Развитие памяти на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Современная школа требует ориентации учащихся на усвоение большого обьема разнообразного материала, прочного хранения его в памяти, быстрого и эффективного использования в решении учебных и практических задач. Неотъемлемая часть всей учебной работы составляет осмысливание и закрепление в сознании учащихся изученного на уроке материала. Учителю принадлежит важная роль в развитии памяти школьников. На уроках английского языка у многих детей возникают трудности при первичном восприятии, последующем запоминании и воспроизведении иностранных слов и текстов. Ознакомление детей с разными мнемическими приемами будет способствовать не только развитию памяти, но и других психических процессов, таких как мышление, восприятие, воображение.

Мнемические действия (приемы) – это набор способов обработки информации, который ведет к увеличению продуктивности процессов памяти. Выделяют следующие мнемические приемы:

группировка – разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, социациям);

опорные пункты – выделение какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, вопросы, образы излагаемого в тексте, примеры, цифровые данные, сравнения, имена, эпитеты, незнакомые или малознакомые слова, чем-либо выделяющиеся выражения, эмоциональная реакция субъекта);

мнемический план – совокупность опорных пунктов;

классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков;

структурирование – установление взаимного расположения частей, составляющих целое, внутреннего строения запоминаемого;

систематизация – установление определенного порядка в расположении частей целого и связей между ними;

схематизация – изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации;

аналогии – установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий, в целом различных;

мнемотехнические приемы – совокупность готовых, известных способов запоминания;

перекодирование  –  вербализация  или  проговаривание,   называние,   представление информации в образной форме, преобразование информации на основе семантических, фонематических признаков и т.д.;

достраивание запоминаемого материала – привнесение в запоминаемое субъектом: использование вербальных посредников; объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам; распределение по местам (метод локальной привязки, или метод мест);

сериационная организация материала – установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, по времени, упорядочение в пространстве и т.д.;

ассоциация – установление связей по сходству, смежности или противоположности и т.д.;
повторение – сознательно контролируемые или неконтролируемые процессы циркуляции информации. (См. Приложение 1).

Обучение такому приему запоминания как мнемический план предполагает анализ этого приема, его структуры и функций. Мнемический план – это совокупность смысловых опорных пунктов. Смысловой опорный пункт – это выделение какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания. Взятые в совокупности опорные пункты составляют план материала.

Формирование мнемического плана проводится в два этапа. На первом этапе происходит формирование мнемического плана как мыслительного действия – формирование умения разбивать текст на большие и малые смысловые единицы и верно обозначать содержащуюся в них информацию в сжатом виде. На втором этапе происходит формирование мнемического плана как мнемического действия – самостоятельное усвоение детьми алгоритма действий мнемического плана при запоминании и последующем воспроизведении текста.

При формировании мнемического плана у школьников на уроках английского языка мы используем повествовательные тексты, так как именно повествовательный текст запоминается детьми лучше и продуктивнее, чем другие виды текстов. Объем текста зависит от возможностей памяти детей конкретной возрастной группы.

Далее рассмотрим  ход проведения занятий по каждому этапу.

1 этап.

1 урок.

«На сегодняшнем уроке мы познакомимся со специальным приемом запоминания. Он поможет вам легко и быстро запоминать обьемные и сложные тексты. Этот прием называется мнемический план. Чтобы вам стало понятно, что это такое, я покажу, как следует им пользоваться. Итак, я зачитываю текст, а вы внимательно слушаете и стараетесь понять, о чем идет речь (чтение текста, см. Приложение 2). Теперь переведем текст. Я буду зачитывать предложения, а ваша задача – перевести их на русский язык...  Итак, текст переведен. Разобьем его на «малые» и «большие» смысловые единицы. Малая смысловая единица заключает в себе сообщение об одном действии, а большая – о событии, включающем законченный ряд действий. Договоримся обозначать малыми смысловыми единицами предложения. Например:

1. Once upon a time there lived a girl.
2. She was very clever and nice.
3. He wanted to have such friends too.

А большими смысловыми единицами – события. Например:

“The girl had a brother. But he did not like to talk and play with anybody. He liked to be alone.”

Чтобы вам было понятнее, я прочитаю текст еще раз. Считаем большие и малые смысловые единицы. Текст состоит из 5 больших смысловых единиц и из 17 малых смысловых единиц.

Теперь текст разделен, и мы приступаем к составлению мнемического плана, который и поможет нам лучше запомнить текст. Итак, чтобы составить верный план, в каждой большой единице мы должны выделить главную мысль. Зачитываю первый абзац:

“Once upon a time there lived a girl. She was very clever and nice. She had many friends and animals. She liked to play different games with them. All her friends and animals were very happy.”

Основная мысль этой большой единицы должна передавать информацию обо всех малых смысловых единицах. Первым пунктом плана мы запишем следующее предложение.

The plan.

1. A girl liked to play with her friends and animals».

Далее зачитываем по абзацу, и работа по составлению мнемического плана проводится аналогично. В результате на доске появляется план.

2. The girl had a lonely brother.
3. The girl caught a cold.
4. The girl’s brother told her friends to get out of the house.
5. The friends stayed.
6. The brother wanted to have friends.

«Посмотрите внимательно на доску. Все ли согласны с составленным планом? Я хочу обратить ваше внимание на то, что все пункты плана записываются в форме предложений. Или малых смысловых единиц. Предложения должны следовать одно за другим и содержать в себе информацию о каком-то событии или действии. Они не должны быть слишком краткими или слишком подробными. На следующем занятии мы потренируемся вместе составлять такие мнемические планы».

