"Россия – твоя Родина!" Обобщение. Окружающий мир. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • осознание понятия "Родина"; использование полученных знаний для поиска дополнительной информации об историческом прошлом страны;
  • развитие исследовательских способностей учащихся;
  • воспитание чувства патриотизма, толерантности.

Оборудование: диск с презентацией, карты России (физическая и политическая), картины природы России, Конституция РФ, альбом "Город Вольск", выставка литературных произведений народов, проживающих на территории России, выставка рисунков учащихся "Миру - мир!"

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

- Ребята, мы сейчас отправляемся в путешествие по нашей стране на самолёте, изготовленном на уроке технологии.

- А какими качествами должен обладать путешественник? (уч-ся отвечают)

(звучит отрывок из песни "С чего начинается Родина?" сл. М.Матусовского, муз. В.Баснера. Ученик в фуражке лётчика читает стихотворение)

- Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовём.

- Разрешите отправиться в полёт?

II. Сообщение темы и цели урока.

Учитель - Ребята, где вы родились, где росли? (уч-ся отвечают)

Для всех для вас это маленькая родина. А вот если объединить все маленькие родины, всех ребят, то получится одна большая Родина всех наших людей, наша страна - Россия. (Слайд 1.)

- Сегодня на уроке мы вспомним всё, что знаем о нашей многонациональной Родине, её историческом прошлом, об отношениях между людьми, о природе страны.

III. Повторение и обобщение пройденного материала.

1 станция "ИСТОРИЧЕСКАЯ" (Слайд 2)

(Ученик читает стихотворение)

"На свете много разных стран
Но есть одна страна.
От белых льдов до тёплых рек
Раскинулась она
На свете много разных стран
Но есть одна страна
Её мы Родиной зовём
А Родина одна".

-Как называется наша Родина? В каком основном документе об этом говорится? (Конституции) (Слайд 3)

(Подготовленный ученик сообщает, откуда пришло название "Русь").

Ученик. В стародавние времена Россию называли Русью. Слово "Русь", как полагают, некоторые учёные произошло от слова "русло". Русло - это ложе реки. По которому она течёт меж берегов. Русь - страна рек и озёр. Русь - светлое место. Страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут,- Россией.

Учитель

- Какой город является столицей нашей Родины? (Москва) (Слайд 4)

- Вы, конечно, знаете, что каждое государство имеет свои символы. Давайте вспомним, какие.

- Посмотрим (слайд №5).

1 ученик. Россия вступила в XXI век и третье тысячелетие с бело - сине - красным государственным флагом по решению Государственной думы и Президента РФ.

2 ученик Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл - символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают о исторической необходимости для России обороны от запада до востока.

3 ученик Скипетр и держава в когтях орла - образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. Три короны над головами орлов, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов- русских, украинцев, белорусов.

4 ученик Гимн - это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя. Её написали: слова С.В.Михалкова, музыка А.В.Александрова.

Учитель.

- В нашей стране очень много городов, сёл, деревень, где живут люди. Эти места являются малой Родиной.

У каждого человека есть своя малая Родина, то место, где он родился.

- А как называется ваша малая Родина?

У многих из вас это город Вольск. (Слайд №6)

Родной город - ВОЛЬСК - родная река Волга

- Давайте ещё раз вспомним прекрасные места нашего районного города. (Слайды №7 - 9) Это старинные здания, театр, краеведческий музей, гостиница "Цемент", набережная, пристань, площадь X Октября, меловые горы.

Ученик (защищает свой проект "Мой родной город")

- Образованный в ноябре 1780 года Вольский уезд был довольно крупной административной единицей. Его восточные границы протянулись более чем на 80 километров по реке Волги от протоки у острова Пустынного, что возле села Девичьи Горки, до Ильменьерика, находящегося в 10 км. Ниже села Воскресенское. 6 января 1781 года Вольск торжественно отметил акт возведения его в ранг городов уездного значения. Ему было учреждено знамя (2 голубые полосы сверху и снизу, и красная по середине) и герб. На верхнем голубом поле герба красуются три серебряные стерляди, на нижнем позолоченном - спящий медведь; он как бы символизировал неразбуженную силу этого богатого края.

