Самоорганизация школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний

Разделы: Русский язык


Прогресс человечества шел через самообучение, для достижения наилучших результатов
прогресс каждого отдельного ума должен до некоторой степени идти тем же путем.

Генрих Спенсер, английский социолог (1820 – 1903).

Школы Новокузнецкого района, в том числе и наша, МОУ «1-Бенжерепская СОШ», с некоторых пор осваивают особый режим работы – личностно-ориентированный. Смысл его: найти в каждом ученике то, что заложено в нем природой, и предоставить ученику возможность реализовать свои способности – познать и сотворить самого себя, раскрыть природный потенциал. В личностно-ориентированном подходе ценностным ориентиром образования становится не получение знаний и даже не овладение знаниями, а формирование способности у школьников к самоорганизации деятельности, способности к самоизменению и саморазвитию.

Самоорганизация – серьезный шаг человека к автономности, свободе, к самостоятельному управлению своей жизнью. Для школьника самоорганизация означает прежде всего умение систематизировать полученные знания, преобразовывать учебный материал, представлять его в удобной для себя форме. Практически самоорганизация учения означает умение школьника работать без систематического контроля, помощи и стимуляции со стороны учителя. Научить школьников этому – значит помочь им овладеть обобщенными способами деятельности, т.е. научить их находить «порядок в беспорядке». Поэтому уже на вводных занятиях в начале учебного года раскрываем структуру курса, главы, параграфа. С этой целью совместно с учащимися строим «карту Страны языкознания», населенную названиями разделов языкознания, частями речи, фонетическими, морфологическими, синтаксическими единицами. Она является ориентировочной основой действий для изучения всего курса.

Очень эффективна в свертывании и развертывании информации работа с опорными конспектами (ОК). На уроках русского языка я много лет уже использую ОК Меженко, учу своих учеников строить собственные ОК. Опорные конспекты ведутся в отдельной тетради, лучше, если это общая тетрадь. Она имеет оглавление теоретического материала, практику (свои примеры), орфограммы, иллюстрации, высказывания о русском языке, стишки-рифмовки, позволяющие легко вспомнить то или иное правило. Например:

1. Ко второму же спряженью

Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на – ить,
Кроме брить, стелить.
Семь глаголов на – еть:
Смотреть, вертеть, видеть, зависеть,
ненавидеть, обидеть, терпеть.
Четыре глагола на – ать:
Слышать, дышать, держать, гнать.

Все остальные глаголы относятся к первому спряжению.

2. На вопросы где? Когда? Как? Откуда? и куда?
Обстоятельства всегда дадут ответы вам, да-да!

3. Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: « Цыц!»

4.

Если после корня -а,
В корне будет -и- всегда.
Вот пример, запоминай:
«Ноги вытер? – Вытирай!»

5.

Пре- или при-, при- или пре-?
Это, друзья, не секрет:
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.

Первое дает возможность хорошо запомнить спряжение глаголов с безударным личным окончанием, последнее – правописание приставок пре- и при-.

Обучение свертыванию информации эффективно осуществляется при иллюстрировании теоретического материала. Оно особенно интересно учащимся, поскольку затрагивает эмоционально-личностную сферу школьников. С особым усердием они создают портреты, т.е. лингвистические визитки – «визитные карточки» частей речи, отражая в них общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль части речи в предложении. Итог – «визитная карточка» части речи в ОК. Пример тому – «портрет» имени прилагательного: П. – ч.р., пр-к пр-та; какой? Чей?; изм-ся по Ч., Р.(в ед.ч.), П.; согл. С сущ.; в пр. бывает определением, реже – сказуемым.

Некоторым учащимся больше импонирует создание словесного портрета части речи в жанре грамматической сказки, рассказа или приключенческой истории.

Скромные просители.

Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовались бы во всем с Существительными, да не могли, так как не было у Прилагательных рода, числа и падежа. И тогда решили они попросить род, число и падеж у Существительных хотя бы на время. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные: чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа.

Стараясь помочь слабым учащимся, я никогда не акцентирую внимание на проявлениях их несобранности, недисциплинированности, использую разнообразные отвлекающие моменты. Например, чтение вслух скороговорок, загадок, стихотворных строф учащимся среднего звена очень нравится.

Ты будь внимательным, мой друг:
В словах есть безударный звук.
Поставь его под ударенье,
Потом спиши стихотворенье.
На берегу растет сосна,
А рядом с нею – ... (сосны),
Горит прекрасная звезда,
А рядом с нею – ... (звезды),
И на траве лежит роса,
А рядом с нею  – ... (росы),
Вот по траве спешит коса,
А рядом с нею  – ... (косы).
Сосна, вода, дела, трава –
Проверить надо все слова.
Безударный гласный –
Стоп!
Писать опасно!

Еще одним методом обучения, предполагающим развитие самостоятельности школьников, является игра. Самое главное, что развивает игра, - это познавательный интерес к предмету. Игра позволяет каждому ребенку включиться в обсуждение и решение проблемы. И дети очень любят играть на уроке, выполняя различные лингвистические задания.

8 класс. Игра «Рассказ без прилагательного» (при изучении темы «Определение»).

Предлагаю ученика (учеников) назвать имена прилагательные. Затем эти прилагательные вставляются в заранее подготовленный текст (место, в которое нужно вставить прилагательное, обозначено многоточием). Получается забавная история, придуманная ребятами.

