Уроки по теме "Арксинус"

Разделы: Математика


Цели урока:

Образовательные

  • ввести понятия арксинуса;
  • рассмотреть основные формулы для арксинуса;
  • научиться вычислять значение арксинуса.

Развивающие

  • развивать у учащихся математическую терминологию;
  • развивать умения грамотно читать математические записи.

Воспитательные

  • прививать аккуратность и правильность записи математических символов и выражений.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сбор тетрадей учащихся с целью проверки выполнения домашнего задания.

2. Подготовка к изучению новой темы.

Слайд 3

3. Актуализация опорных знаний.

Фронтальная устная работа с классом.

1) Какую окружность в тригонометрии называют единичной окружностью?

2) Какую точку единичной окружности называют точкой, соответствующей углу ??

3) Что называют sin ?

4) Возможно ли равенство: а) sin =; б) sin =; в) sin = .

Слайд 4

3.2. Подготовка к восприятию теоретического материала.

1) № 7.76

Постройте угол из промежутка , синус которого равен:

а) 0; б) ; в) ; г) ; д) ; е) .

Учащиеся выполняют задание самостоятельно на миллиметровой бумаге, один из учащихся комментируют решение.

2) Постройте точки единичной окружности, соответствующие углам ?, для каждого из которых выполняется равенство, и задайте эти углы формулами:

а) sin =1; б) sin =; в) sin =; г) sin =.

Учащиеся комментируют решение.

При выполнении задания г) для учеников создается проблемная ситуация: как задать с помощью формулы углы, для которых выполняется равенство sin =.

Слайд 5

Для описания подобной ситуации способ на математическом языке в рассмотрение был введен новый символ arcsin а. Читается: "Арксинус числа а ".

4. Объявление темы и целей урока.

Тема урока: "Арксинус". (анимация на Слайде 5 по щелчку мыши)

Изучение теоретического материала.

5.

5.1. Объяснение новой темы.

Арксинус - обратная тригонометрическая функция. (Всего в ходе изучения алгебры мы познакомимся с четырьмя обратными тригонометрическими функциями).

Название обратной тригонометрической функции образуется от названия соответствующей ей тригонометрической функции добавлением приставки "арк-" (от лат. arc - дуга). Это связано с тем, что геометрически значение обратной тригонометрической функции можно связать с длиной дуги единичной окружности (или углом, стягивающим эту дугу), соответствующей тому или иному отрезку.

Слайд 6

Рассмотрим на координатной плоскости xOy единичную окружность.

Если |а|1, то прямая y=а пересекает правую полуокружность единичной окружности в единственной точке В. (анимация по щелчку мыши) При этом вектор образует с вектором единственный угол из промежутка , синус которого равен а. (анимация по щелчку мыши)

5.2. Определение арксинуса.

Слайд 7

Арксинус числа а (|а|1) - угол из промежутка , синус которого равен а: sin=а.

Слайд 8

Примеры:

Что означает arcsin ? Это число (длина дуги), синус которого равен и которое принадлежит первой четверти числовой окружности.

Что означает arcsin ()? Это число (длина дуги), синус которого равен и которое принадлежит четвёртой четверти числовой окружности.

Вычислить arcsin 0; arcsin 1; arcsin(-1); arcsin; arcsin . (анимация по щелчку мыши)

При обсуждении последнего примера возникает вопрос о существовании арксинуса.

5.3. Существование аргсинуса.

 

5.4. Формулы для арксинуса.

Слайд 9

Для |а|1 справедливы равенства: Примеры:
sin(arcsin a) = a sin(arcsin) =
arcsin (-a) = - arcsin a arcsin= - arcsin = -

6. Закрепление нового материала.

Слайд 10

Необходимые для решения тренировочных упражнений теоретические сведения.

Учащиеся выполняют задания в тетради, по очереди комментируя решение у доски или с места.

№ 7.80 а, б, е, ж, з

Имеет ли смысл запись: а) arcsin ; б) arcsin ; е) arcsin; ж) arcsin; з) arcsin.

№ 7.81 а, б

Вычислите: а) sin(arcsin); б) sin(arcsin()).

№ 7.82

Вычислите: а) arcsin 1; б) arcsin (-1); в) arcsin 0; г) arcsin; д) arcsin; е) arcsin; ж) arcsin; з) arcsin; и) arcsin.

№ 7.83 а, б

Сравните с нулем: а) arcsin; б) arcsin().

Слайд 11

Дополнительные тренировочные упражнения.

Вычислите:

а)  arcsin (-1) - arcsin - 2 arcsin 0;

б) arcsin 1 - arcsin+ arcsin;

в) arcsin 0 + arcsin + arcsin + arcsin 1;

г)  arcsin 0 + arcsin - arcsin + arcsin (-1);

д)  6 arcsin (-1) - 12 arcsin + 5 arcsin .

Учащиеся выполняют дополнительные упражнения самостоятельно в тетради.

Проверяются тетради у учащихся, которые первыми выполнили задание.

7. Подведение итогов урока.

Слайд 12

Какие значения могут принимать величины а и b,  если b = arcsin a?

Что означает arcsin ? Что означает arcsin () ?

Чему равны значения арксинуса?

На слайде демонстрируется таблица, которая заполняется учащимися устно

(самопроверка по щелчку мыши).

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание.

Слайд 13

Теория Тренировочные упражнения
п. 7.5,

№ 7.78 (устно),

№ 7.79 (устно).

