Влияние научно-технического прогресса на представление информации в ХХI веке

Разделы: Информатика


Участники: учащиеся 10-х классов

Предметная область: Информатика и ИКТ

№ занятия Тема занятия Всего часов Из них
Теория Практика
1 Введение в тему проекта. 1 1 0
2 Решение задач проекта. 1 0,5 0,5
3-5 Выполнение продукта проекта - проектирование. 3 1 2
6 Оформление продукта проекта. 1 0 1
7 Защита проекта. 1 0,5 0,5
  Итого: 7 3 4

Проект "Влияние научно-технического прогресса на представление информации в XXI веке" разработан для учащихся 10-х классов с профильным предметом "информатика" в общеобразовательных школах. Презентация.

УМП может быть использован при изучении темы "Информация. Кодирование информации", а также на элективных курсах, факультативных занятиях и кружковой работе.

В этом проекте объектом изучения является "информация", а также обучение работе в творческих группах.

В ходе проекта учащиеся самостоятельно проводят групповые исследования, используя различные источники информации (учебники, Интернет, научная литература, электронные учебники и другие мультимедийные пособия) и оформляют результаты своих исследований в виде презентации, сайтов, газет ,буклетов, кроссвордов, тестирующих приложений и т.д.

В процессе обучения у учащихся формируется умение работать с большим потоком получаемой информации, они учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы, экспериментировать представляя информацию в нужной форме, принимать авторскую позицию по исследуемой проблеме. Работа также представлена следующими Приложениями.

Основные этапы проекта:

I. Формулирование основополагающего вопроса

Какое влияние оказывает научно-технический прогресс на представление информации в XXI веке?

II. Формулирование вопроса (-ов) учебной темы

  1. Почему понятие "информация" до сих пор является базовым?
  2. Что происходит с носителями информации?
  3. Какие формы представления информации сегодня используются?
  4. Какими свойствами обладает информация XXI века?
  5. Каким образом можно получать информацию?
  6. Без чего человек не сумеет получить информацию?

III. Формулирование содержательного (-ых) вопроса (-ов) для исследований учащихся

Информация не существует сама по себе. Почему она проявляется в информационных процессах?

IV. Формулирование дидактических целей проекта

  • формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  • формировать навыки самостоятельной работы с большими объёмами информации;
  • формировать умения видеть проблему и наметить пути ее решения;
  • формировать и развивать навыки иформационно-исследовательской деятельности;
  • формирование критического мышления, навыков работы в команде.

V. Формулирование методических задач

  • освоить представление о базовом понятии "информация", рассмотреть различные подходы к определению количества информации в различных областях человеческой деятельности;
  • формировать умение увидеть проблему и наметить пути её решения;
  • формировать умение делать выводы и обобщения;
  • развивать коммуникативные навыки, умения работать в группе;
  • изучить виды носителей информации, освоить понятие "информационные процессы";
  • научить учащихся решать задачи по определению форм представления, восприятия и общественному значению информацию;
  • использовать мультимедийные презентации для оформления результатов;
  • научить кратко излагать свои мысли устно и письменно.

VI. Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)

  1. Почему информацию стали кодировать и декодировать?
  2. Какие информационные процессы необходимы информационному обществу?
  3. Как развиваются методы поиска информации?
  4. Как происходит кодирование различных видов информации?

VII. Выдвижение гипотез решения проблем

  1. Потому что без информации невозможно жить независимо от того в каком времени мы живём.
  2. Так как существуют различные подходы к определению понятия информации.
  3. Носители информации шагают в ногу со временем.
  4. Потому что человек любые сведения получает с помощью органов чувств.

VIII. Определение творческого названия проекта

  1. Носители информации шагают в ногу со временем.
  2. Влияние научно-технического прогресса на представление информации в XXI веке.

IX. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов

Для выполнения проекта класс делится на 4 группы, в каждой из которых есть консультант и эксперт (формирую сама),

Формы представления:

  • 1 гр. веб-сайт - Бутов А., Куницын И., Щербинин Н., Полянский К.
  • 2 гр. презентация - Мирошниченко А., Медведева М., Коневская А.
  • 3 гр. буклет - Черкашина Я., Саматоева Е., Кошелева Ю., Даниелян Д.
  • 4 гр. газета - Пушкин Е., Лагунова С., Даниелян Д., Семёнов К.

X. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе

(Ученики продумывают пути проведения своих исследований: о проведении анкетирования, опытов, создании видеозаписей, сборе статистических данных, образцов, об обработке собранных сведений, о том, как будут оформлены результаты исследования.)

XI. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав

  • 1 гр.- подобрать материал, касающийся представления информации в ЭВМ, подобрать иллюстративный материал, продумать оформление в виде веб-сайта.
  • 2 гр. - подобрать материал, касающийся информации и информационных процессов, подобрать иллюстративный материал, продумать оформление на слайдах( презентация).
  • 3-4 гр. - подобрать материал, касающийся носителей информации, подобрать иллюстративный материал, продумать оформление информационного бюллетеня.

Адреса поиска информации:

  1. Библиотека; печатные издания Угринович Н.Д. "Информатика и информационные технологии";
  2. Мультимедиаиздания; Интернет.
  3. Обращается внимание на соблюдение достоверности источников информации.

XII. Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе

Наметив план поисково-исследовательской деятельности, в группах обязанности распределяются самостоятельно учащимися определив сроки выполнения поставленных задач.

XIII. Самостоятельная работа групп

Самостоятельный поиск и обработка необходимой информации, а также представление её в нужной форме.

XIV. Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе

Мотивирование и консультирование учащихся, помощь в систематизации полученных данных. Выбор формы презентации. (оформление печатных изданий с иллюстрациями, веб-сайт, презентация)

XV. Защита полученных результатов и выводов

На основе заранее подготовленных оценочных листов.

XVI. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем

На основе заранее подготовленных оценочных листов с помощью заранее выбранных экспертов.

Учебные темы программы: "Информация. Кодирование информации".

Темы самостоятельных исследований учащихся:

  • Виды информации;
  • Носители информации;
  • Источники и приёмники информации;
  • Формы представления информации;
  • Способы получения, хранения, записи, обработки и передачи информации;
  • Современные способы кодирования информации;
  • Представление информации в ЭВМ.

В процессе работы над проектом ученики научились:

  • планировать свою работу, заранее просчитывать возможные результаты;
  • использовать различные источники информации, а также самостоятельно отбирать и накапливать материал;
  • анализировать отобранный материал, сопоставлять факты;
  • аргументировать свою точку зрения, отстаивать её;
  • распределять обязанности внутри группы;
  • представлять созданный проект перед аудиторией;
  • оценивать себя и других;
  • лучше овладеть умениями и навыками работы с современными информационно-техническими средствами.

Организация работы учащихся над проектом

Так как проект создавался в группе, то вот такие обязанности были распределены между собой:

  • Проект-менеджер (администратор проекта): руководство разработкой проекта и деятельностью группы, связь с научным руководителем (учителем);
  • Разработчик идей: генерирование, концепция, оригинальные предложения, ноу-хау и т.п.;
  • Дизайн-менеджер: составление и оформление дизайн-проекта;
  • Технолог: оформление описательной части проекта;
  • Специалисты по решению конкретных задач: и исполнению заданий (подбор материалов по определенным разделам, компьютерный набор).

В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся представлены в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта продукт их деятельности сдается в жюри.

Грамотно составленная проектная работа позволила:

  • организовать работу каждого участника проектной группы;
  • создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом;
  • объективно оценить ход работы над завершенным проектом;
  • судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта;
  • сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по теме, проектов.

Паспорт учебного проекта

1. Тема проекта ________________________________________

2. Авторы проекта________________________________________

3. Класс________________________________________

4. Научный руководитель________________________________________

5. Тип проекта (интегративный, предметный) ________________________________________

6. Форма проекта________________________________________

7. Краткое описание проекта (возможности использования особенности проекта и т.д.) ____________________

____________________ уч. Год

ЛИСТ КОНТРОЛЯ ПРОГРЕССА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Эффективно ли ты использовал отведенное время? ________________________________________

2. В чем сильные, в чем слабые стороны твоего проекта? ________________________________________

3 . Если бы этот проект ты выполнял бы снова, то какие ты внес бы изменения в свою работу? ________________

4. Легко ли ты решал возникающие проблемы? ________________________________________

5. Уложился ли ты в отведенные сроки? ________________________________________

6. Доволен ли ты своим проектом? ________________________________________

7. Каково твое мнение о других проектах? ________________________________________