2 станция "ПРИРОДА РОССИИ" (слайд № 12)

Учитель: Россия - необъятная страна. Её площадь составляет 17 млн. кв.км. Представьте себе. Что мы совершаем путешествие с севера на юг России. Нам предстоит преодолеть расстояние около 4 тыс. км. А если мы полетим на самолёте с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тыс. км.

(Просмотр рисунков, картин и слайдов с изображением природы России)

- Посмотрим на прекрасные уголки родной природы. (Слайды №12 - 17)

- Наша страна самая великая в мире - она так велика, что когда на одном её краю наступает ночь, то на другом - уже утро. Если кто - нибудь захотел всю страну с Запада на Восток пройти пешком, то на это ему потребовалось бы не меньше года.

В нашей стране: и вечная мерзлота - Крайний север, где нет никакой растительности, животного мира; чуть южнее появляются мхи, лишайники, карликовые берёзы, белые медведи, а дальше тянутся леса: дуб, берёза, клён, вяз, следом идут безмолвные степи, пустыни и наконец , мы добрались до юга нашей страны : Черноморского побережья Кавказа, который снабжает нас лимонами, апельсинами, где много курортов, лечебниц.

Такова природа нашей родины.

Ученики защищают свои проекты по теме "Природа России", демонстрируют макеты.

3 станция "ЛЮДИ - ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО" (Слайд №18).

-Учитель.

Самое главное богатство страны - это её люди. Великое счастье, когда люди веселятся, радуются жизни (Слайд №19).

- Люди, каких национальностей живут в нашей стране? В нашем селе? Как они живут?

На нашей территории живёт более сто национальностей: это и русские, украинцы, армяне, грузины, белорусы, татары, чуваши, мордва, евреи и т.д. И ничего, что они говорят на разных языках, имеют разные обычаи. Все они - это одна дружная семья, дети одной страны - России.

Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну от захватчиков Великая Отечественная война кровью, породнила все народы Советского Союза. В братских могилах лежат русские, украинцы, татары, казахи, осетины, башкиры, белорусы и другие народы. Из воспоминаний народного поэта Дагестана Расула Гамзатова: "В одном из боёв за Крым восемь советских воинов, в числе, которых был дагестанец, выдержав упорный бой, неравный бой, израсходовав все боеприпасы, тяжело раненные, были взяты немцами в плен. Гитлеровские палачи долго терзали их, ничего не добившись, в ярости набросились на дагестанца: "Они - то русские чужие, а ты - иноземец. Ты чужой для них. Что же ты молчишь?" Наш солдат гордо ответил: "Я тоже русский. Мы все дети одной матери-Родины - России".

Россию называют "плавильным котлом" народов и рас. Но ни один народ не исчез, не расплавился в этом котле. Об этом говорят и результаты переписи населения: сейчас в России проживают люди 160 национальностей, а по предыдущей переписи было 129. Это национальное многообразие - настоящее богатство России.

Ведь у каждого народа - своя культура, свои традиции, свой исторический опыт.

Украинец Гоголь, еврей Левитан, армянин Айвазовский, грузин Багратион, белорус Шостакович, тысячи других талантов - все они обогатили русскую культуру, и все они для нас и для мира русские. Невозможно представить русскую историю без имён И.В.Мичурина, И.С.Тургенева, Ф.И.Тютчева, М.И.Кутузова, К.А.Тимирязева. С.В.Рахманинова, А.А.Ахматовой - и у всех у них татарские корни.

А сколько верой и правдой служили России, отдавали часть своей жизни, часть своей души. И не имеет значение, какой крови были эти люди. Важно, что они считали себя русскими. Вот, например, Знаток русского языка В.Даль не имел ни капли русской крови. Отец - датчанин, мать - немка. "Я русский по духу" - всегда заявлял Даль.