№ 7.75 а, б, е;

№ 7.80 в, г, д, и;

№ 7.81 д, е;

№ 7.83 г, е.

№ 7.75 а, б, е

Постройте точки единичной окружности, соответствующие углам ?, для каждого из которых выполняется равенство, и задайте эти углы формулами:

а) sin =; б) sin =; е) sin =.

№ 7.80 в, г, д, и.

Имеет ли смысл запись: в) arcsin ; г) arcsin ; д) arcsin; и) arcsin.

№ 7.81 д, е.

Вычислите: д) sin(arcsin 0,3); е) sin(arcsin (-0,3)).

№ 7.83 г, е.

Сравните с нулем: г) arcsin 0,9; е) arcsin (-0,9).

Урок №2.

Цели урока:

Образовательные

  • закрепить понятия арксинуса;
  • рассмотреть задачи на построение и нахождение углов, при решении которых используется понятие арксинуса;
  • провести первичный контроль знаний по теме.

Развивающие

  • развивать у учащихся умение работать самостоятельно;
  • развивать умение работать с литературой.

Воспитательные

  • прививать интерес учащихся к предмету;

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и целей урока.

Слайд 14.

3. Проверка усвоения изученного материала.

3.1. Проверка усвоения теоретического материала.

№ 7.780.

Назовите угол из промежутка угол из промежутка , синус которого равен:

1) 1; б) -1; в) 0; г) ; д) ; е) .

№ 7.790

Что называют арксинусом числа а? Для каких а существует arcsin а, для каких нет?

3.2. Устная работа с классом.

Слайд 14 (анимация по щелчку мыши)

Имеют ли смысл выражения:

а)  arcsin ; б) arcsin  1,5; в) arcsin  (3-)?

Сравните с нулем: а) arcsin 0,6; б) arcsin  ?

3) В каких четвертях расположены углы: а)  arcsin 0,9; б) arcsin  (-0,8)?

4) Вычислите: а)  sin (arcsin  0,4); б)  sin  (arcsin  (-0,7)); в) arcsin 1+ arcsin (-1) - arcsin (-0,5).

Подготовка к выполнению тренировочных упражнений.

Слайд 15

№ 7.84 (учитель объясняет выполнения номера)

С помощью арксинуса выразите углы из промежутка , соответствующие отмеченным точкам на единичной окружности (рис. в учебнике).

Решение тренировочных упражнений.

№ 7.85 а, б, е (учащиеся выполняют номер самостоятельно, используя в качестве опорного материала № 7.84 )

Постройте углы: а)  arcsin ;   - arcsin ;   б)  arcsin ;   - arcsin ;   е)  arcsin ;   - arcsin .  

№ 7.86 а, в, е, з, к, л (учащиеся выполняют номер самостоятельно, используя в качестве опорного материала записи в тетради и примеры в учебнике стр. 189 )

Найдите все углы , для каждого из которых: а) sin =1; е) sin = ;  з) sin = ;   к) sin = ;  л) sin = .  

Учитель контролирует выполнение учащимися заданий, давая необходимые пояснения.

Домашнее задание.

Слайд 16

Теория Тренировочные упражнения
п. 7.5 № 7.85 в, г, д;

№ 7.86 б, в, ж, м;

№ 7. 77 (подготовка к освоению следующей темы);

№ 7.85 в, г, д.

Постройте углы: в)  arcsin ;   - arcsin ; г)  arcsin ;   - arcsin ;   д)  arcsin ;   - arcsin .  

№ 7.86 б, в, ж, м.

Найдите все углы , для каждого из которых: б) sin = -1; в) sin = 0; ж) sin = ;  м) sin =

4. Самостоятельная работа.

Слайд 17

Цель: контроль усвоения темы "Арксинус".

Вариант I.

№ 1. Имеет ли смысл запись: а) arcsin ; б) arcsin .

№ 2. Вычислите: а)  arcsin ;  б)  arcsin ;  в) arcsin (-1) - 6 arcsin + 4 arcsin 1.

№ 3. Изобразите на единичной окружности все точки, соответствующие углам = arcsin , = arcsin

Вариант II.

№ 1. Имеет ли смысл запись: а) arcsin 0,4; б) arcsin .

№ 2. Вычислите: а)  arcsin ;  б)  arcsin ;  в)  2arcsin 0 - 4 arcsin + arcsin 1.

№ 3. Изобразите на единичной окружности все точки, соответствующие углам = arcsin , = arcsin

5. Подведение итогов урока.

Слайд 18

Мы рассмотрели обратную тригонометрическую функцию "Арксинус", научились вычислять значения арксинуса, строить и выражать углы, соответствующие точкам единичной окружности.

На следующих уроках нас ждет знакомство с другими обратными тригонометрическими функциями.

Приложение 1: Презентация к урокам.

Список литературы:

  1. Алгебра и начала анализа. Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. - 5-е изд. - М.: Просвещение; АО "Московские учебники", 2006. - 285 с.
  2. Алгебра и начала анализа: 10 кл.: базовый и профил. уровни: кн. для учителя/ М.К. Потапов, А.В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2008.- 191 с.
  3. Алгебра и начала анализа: дидактические материалы для 10 кл. / М.К. Потапов, А.В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2005.- 159 с.
  4. Материалы курса "Тригонометрия в школе". Лекция 1-4./Н.Н. Решетников. - М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2006. - 96 с.