Внимание – дети (в форме познавательной игры "Час суда")

Разделы: Внеклассная работа


Для проведения данного мероприятия требуется следующее оборудование:

Мультимедиа (приложения 1, 2, 3); таблички "прокурор", "судья", "адвокат"; бейджики (5 шт.) с надписью "присяжный заседатель", чёрная мантия, судейский молоток, три стола, трибуна для свидетелей

Оформление: высказывание

"Свобода - это не только отсутствие внутренних ограничений, но и соблюдение ограничений внешних." И. Шевелёв.

В ходе подготовки к данному мероприятию необходимо провести классный час на тему "Велосипеды и скутеры на дороге", беседу на тему "Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения", конкурс плакатов "Безопасное движение".

Целесообразна предварительная подготовка участников игры (ознакомление со спецификой, этапами игры; чтение монологов участников судебного заседания). Мероприятие рекомендуется проводить в актовом зале с привлечением в качестве зрителей учащихся средних и старших классов.

Сценарный план

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Постановка цели и задач игры.
  3. Представление участников судебного заседания, приглашённых (учащихся других классов).
  4. Сценарий дела.
  5. Итог игры.

I. Вступительное слово учителя.

- Мы с вами на классных часах знакомились с Правилами вождения велосипедов, мопедов, скутеров и Кодексом об административной ответственности за нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками движения.

Сегодня мы проводим игру "Час суда", но эта игра серьёзная.

II. Цель игры: закрепить знания о Правилах дорожного движения для велосипедистов, пешеходов; способствовать воспитанию ответственности за нарушение правил дорожного движения.

Задача игры: расширить знания ребят об административной ответственности за нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками движения.

III. Представление участников.

- Сегодня вы станете участниками судебного заседания "Час суда". Представляю его участников (учитель называет фамилии, имена, отчества учащихся, исполняющих роли прокурора, судьи, адвоката, подсудимого, свидетеля обвинения, свидетеля защиты).

IV. Сценарий дела.

Судья. Слушается дело о нарушении правил дорожного движения, которое привело к аварии.

Прокурор. 9 сентября 2010 года , выезжая на велосипеде с кольца на улицу Центральную, учащийся школы № 136 Петров Пётр Петрович , 1995 года рождения, с грузом на заднем сиденье, попал под колёса автомобиля "Шевроле-Лачетти", двигавшегося с проспекта Мира. В результате столкновения подросток и водитель получили многочисленные телесные повреждения. Причину ДТП зафиксировали камеры видеонаблюдения, установленные в этом месте. Велосипедист ехал по проезжей части на красный сигнал светофора. Результаты медосвидетельствования - лёгкие ушибы как у подростка, так и у водителя. Прошу показать видеоматериалы (мультимедиа, приложение 1).

Но не всегда так благополучно заканчиваются аварии на дорогах. Известно, что в последнее время участились ДТП с участием двухколёсной техники, количество которой в тёплое время на дорогах увеличилось. Виновники подобных аварий - велосипедисты и, всё чаще, скутеристы.

Обвиняется Петров Пётр Петрович, 1995 года рождения, в нарушении правил дорожного движения для велосипедистов: 1) он передвигался с грузом, габариты которого превышали допустимые нормы; 2) двигался на красный свет светофора 3) не пропустил на перекрёстке транспорт, приближающийся справа.

Судья. Подсудимый, встаньте! Вы слышали, в чём Вас обвиняют?

Обвиняемый. Да.

Судья. Считаете ли Вы себя виновным?

Обвиняемый. Нет, не считаю.

Судья. Слово адвокату обвиняемого.

Адвокат. Подсудимый, расскажите, как было дело. Вспомните все подробности, начиная с момента, когда Вы вышли из дома.

Судья. Слово обвиняемому - Петрову Петру Петровичу.

Обвиняемый. В этот день я, как обычно, вышел из школы и направился через дорогу к своему дому, чтобы взять велосипед и покататься. Заодно решил завезти другу бейсбольные биты, которые прикрепил к заднему сиденью.

Адвокат. Ваша честь! Разрешите вопрос к обвиняемому.

Судья. Разрешаю.

Адвокат. Знаете ли Вы, какие грузы запрещается перевозить на велосипеде, мопеде, скутере?

Петров П. П. Нет.

Адвокат. Прошу суд учесть, что мой подзащитный не знал, что запрещается перевозить грузы, выступающие за габариты велосипеда, скутера больше, чем на 0,5 метра. Перевозимые им бейсбольные биты были длиннее.

Прокурор. Слово свидетелю обвинения.