Немка Екатерина II, правление которой - целая эпоха в истории России. Лермонтов, Фонвизин, Пушкин - потомки иностранцев, которых приютила Россия. Все они - полноправные участники многовековой и славной русской истории

4 станция "ЛИТЕРАТУРНАЯ" (Слайд № 20).

-Ученики в костюмах (русских, татарских, мордовских) читают стихотворение.

1. Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля -
Это русское раздолье,
Это Русская земля.

2. Вижу горы и долины,
Вижу степи и луга -
Это русские картины,
Это Родина моя.

3. Слышу песню жаворонка,
Слышу трели соловья -
Это русская сторонка.
Это Родина моя.

- Дети читают наизусть стихи поэтов разных национальностей, живущих на территории нашей страны (самостоятельный выбор стихов) и разучивают игры.

Библиотекарь рассказывает об имеющихся произведениях писателей разных национальностей в библиотеке.

5 станция "Национализму , расизму , шовинизму - нет!"

"МИРУ -_ МИР!" (Слайд №21, 22)

- Учитель.

-Учёные подсчитал, что люди, у которых в роду есть кровь разных народов, составляют больше половины человечества. Но ещё есть много людей в нашей стране, которые считают русскую национальность главной. Они выступают с лозунгами: "Россия - для русских!", бреют головы, используют фашистские приветствия, флаги со свастикой - это националисты. По под счётам социологов, только в России их несколько десятков тысяч. С каждым годом растёт количество преступлений на почве национальной нетерпимости. Человеческие трагедии, искалеченные судьбы, заблудшие души. Что же означают такие понятия как: национализм - нетерпимость к людям другой национальности, неприятие их национальных традиций, обычаев, норм.

Шовинизм - крайняя форма национальности, проповедь национальной исключительности.

Расизм - теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над другой.

Фашизм - политические течения, опирающиеся на прямое насилие, шовинизм и расизм.

Нацизм - одно из названий германского фашизма, произошедшее от названия национал - социалистической партии Германии.

Россия многонациональная страна. Нацизм, шовинизм ослабевают единство народа, толкают людей на преступление терроризм. Это может привести к тому, что маленькие народы почувствуют себя обделёнными, обиженными. Они захотят выйти из состава России. Может начаться гражданская война, которая приведёт к распаду страны. Мы не должны допустить этого.

Единственным лекарством является - толерантность, умение жить в мире с окружающими, терпимо относиться к их взглядам, обычаям, традициям, чтобы любить другие народы, надо изучать историю своего народа, нужно сделать так, чтобы дети разных народов больше общались: устраивали фестивали, олимпиады, больше путешествовали, занимались бытом и традициями разных народов.

-Главным законом нашей страны является Конституция РФ. В ней говорится, что все граждане РФ имеют равные права независимо от национальности, происхождения, должности, образования (показ документа)

Композиторы сочиняют музыку. Художники разных национальностей пишут картины.

Писатели пишут книги. И мы их с удовольствием читаем.

- С какими словами мы можем обратиться к людям разных национальностей? (уч-ся отвечают)

"Надо народам всех национальностей жить в мире, дружно. Наша Родина не хочет воевать. Россия хочет мира и процветания!"

IV. Итог урока.

-Ребята, что же после сегодняшнего урока мы должны понять и усвоить?

Вывод:

1) Родины - это самое дорогое, что есть у человека;

2) История России очень интересна, и её ещё долго можно изучать;

3) Чтобы счастливо жить, надо друг друга любить и всегда помогать.

Комментирование и выставление оценок.

Ученик.

"Родина моя, моя Россия!
Как сказать тебе,
Что я тебя люблю
Это море, это небо синее
Эту жизнь в родном моём краю.
Этот дождь и эти вьюги злые,
Эти клёны, эти тополя.
Родина моя, моя Россия!
Как сказать, что я тебя люблю!"

Приложение.