Определение имени прилагательного. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: комбинированный

Форма урока: деловая игра.

Цели:

  1. Систематизировать существенные признаки имени прилагательного, как часть речи.
  2. Развивать мыслительную деятельность, орфографическую зоркость, работать над лексическим значением слов, употреблять в речи прилагательные синонимы и антонимы, формировать интерес к изучению родного языка.
  3. Воспитывать пытливость при получении знаний, творческую активность, взаимопомощь, коммуникативные умения.

Оборудование: карточка №1, карточка – помогайка №2, сочинение – миниатюра, картинка, отрывок из стихотворения К. Бальмонта; Мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I. Орг. момент

– Здравствуйте, дети! Я очень хочу, чтобы наш урок получился интересным и познавательным, а вы, ребята, получили и знания, и положительные эмоции.

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

– Прочитайте ваши сочинения-миниатюры.

(Сочинения из упр. 302. Рассказ только из существительных.)

– Как замечательны ваши произведения!

– А какие слова могли бы украсить ваши рассказы? Например, как украсите ваши заголовки:

Ночь. Утро. (Тихая ночь. Солнечное утро).

2. Самостоятельная работа в тетради.

– Запишите ваши новые заголовки. Найдите и подчеркните орфограммы.

– На какой вопрос отвечают вставленные слова? Какая это часть речи?

Звёздная ночь. Раннее утро.

III. Сообщение темы и цели урока.

– Сформулируйте тему урока.

– Сегодня мы будем говорить об имени прилагательном и его роли в речи.

IV. Постановка учебной задачи.

– Представьте, что мы сотрудники газеты. К нам поступила заметка, например, один из ваших рассказов. Мы, редакторы газеты, должны подобрать (нарисовать) рисунок к тексту. К какому из этих двух текстов нам предстоит угадать.

– Надеюсь, в этом нам помогут имена прилагательные.

V. Определение предмета по признакам.

1. Работа по учебнику с.67 упр. 304.

– Прочитайте задание. (Обозначить признаки предмета.)

– Запишите в строчку слова с именем существительным. Подчеркните орфограммы.

  • 1 ряд – 1 столбик
  • 2 ряд – 2 столбик

Фруктовый, тенистый, яблоневый, старый сад. (какой?)
Высокое, голубое, звёздное, ночное небо. (какое?)

– Какое слово может быть лишним при рассказе? Подчеркните его, объясните свой выбор.

Вывод: Что мы вспомнили об имени прилагательном?

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое?

– Молодцы, редакторы! На нашей картинке появляются первые «нарисованные» вами предметы: небо и сад.

VI. Постановка проблемы.

1. Проблемный вопрос.

– Почему имена прилагательные получили такое название? К чему оно прилагается?

2. Работа по учебнику.

Упр. 307. образец рассуждения:

Снег (какой?) последний.
Сущ. снег употреблено в форме ед.ч. м.р. и прилагательное последний – тоже в форме ед.ч., м.р.

Также: тёплый пар, кувшинчик синий, юный лес, зелёный дым, тёплые грозы.

Именно этими словами автор рисует картину ранней весны – весенний пейзаж. Прочитайте имена прилагательные в синей рамке. Что это за слова? (синонимы)

– Какой из них автор использует в стихотворении? Почему? (Юный – это очень молодой).

3. Решение проблемной задачи.

– К чему же прилагаются имена прилагательные? Проверим себя, прочитав правило на с.69 упр. 308. (прочитать про себя)

– Что узнали из текста?

VII. Тренировочное упражнение.

– Назовите, какие прилагательные подходит к 1 картинке. (На рисунке изображены яблоко и цыплёнок)

Докажите, что имя прилагательное сочетается с именем существительным.

Яблоко (какое?) красное, спелое, сладкое.
Имя сущ. Яблоко употреблено в форме ед. ч. с. р.и прилагательные: красное, спелое, сладкое тоже в форме ед.ч. с.р.

– Подходят ли прилагательные красивая, маленькая, весёлая к слову Цыплёнок? А какими словами заменим?

Вывод: в нашей речи имена прилагательные присоединяются, прибавляются к именам существительным.

VIII. Изменение имён прилагательных по родам и числам.

Работа с текстом. Работа в парах.

– Попробуйте угадать стихотворение по данным эпитетам.

  • Глухой колодец –
  • Снежинкой светлой –
  • Полночный час –

– Да, это К. Бальмонт, стихотворение «КАПЛЯ».

В глухой колодец, давно забытый,
Давно без жизни и без воды,
Упала капля – не дождевая,
Упала капля ночной звезды.

– Каплю росы автор сравнивает со снежинкой и звёздочкой.

– Попробуйте подобрать подходящие имена существительные к данным прилагательным:

росистый …, росистая …, росистое …, росистые
(росистый цветок, росистая влага, росистое утро, росистые травы)

– Как изменялось имя прилагательное?

ФИЗМИНУТКА

Синонимы – это слова – друзья, (руки сцепить, здороваются)
Близкие по значению. (приблизить к груди)
Антонимы – это слова-враги (руки соединить ладонями перед грудью, надавить)
Противоположные по значению. (резко руки развести в стороны)

– 1 группа запишите к именам прилагательным – синонимы.

2 группа запишите к именам прилагательным – антонимы.

– Работаем на карточках №1, если вы испытали затруднение, берите карточку – помогайку №2.

  • Глухой колодец – (1 вариант: заброшенный, забытый, тихий; 2 вариант: известный, любимый).
  • Снежинкой светлой – (1 вариант: снежинка чистая, сияющая; 2 вариант: снежинка тусклая, бледная).
  • Полночный час – (1 вариант: ночной; 2 вариант: дневной).

(Ученики отвечают, называя орфограммы, вопросы и род прилагательных.)

– На какие вопросы отвечают имена прилагательные?(Какой? м.р. Какая? ж.р. Какое? с.р. Какие? мн.ч.)

Вывод: имена прилагательные изменяются по родам и числам и присоединяются к именам существительным в том же роде и числе.

IX. Подведение итогов работы. Рефлексия.

1. Завершение картины.

– Итак, дорогие редакторы. Вспомните 1 картинки, где мы нарисовали небо и сад, и выберите работа какой группы первой или второй дополнит наш рисунок. Да, это эпитеты 1 группы.

– Из этого стихотворения мы для нашей картины добавим образы глухого колодца, полночного часа и «снежинки» сияющей.

(На доске появляется картина ночного фруктового сада с заброшенным колодцем и яркой звёздочкой.)

– Молодцы! Теперь понятно, что к нашей картине надо выбрать название «Звёздная ночь». Вот такая картина у нас получилась. Спасибо именам прилагательным!

2. Систематизация знаний об имени прилагательном.

– Вот что мы о нём сегодня узнали:

(На доске правило)

Имя прилагательное
самостоятельная часть речи
обозначает признак предмета
Какой? Какая? Какое? Какие?
изменяется по родам и числам
связано с именем существительным 

IX. Домашнее задание

по выбору:

1 в. – с.88 №2 опишите вашего друга или кого – то из близких, чтобы узнать, чей это портрет.

2 в. – дополнить предыдущее домашнее задание (сочинение) именами прилагательными.

Всем – выучить правило с. 69.

Дополнительное задание: С. 68 упр. 305

– Запишите к каждому рисунку имена прилагательные. Подчеркните орфограммы.

Презентация, Приложения к уроку.