Развитие логического мышления младших школьников. Решение задач. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 3


Цель: проверить умения учащихся решать простые и составные текстовые задачи.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать отрабатывать умения решать простые задачи на движение; совершенствовать умения составлять план решения составной задачи;
  • совершенствовать умения записывать решение составной задачи числовыми выражениями; совершенствовать вычислительные навыки (устные и письменные).

Коррекционно-развивающие: развивать мыслительную деятельность; познавательную активность; концентрацию и устойчивость внимания; навыки самоконтроля, самооценивания, взаимопроверки.

Воспитательные: воспитывать аккуратность и чёткость в работе, взаимопонимание и взаимопомощь при совместной деятельности, личную инициативу и веру в себя.

Оборудование: памятка-плакат по решению задач, индивидуальные сигналы-светофоры, карточки с заданиями и схемами для групповой работы, мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация (Приложение).

Ход урока

Этапы Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Подготовка к работе. Упражнения на внимание. - Проверим, кто самый внимательный. Повторяйте за мной движения.

- Покажите, как умеете правильно сидеть.

Повторяют движения за учителем, показывают правильную посадку за партой.
2 Определение темы и цели урока. Постановка учебной задачи. Слайд №1 - Прочтите тему урока.

(Решение задач).

- Какую цель мы можем поставить перед собой на этом уроке?

(Проверить свои умения в решении задач).

- Какие умения нам понадобятся при решении задач?

(открыть на слайде № 1 после ответов детей основные умения)

- Сегодня мы обратим внимание на два очень важных умения: 2, 3.

Читают тему и самостоятельно определяют цель урока, выделяют умения, необходимые для решения задач. Проверяют себя по слайду №1.
3 Устный счёт. Табличное умножение и деление.

Слайд №2

- Потренироваться в вычислениях нам поможет устный счёт.

(Учитель называет числовые выражения, после предлагает детям обменяться тетрадями для взаимопроверки)

- Проверьте своего товарища по двум критериям: аккуратность выполнения работы и правильность.

Устно считают числовые выражения, записывают ответы в тетради.

После этого обмениваются тетрадями и оценивают работу товарища, сверяя ответы со слайдом №2.

(линеечка Дембо)

4 Актуализация знаний о задаче. Памятка-плакат о том, как работать над задачей.

Слайд № 3

Формула движения:

S=v t

- Вспомним, как мы работаем над задачей. (Чтение памятки).

- Какие умения мы сегодня проверяем?

(Обозначаются в памятке цветными магнитами).

- Начнём с простых задач на движение. Вспомним формулу движения.

(Формула записывается на доске).

Читают памятку, вспоминают умения, формулу, тренируются в определении компонентов движения.
5 Контроль знаний. Самостоятельная работа. Слайд №4 - Я прочту три задачи, обозначу данные на схемах, а вы должны составить план решения и ответить на вопрос задачи, составив числовое выражение.

(Учитель читает задачи, обозначая данные на схемах).

Самостоятельно анализируют задачи и записывают их решения числовыми выражениями в тетрадях.
6 Самопроверка и самооценивание. Слайд №5 Подведение итогов. Проводят самопроверку и самооценивание.

Слайд № 5

7  Физминутка. Подвижная игра " День и ночь". Проводит подвижную игру. Играют.
8 Контроль и коррекция знаний. Работа в парах. Задачи и схемы на карточках для работы в группах.

(Слайды с 6-10)

Постановка учебной задачи.

- Сейчас вы будете работать в парах. Каждая пара получит задачу на карточке, где задача уже записана кратко. Вы должны совместно составить и обсудить план решения задачи и записать её решение. После того, как каждый прочитает задачу, обозначьте цветом, справитесь ли вы с решением этой задачи.

Дети читают задачи и проводят прогностическую оценку.

Совместно составляют план решения, обсуждают его, распределяют роли при представлении своих решений, сигналят светофором об окончании работы.

9 Презентация задач.   Коррекция результатов работы. Пары представляют решения своих задач у доски. Остальные дети - проводят проверку, устраняют ошибки.
10 Подведение итогов. Слайд №11 Давайте вернёмся к цели нашего урока.

- Все ли справились с работой?

Оцените свою работу цветом.

Дети оценивают всю свою работу на уроке цветом.