д: Феникс, 2006.
  2. Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006.
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. № 6. 2002.
  4. Колеченко. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002.
  5. Кульневич С.В., Петелин А.С. Личностно ориентированная педагогика. – Воронеж. Вып. 1,2. 1997.
  6. Лукъянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006.
  7. Малова И.Е. Проблемы освоения личностно ориентированного обучения учащихся и пути их разрешения. – Брянск: Брянского государственного университета, 2002
  8. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
  9. Шоган В.В. Технология личностно-ориентированного урока. – Ростов н/Д: Учитель, 2003.
  10. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000.