Свидетель обвинения. Я был свидетелем того, как он переходил дорогу, когда шёл к другу. Это выглядело так. Он шёл по зебре, но на красный свет светофора. Вот вам и первое нарушение правил дорожного движения. Подтверждением моих показаний являются видеоматериалы камеры слежения. Прошу эти материалы приобщить к делу. (мультимедиа, приложение 2).

Прокурор. Слово обвиняемому Петрову.

Петров П. П. Но я же шёл по зебре и думал, что успею проскочить.

Адвокат. (обращаясь к судье). Ваша честь! Мой подзащитный плохо знает правила дорожного движения. Этому есть подтверждение: его рисунки на тему "Дорожные знаки" (мультимедиа, приложение 3). Вы видите сверху его рисунки, которые он готовил к школьному конкурсу и в которых он допустил ошибки.

Прокурор. Да. Мы видим ошибки в изображении запрещающих знаков "Въезд запрещён" и "Велосипедное движение запрещено".

Адвокат. Разрешите задать ещё несколько вопросов моему подзащитному по дорожным знакам?

Прокурор. Разрешаю.

Адвокат. Какой из дорожных знаков во второй строке называется "Пересечение велосипедной дорожкой"?

Петров П. П. Откуда я знаю?

Адвокат. Это знак под номером 1. А какой знак в третьей строке указывает водителю , что дорогу пересекает велосипедная дорожка?

Петров. Наверно, под номером 1.

Адвокат. Неверно, знак под номером 2. Под каким номером в четвёртой строке обозначены знаки, запрещающие движение на велосипедах?

Петров П. П. Надо подумать.

Адвокат. Это знаки под номерами 1 и 2.

Ваша честь! (Обращается к судье). Вы видите, что мой подзащитный просто не знает знаков дорожного движения, как, впрочем, он и не знал, что он должен занимать не более одного метра от края проезжей части дороги во время движения на велосипеде. При повороте налево - надо руку вытянуть в левую сторону, вправо - руку в правую сторону. Не знал он и того, что на перекрёстке всегда нужно пропускать транспорт, приближающийся справа.

Прокурор. Слово свидетелю защиты.

Свидетель защиты. Пётр Петров не подозревал, что на улице или на дороге есть безопасное место - велосипедная дорожка, обозначенная дорожным знаком. Я думаю, это должно смягчить его вину. Знай он об этом - не произошло бы беды.

Прокурор. Незнание правил дорожного движения не освобождает от административной ответственности. Прошу присяжных заседателей вынести вердикт, а секретаря собрать и зачитать вынесенные присяжными заседателями решения.

Секретарь. (читает 5 записок по очереди). Виновен. Виновен. Виновен. Виновен. Виновен.

Судья. Оглашается приговор! Петров Пётр Петрович, 1995 года рождения, признан виновным в нарушении правил дорожного движения Российской Федерации и в соответствии со статьёй122 Кодекса об административной ответственности приговаривается к штрафу в размере 2-х минимальных размеров оплаты труда. В связи с тем, что Петров является учащимся и нигде не работает, штраф взыскать с родителей обвиняемого.

Приговор вступает в силу с 30 сентября 2010 года.

Судебное заседание считаю закрытым. (стучит молотком)

V. Итог игры.

Учитель. Вот такие грубейшие нарушения правил дорожного движения, невыполнение элементарных их требований рано или поздно могут привести к непоправимому. Нельзя, оказавшись на улице, на дороге думать, что ты свободен от каких-либо обязательств. Писатель Илья Шевелёв сказал: "Свобода - это не только отсутствие внутренних ограничений, но и соблюдение ограничений внешних". Не забывайте об этом!

Методические советы: Целесообразна предварительная подготовка участников игры (ознакомление со спецификой, этапами игры; чтение монологов участников судебного заседания). Мероприятие рекомендуется проводить в актовом зале с привлечением в качестве зрителей учащихся средних и старших классов.

Список использованной литературы:

  1. Кодекс об административной ответственности (ст. 122 "Нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками движения")
  2. Правила дорожного движения Российской Федерации, непосредственно касающиеся водителей скутеров и мопедов. (ПДД РФ редакции 1 марта 2009г )
  3. М. П. Фролов, В. Ф. Спиридонов. Безопасность на улицах и дорогах - М.; 2007
  4. Ю. Б. Орлов. Правила дорожного движения. М.; Просвещение,2008 г.
  5. В. Э. Рублях, Л. Н., Л. Н. Овчаренко. Изучение правил дорожного движения в школе.- М.; Просвещение 2001 г.