Сценарий музыкально-литературных вечеров

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


“На эстраде всё твоё существо
втягивается” в процесс исполнения,
Чего не происходит в другой обстановке никогда!”

Л. Коган

Два года назад силами преподавателей класса фортепиано Красной Ю.А и класса вокала Тимошкиной Н.Ю., а так же их учениками был организован концерт “Вечер романса!” Приподнятая, праздничная атмосфера, красиво наряженный зал, зажжённые свечи – всё это переносило слушателей в эпоху старинных романсов.

Ученики сами исполняли музыкальные произведения и аккомпанировали. Творческий вечер всем очень понравился, было много положительных отзывов, поэтому приняли решение делать такие концерты ежегодными.

На следующий год концерт посвящался творчеству композитора Евгения Крылатова. Его песни известны и любимы всеми людьми, но особенно детьми. Поэтому ученики творчески, с фантазией отнеслись к подготовке к концерту. Были внесены элементы театрализованного действия.

Только эстрада даёт единственную и неповторимую радость истинно творческой реализации созданного воображением идеала игры, предоставляя возможность её реальной оценки.

На сцене у ребят появляется особое состояние творчества, порождаемое общением со слушателем и желанием донести до него свое (совместно ученика с преподавателем) прочтение сочинения, но и результаты собственной интерпретаторской деятельности.

Этому способствуют максимальный энергетический тонус исполнителя – ученика и повышенная его концентрация творческих импульсов, что позволяет выявлять лучшие качества, а в итоге выходить на состояние истинного вдохновения.

Сопровождающие публичные выступления подъем и особая напряжённость творческой энергии у каждого ученика, имеют следствием то что, под влиянием воздействия слушательской массы и всей концертной обстановки, в своих не только художественных. Но и технических достижениях ребята на эстраде переходят границы, доступные им в домашней обстановке. Достижения эти остаются затем уже прочными их достояниями и обогащают их исполнительские ресурсы. Поэтому к третьему концерту, который носил название “По страницам героев сказок” ребята подошли с определенным багажом знаний, умений. Здесь уже каждый из ребят исполнял роль сказочного героя. Дети не только разучивали свои партии, репетировали вместе, но и сами готовили костюмы и декорации. Кроме того, чтобы номера носили законченный характер, ребята занимались с хореографом.

Хотелось бы отметить сложность аккомпанирующих ребят, так как аккомпанемент представляет собой один из важных моментов в развитии юного музыканта. Кроме новых практических навыков, этот предмет приносит большое эмоциональное удовлетворение учащимся, расширяет рамки концертных выступлений о сознание совместной работы: “ Я и солист – одно целое”. Совместная игра приносит ученику большую пользу также в плане воспитания. Он как бы “заражается” состоянием уверенности и праздника, которое несёт иллюстратор. Аккомпанируя, ученику психологически легче создать художественный образ. Исполнение солиста корректирует и уравновешивает его.

Подготавливаясь к каждому выступлению мы учили своих учеников тому, что музыкальное переживание порождается теми или другими явлениями: мелодическими оборотами, гармониями, модуляциями, ритмами, колоритом и т.п., теми или другими интонациями произнесения фразы, бурным нажимом на пассаж, контрастами фортепиано, покоя и натиска, густыми звучаниями нижнего или среднего регистра и прозрачными верхнего. Вот эти выразительные средства должны быть обязательно направлены на внимание каждого исполняющего ученика. Они мобилизируют внимание, будят фантазию, вызывают эмоции – это ребята и достигают с каждым концертом все больше и больше.

А как нужны аплодисменты нашим юным артистам! Ведь аплодисменты играют положительную роль, укрепляют уверенность в праве на эстраду. И после концерта наши ребята получали их с полна!

Эстрадное выступление впервые поднимает каждого исполнителя на необходимый уровень высокого искусства, публичного “разговора” со слушателем, реализации как своего творческого потенциала, так и той огромной задачи, которая стоит пред ним – раскрытия художественной сущности музыкального сочинения, его образов и драматургии, глубинной художественной концепции, которую автор стремился воплотить в звуках.

С каждым концертом мы вместе с ребятами старались выполнить поставленные перед нами задачи, ставить каждый раз выше планку и идти дальше.

Ведь именно концертное выступление дарит любому артисту (и юному) особое, наивысшее состояние духа – вдохновение, которое является специфическим явлением человеческой творческой деятельности, практические недостижимым вне эстрады. Оно мобилизует, концентрирует внутренние силы, всю энергию и волю исполнителя, открывая наиболее глубокие пути воздействия на восприятие слушателей.

Сценарий концерта “По страницам героев сказок”

Начинаем наш ставший уже традиционным концерт, подготовленный силами учащихся и преподавателей.

На сегодняшний вечер посвящён героям любимых сказок и называется он “В гостях у сказки”. Итак, мы начинаем.

Давайте знакомые книжки откроем.
И снова пойдём от страницы к странице:
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.

1. Песня “Мудрые сказки”.

2. Занавес открывается. На сцене сидят козлята и мама Коза.

Жила-была в лубяной избушке,

На лесной опушке Коза со своими козлятами. Однажды Коза и говорит.

Песня козы.

3. Ушла мама коза. Остались козлята одни дома. И загремела на весь лес озорная музыка.

Песенка козлят.

4.

