Дети Великой Отечественной войны. 1941–1945. 1-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 1


Вашему вниманию предлагается проект открытого урока по композиции для учащихся 1 класса художественной школы “Дети Великой отечественной войны. 1941 – 1945”. Это занятие продолжает цикл уроков по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьников. На предыдущих уроках учащиеся работали над композицией посвященной теме обороны Петропавловска (ныне Петропавловска-Камчатского) 18-24 августа (30 августа -5 сентября) 1854 года в ходе Крымской войны 1853-1856 годов.

Для решения поставленных задач я использую достаточно эмоционально-выразительную, на мой взгляд, форму урока – презентацию. Принципы презентации – наглядность, информативность, доступность. Данная технология позволяет погрузиться учащимся в тематику и определиться в трудной творческой задаче: выборе композиционного сюжета.

Уровень образования школьников

Дополнительное образование.

Коллектив 1 класса детской художественной школы (11–12 лет).

Форма учебной деятельности – классно-урочная.

Полное описание разработки

Тип урока: лекция – презентация с практикумом

Цели урока: Расширение кругозора учащихся о жизни детей в трудное для страны военное время.

Уметь выполнить подготовительный этап работы (эскиз) композиции, включая работу с историческим материалом; подчинить все элементы композиции основному замыслу.

Развитие творческого воображения, композиционных навыков. Приобщение к радости творчества, к самостоятельной творческой деятельности.

Воспитывать личность самостоятельную, творческую, духовно-нравственную, прививать любовь к Родине.

Оборудование ноутбук, бумага формата А-5, простые карандаши, ластики, мольберты, планшеты.

Особенности роли учителя:

  • усиливает мотивацию учащихся к изучаемому предмету “композиция”;
  • организует учащихся на создание собственного видения исторических событий в России середины 20 века;
  • помогает учащимся провести анализ учебной информации,
  • организует учащихся на создание собственного творческого продукта;
  • проводит рефлексию деятельности учащихся;
  • побуждает учащихся к рефлексии, анализу полученного результата, формулировке выводов и обобщений.

Формы организации учебной деятельности учащихся: общеклассная и индивидуальная.

Методы обучения:

1. По источнику передачи и восприятию информации: информационно – рецептивный (ИКТ), практический.

2. По степени самостоятельности учащихся: репродуктивный метод, частично – поисковый.

3. По логике подачи материала – дедуктивный.

Время: 2 учебных часа

Ход урока

1. Приветствие; эмоциональная настройка на урок

Звучит песня И.Резника “Дети войны” с видеорядом фотографий (можно использовать фотографии военных лет, с изображениями детей).

2. Презентация (Приложение 2)

Слайд №1. Учитель формулирует цели, задачи урока:

Наша встреча с вами посвящена детям Великой Отечественной войны 1941-1945. Наша задача сегодня попытаться понять, какие испытания выпали на долю мальчишек и девчонок во время войны; выбрать сюжет для композиции, посвященной тому трудному времени и сделать подготовительный эскиз.

Слайд №2. Война не знает возраста. Перед страшным ликом ее уничтожающей силы равны и стар и млад. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

Их детство прервалось 22 июня 1941 года. Фашистское вторжение прокатилось по человеческим судьбам. Горькое сиротство, разрушенные дома, вражеские лагеря, угон в германское рабство, бесправное голодное существование на оккупированных территориях – вот что стало уделом сотен тысяч детей.

Организованная эвакуация в тыл страны, забота государства и милосердие многих людей позволили спасти детей. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг – несмотря на голод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, тяжким трудом приближая победу. Юные герои вместе с воинами Красной Армии встали на борьбу с врагом. Сыны полка боролись за победу с оружием в руках.

Вопрос: Когда началась Великая Отечественная война? Что можно назвать подвигом детей?

Слайд №3. В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война.

У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 65 – 82 -летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Вопрос: Знаете ли вы людей прошедших Великую Отечественную войну? Если да, сколько сейчас им лет? Рассказывали ли они вам о тех годах? Рассказы участников тех далеких событий могут послужить темой для вашей композиции.

Слайд № 4,5,6. Восьмого сентября гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась 871 – дневная блокада города на Неве. Единственной дорогой в осажденный город было малоизученное Ладожское озеро. Из Ленинграда по воде было эвакуировано 33. 479 человек, но навигация была смертельно опасна. Частые налеты вражеской авиации и непредсказуемые осенние штормы делали каждый рейс подвигом. Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.