... сказка.

Жили-были … дед да … баба. И решили они испечь … колобок. Получился колобок … и …, дед с бабкой нарадоваться не могли. … стала их жизнь. Но однажды … колобок захотел … путешествий: спрыгнул с … окошка и покатился по … тропинке. Повстречались ему и … заяц, и … волк, и … медведь. От всех удалось убежать … колобку. Только лисицу, … девицу, не удалось обмануть, она его и съела.

Вопросы:

  1. Какую роль выполняют прилагательные в этом тексте?
  2. Найдите предложение, в котором прилагательное выступает в роли сказуемого.

Как основная часть процесса обучения, к числу стабильных и важных видов школьных занятий по самообразованию относится и домашняя самостоятельная работа. Главная ее цель – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроке, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся, формировать умения и навыки самостоятельного мышления и самостоятельного выполнения упражнений.

Отказ от домашней самостоятельной работы чреват снижением качества обучения. Только в этом школьникам надо помочь.

И одной из форм помощи являются памятки, которые, в свою очередь, являются одним из способов самоорганизации учебной деятельности обучающихся. Все памятки условно можно разделить на две большие группы. Памятки первой группы предназначены для того, чтобы научить учеников рациональному выполнению учебной деятельности, совершаемой на уроке под руководством учителя. Цель второй группы памяток – научить учеников работать самостоятельно дома.

По характеру содержания можно выделить памятки-алгоритмы, памятки-инструкции, памятки-советы, памятки-показы.

Алгоритм анализа текста.

  1. Выразительно прочитай текст.
  2. Докажи, что этот отрывок является текстом.
  3. Определи тему текста, основную мысль (идею), озаглавь его.
  4. Определи тип и стиль текста.
  5. Объясни, пользуясь словарем, значение отдельных слов.
  6. Есть ли в тексте многозначные слова, заимствованные слова. Поработай со словарем, объясни их значение.
  7. Подбери синонимы, антонимы к отдельным словам.
  8. Сделай фонетический разбор любого слова.
  9. Два-три слова разбери по составу, определи способ образования их.
  10. Сделай морфологический разбор указанного учителем (или любого) слова.
  11. Какие орфограммы встретились в словах текста, сгруппируй их.
  12. Найди сложное предложение, сделай его анализ. Объясни постановку знаков препинания в нем.

Как работать над ошибками.

  1. Работа над орфографическими ошибками:
    • выясни лексическое значение слова по толковому словарю,
    • определи, к какой части речи оно относится,
    • разбери слово по составу и укажи, в какой части слова допущена ошибка,
    • выясни, на какое правило допущена ошибка,
    • повтори правило,
    • исправь ошибку в работе,
    • графически обозначь орфограммы (смотри форзац учебника, ОК),
    • проверь написание слова по словарю,
    • запиши слово на полях тетради, приведи примеры,
    • выполни упражнение на это правило.
  2. Работа над пунктуационными ошибками:
    • выпиши предложение, в котором была допущена ошибка,
    • подчеркни пунктограмму,
    • повтори пунктуационное правило и запиши пример,
    • выполни упражнение на это правило.

Как готовиться к уроку русского языка.

  1. Как работать дома с опорным конспектом:
    • с помощью ОК вспомни содержание работы на уроке,
    • внимательно прочитай материал учебника, сравнивая его с ОК,
    • перескажи ОК по памяти, потом запиши его,
    • сравни написанный тобою ОК с образцом.
    • если допустил ошибки, работай над их исправлением,
    • расскажи материал учебника с помощью ОК и без него.
  2. Как работать с учебником и тетрадью:
    • найди в учебнике нужную страницу.
    • прочитай правило, примеры,
    • выучи правило,
    • устно подбери примеры на это правило,
    • открой тетрадь с классной работой.
    • внимательно прочитай все записанное в классе,
    • вспомни, что говорил учитель,
    • попробуй рассказать выученное правило с примерами,
    • посмотри упражнение, заданное на дом,
    • устно выполни его,
    • запиши в тетрадь: Домашняя работа,
    • пропиши показы, написанные учителем,
    • выполняй упражнение согласно заданиям к нему,
    • прочитай все, что написал,
    • объясни устные задания к упражнению,
    • докажи, что упражнение выполнено правильно,
    • повтори еще раз правило.

Вот теперь ты готов к уроку русского языка. Умница!
Желаю успеха! Ольга Александровна.

Включить школьников в процесс самостоятельного решения проблемных задач помогает мне исследовательский метод и метод проекта, которые дают возможность учащимся применить свои знания в новых ситуациях, формируют лидерские черты творческой личности и являются условием формирования интереса к изучаемому предмету.

На разных этапах обучения предмету сегодня я использую и современные средства обучения: компьютер, интернет, создавая для каждого ребенка ситуацию успеха.

Таким образом, способы самоорганизации учения школьников – это умение систематизировать получаемые знания, преобразовывать учебный материал, критически перерабатывать его, представлять в удобной для себя форме. Усвоенные на индивидуально-личностном уровне способы самоорганизации способствуют повышению качества знаний по предмету. Давно уже замечено кем-то: «Вера в себя делает из обычных людей выдающихся!»

Приложение