– А кто там? – Ах, это Незнайка!
Ты прячешься что ли? А ну, выходи!
Из книжного шкафа давай вылезай-ка
Ты книжки то сам не читаешь, поди?

Песенка Незнайка.

5.

Вёз купец из-за границы
Платье для старшой сестрицы
Зеркальце – для средней,
Дочке самой маленькой
Привёз цветочек аленький.

Песня Настеньки.

6.

Девочка брела по лесу,
А на встречу серый волк.
“Ой!” Куда это мы чешем,
Не возьму никак я в толк?
Вот, гляжу я на дорожку
Что за мода, что за стиль
Это кто такую крошку
В глушь такую отпустил?
Тут и взрослые не ходят.
Непонятные дела,
Коль пройдут, уносят ноги,
Как сюда ты забрела?

Песня Красной Шапочки

7.

Стих гости Бабы-Яги
Для Бабы-Яги
Кто – друзья, кто – враги…
Зависит, с какой она встает ноги.
Беда, если встанет старуха с больной, -
Избушку её обходи стороной:
Отравит, утопит вас в речке,
Зажарит с картошкою в печке.

(Неважно – племянник родной иль Кощей, Старуха всех гонит метлою вашей!)

Иное совсем, если встанет с другой:
Ты друг ей сердечный и гость дорогой,
Накормит она и напоит,
И в баньке попарит – помоет.
То рада гостям,
То из леса беги…
Узнать бы,
С какой она встала ноги?
Но в том и загадка!
Но в том и беда!
Что это не знает
Никто никогда!

8.

Вот девочка, и все её Алисою зовут, -
Согласна ты, дитя моё? Скорее! Все нас ждут,
Закрой глаза и посмотри – кругом волшебный лес,
Скажи, Алиса, – раз, два, три, – и ты в стране чудес.
Скорее к берегу греби, волшебное весло!
Спеши в страну чудесного обмана!
И пусть, вернувшись, скажем им: – Ах! Как нам повезло!
И жаль – вернулись рано.

9. Бедная принцесса очень тосковала по Трубадуру. Она села за клавиши и заиграла мелодию любимой серенады. Но тут появился глупый король.

Дуэт Принцессы и короля.

10.

А теперь она не просто атаманша
И грабить короля не интересно ей
Власть – для неё всех денег слаще
И королевой хочет быть – ну хоть убей!

Песня Атаманши.

11. Утром Его Величество глупого короля разбудили шум, крики и хохот, доносившиеся с площади перед дворцом. Король вскочил с потели, напялил парик и корону и распахнул ставни. Взгляду потрясённого Короля предстало удивительное зрелище.

Четыре фигуры, одетые невероятным образом, очевидно, отражавшим крик самой последней моды, судя по всему, явно иностранцы, поклонились его величеству и перекрикивая друг друга, запели: Звёзды континентов.

12. Наш сказочный вечер подошел к концу. Давайте поблагодарим всех ребят, которые играли и пели для вас.

Все артисты по одному выходят на сцену – идёт их представление зрителям.

Волшебников – мы знаем точно – нет. Но в книжках волшебство ещё таится. Подхватят вдруг читатели страницы и унесут назад на сотни лет.

Садишься с книгой.
Лампа над столом…
И сразу вдруг куда-то улетаешь!
И не читаешь книгу о былом,
А словом сам ты в сказку попадаешь.
Звучит финальная песня “Дорога”.

Наше путешествие в “Сказку” закончилось. Мы были рады поделиться с вами своими впечатлениями о сказочных героях.

До свидания, до новых сказочных встреч!

Концерт “По страницам героев сказок”

Прозвучали произведения:

  1. Музыка Рыбникова, слова Ю. Энтина “Сцена Козы с козлятами”, к сказке “Волк и семеро козлят на новый лад”
  2. Музыка Н. Будашкина, слова Я. Шведова “Песенка Настеньки” из мультфильма “Аленький цветочек”
  3. Музыка Е. Птичкина, слова Пляцковского “Песенка Алисы” из мультфильма “Алиса в стране чудес”
  4. Музыка Я. Дубравина, слова В. Суслова “Незнайка”
  5. Музыка А. Рыбникова, слова Ю. Энтина “Песенка Красной Шапочки”
  6. Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина “Песня Атаманши” из мультфильма “По следам бременских музыкантов”
  7. Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина “Дуэт принцессы и короля” из мультфильма “По следам бременских музыкантов”
  8. Музыка Я. Дубравина, слова В. Суслова “Капитан Немо”
  9. Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина “Песенка заграничных певцов” из мультфильма “Бременские музыканты”
  10. Музыка А. Рыбникова, слова Ю. Энтина “Кто доброй сказкой входит в дом?”

Сборник нот

(К концерту “По страницам героев сказок”)

  1. Я. Дубравин Страна читания или песни героев любимых книгна слова В. Суслова – С.П., 2001 г.
  2. Г. Гладков “Улыбайся” – М., 2002 г.
  3. Г. Гладков “После дождичка в четверг” – М., 2001 г.
  4. Е. Птичкин “Мы живём в гостях у лета” – М., 2001 г.
  5. А. Рыбков “Кто доброй сказкой входит в дом?” – М., 2001 г.
  6. Г. Гладков “Луч света золотого” – М., 2001 г.

Продолжение статьи