2 урок.

«Сегодня на уроке мы вместе будем составлять мнемический план к тексту. Будьте готовы прослушать текст и постараться понять, о чем идет речь. (Зачитывается текст, см. Приложение 3) Вспоминаем про большие и малые смысловые единицы. Что же это такое? Итак, большая смысловая единица содержит информацию о нескольких действиях, а малая – об одном действии. На сколько больших и малых единиц можно разбить данный текст? Чтобы вам было проще сосчитать их, я прочитаю текст еще раз, медленно.
Итак, у нас получилось 5 больших смысловых единиц и 19 малых. Это значит, что в нашем плане будет 5 пунктов. В тетрадях запишите: “The plan.” Чтобы придумать название каждого пункта, я прочитаю каждый абзац еще раз, после чего мы будем обсуждать и выберем наиболее подходящий вариант». Далее зачитывается первый абзац.
“Last summer Mike and David went for a walk to the forest. The day was fine and sunny. It was very hot. The boys walked in the forest and then they sat down under a big tree.”
перечисляются все основные малые единицы, все действия, из которых состоит отрывок.

Учитель записывает на доске:

  1. The boys went for a walk to the forest.
  2. The day was hot.
  3. The boys walked in the forest.
  4. The boys sat under a big tree.

«Подумайте, с опорой на какое предложение вы сможете вспомнить, о чем шла речь в данном отрывке. Какое предложение наиболее ярко описывает все события, произошедшие в первом отрывке. Итак, записываем слово “Plan”. Записываем первый пункт плана:

The plan.

  1. The boys went for a walk to the forest.
    (По той же схеме идет отработка остальных абзацев.)
  2. The boys saw a bird.
  3. The boys took the bird home.
  4. The boys took the bird back to the forest.
  5. The boys met the bird again.

Итак, мы записали план, состоящий из 5 пунктов. Прочитаем его еще раз. Все ли согласны с этим планом?»

3 урок.

На третьем уроке отработка материала идет по той же схеме, по которой шла на втором уроке. Дети получали те же инструкции, но текст был изменен (см. Приложение 4). Текст состоял из 7 больших смысловых единиц и 22 малых смысловых единиц. План данного текста получился следующим:

  1. Peter works on a farm.
  2. The farmer gives Peter a penny.
  3. Peter is at the river.
  4. Peter works on a farm a second year.
  5. Peter takes the penny and goes to the river.
  6. Peter is on the farm a third year.
  7. Peter worked well.

Прочитаем получившийся план еще раз. Согласны ли вы с ним? (Да). Далее мы продолжим работу на следующем уроке.

4 урок.

«На сегодняшнем уроке вы будете самостоятельно и индивидуально пробовать составлять подобные мнемические планы, которые мы учились составлять на прошлых уроках. Алгоритм действий остается тем же. Я читаю вам текст. Вы слушаете и стараетесь понять общий смысл.
При вторичном прочтении текста вы выделяете большие и малые смысловые единицы, т.е. намечаете пункты плана. А при последующем (последнем прочтении текста) вы должны зафиксировать название каждого пункта плана.
Итак, приступим к выполнению. В тетрадях записываем: The plan.
Слушаем внимательно текст (учитель читает текст 3 раза) (см. Приложение 5). кончили свои записи и отложили ручки. Прочитали каждый свой план про себя. А теперь прочитаем их вслух по очереди. Выберем наиболее точный план. Как вы думаете, у кого он получился наиболее удачным? Работу над текстами мы продолжим на следующем уроке.

5 урок.

На пятом уроке отработка материала идет по той же схеме, по которой шла на четвертом уроке. Дети получили те же инструкции, какие они получали на предыдущем уроке. Содержание текста было изменено (см. Приложение 6).

«Прочитайте каждый свой план про себя. А теперь прочитайте их вслух по очереди. Ребята, выберем наиболее точный и верно составленный план. Как вы думаете, у кого он получился наиболее удачным? Работу над новым текстом мы продолжим на следующем уроке».

2  этап.

6 урок.

«Итак, продолжим работу над текстом. На сегодняшнем уроке вы будете самостоятельно и индивидуально составлять подобные мнемические планы, которые вы составляли на предыдущих уроках. Алгоритм действий немного изменен. Ваша задача усложняется. Я зачитываю вам текст. Постарайтесь выполнить следующие действия при первичном прочтении текста:

  1. Понять, о чем идет речь.
  2. Посчитать количество больших смысловых единиц (т.е. наметить количество пунктов плана).
  3. Выделить суть каждой большой смысловой единицы.

При вторичном прочтении текста вы должны уже четко сформулировать заголовок каждого пункта вашего плана и записать его. При последнем прочтении текста вы проверяете, все ли выполнено верно. (Учитель читает текст, см. Приложение 7).
Закончили свои записи и отложили ручки. Прочитайте каждый свой план про себя, сосредоточьтесь на каждом пункте. Я даю вам 5 минут на то, чтобы вы припомнили текст,  а через 5 минут я попрошу воспроизвести его в соответствии с вашими планами. Как вы думаете, у кого получился наиболее подробный и верный пересказ?».

7 урок.

«Продолжаем работу над текстом. Сегодняшний урок будет заключительным».  Обработка материала идет по той же схеме, по которой шла на шестом уроке. Дети получили те же инструкции, какие они получали на предыдущем уроке. (См. Приложение 8). Как вы думаете, у кого получился наиболее подробный и верный пересказ?