Слайд №7. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями “За оборону Ленинграда”. Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. Не было таких событий, кампаний и дел, в которых они не участвовали. Расчистка чердаков, борьба с "зажигалками", тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки. На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками – "сыновьями полков", получившими награды на полях сражений.

Вопрос: Что может послужить рисунка о жизни блокадного Ленинграда? Кто такие “сыновья полка”?

Слайд №8. С начала войны для детей-сирот, юных патриотов, вставших в ряды защитников Отечества, были созданы специальные военные училища. С 1943 года курсантские школы, а затем суворовские и нахимовские училища

А.В. Суворов вошел в историю и боевую летопись нашего Отечества как гениальный военный мыслитель и великий полководец, снискавший себе славу непобедимого. Присвоение этого имени училищам означало, что в них должны воспитываться юноши, призванные наследовать славные боевые традиции своих героических отцов, которые на полях сражений Великой Отечественной войны по-суворовски били врага. Первые суворовские училища являлись, по сути, школами-интернатами, в которые на полное содержание и обучение брали детей, родители которых погибли во время войны. Училища стали для них поистине родным домом, а работавшие в них офицеры и преподаватели – родителями.

Вопрос: Какой сюжет жизни юного “сына полка” или суворовца может лечь в основу картины?

Слайд№9. На самых трудных участках Отечественной войны находились советские художники, выпускавшие плакаты, оформлявшие листовки и фронтовые газеты, делавшие большое количество зарисовок. Всё это и сегодня представляет большую художественную, культурную, историческую ценность. Художники внимательно всматривались в тяжелые будни жизни на фронте, в тылу, в партизанских лесах, и, конечно – же, подмечали скромный, не бросающийся в глаза подвиг выносливости, жизнестойкости детей.

А.Пахомов “На Неву за водой”

Слайд №10

А. Харшак “За что?” (Раненый ребенок) 1942

Слайд №11.

Д.Шмаринов. “Не забудем, не простим”

Слайд №12

Фашист пролетел

А.А.Пластов 1942 год, холст, масло

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Над проселочной дорогой
Пролетали самолеты...
Мальчуган лежит у стога,
Точно птенчик желторотый.
Не успел малыш на крыльях
Разглядеть кресты паучьи.
Дали очередь – и взмыли
Вражьи летчики за тучи..."

Д. Кедрин

Вопрос: Назовите фамилии художников, изобразивших детей во время войны.

Слайд №13.

Вопросы и задания

  • Как повлияла война на судьбы детей?
  • Как справлялись с тяжелыми испытаниями дети во время Великой Отечественной Войны?
  • Каким образом они помогли приблизить Победу?
  • Выполните эскиз композиции на одну из предложенных тем:

“Портреты детей войны”,

“Сюжеты войны с участием детей”.

3. Практическая часть урока.

Учащиеся самостоятельно выполняют варианты композиционных эскизов.

4. Заключительная часть урока

Просмотр выполненных эскизов, обсуждение полученных результатов.

5. Домашнее задание

Сбор недостающего натурного материала для композиций (варианты военной формы различных родов войск, одежда мирного населения, транспорт, оружие); выполнить варианты цветотональных эскизов.

Список литературы

  1. Баркова Н.В. Гелий Корнеев: Художник и время /Н.В. Баркова. – М.: Совет. художник, 1976. – 98 с.
  2. Великая отечественная война 1941 – 1945 г.г. в фотографиях и кинодокументах. 1942 год. Т 2. – М.: Планета, 1986. – 400 с.
  3. Великая отечественная война 1941 – 1945 г.г. в фотографиях и кинодокументах. 1945 год. Т 5. – М.: Планета, 1989. – 400 с.
  4. Из фронтовой лирики: Стихи русских советских поэтов. – М., 1981. – 350 с. – (Б-ка совет. поэзии).
  5. Мастера исторической живописи / Авт.-сост. Г. В. Дятлева, К. А. Ляхова. – М.: Вечер, 2001. – 320 с.
  6. Навечно в памяти народной.– М.: Молодая гвардия, 1975. – 176 с.

Приложение