Рабочая программа по швейному делу с элементами курса младшего обслуживающего персонала

Разделы: Технология


Предлагаемая программа содержит учебный материал по швейному делу (технологии) и МОП (младший обслуживающий и медицинский персонал - уборщица, санитарка, нянечка, помощник повара) для 9 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Цель этой программы состоит в формировании у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений по названным выше профессиям.

Программа содержит большой познавательный материал, при изучении которого развиваются мышление, внимание, память, способность анализировать, сравнивать, выделять сходство и различие понятий, умение планировать деятельность, работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму

Данная программа решает следующие задачи:

  1. Освоение технологических знаний, технологической культуры с опорой на сведения, полученные при изучении других образовательных областей и предметов (межпредметные связи) и на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда.
  2. Освоение начальных знаний по прикладной экономике и предпринимательству, необходимых для практической деятельности в условиях рыночной экономики. Применение метода творческих проектов.
  3. Овладение общетрудовыми умениями и умениями создавать личностно или общественно значимые продукты труда, вести домашнее хозяйство.
  4. Развитие творческих способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда.
  5. Воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда.
  6. Приобретение опыта применения и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

При выполнении практических заданий развиваются глазомер, мелкая и общая моторика, координация движений. Трудовая деятельность благотворно сказывается на становлении личностей учащихся: коррегируются нарушения в развитии эмоционально-личностной сферы, развиваются умение преодолевать трудности, воспитываются самостоятельность, инициативность, стремление доводить начатое дело до конца.

При оценке выполненных работ формируется умение анализировать свою деятельность, устойчивая и адекватная самооценка, правильное отношение к критике.

Содержание уроков швейного дела и МОП, доступное и понятное учащимся с нарушениями интеллектуального развития, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.

Исходя из местных условий обучения и трудоустройства выпускников, школа выбирает соответствующие виды труда. Опыт трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида показывает, что при современном развитии общества Российской Федерации от учащихся требуется интегрированное образование при устройстве на работу. Поэтому назрела острая необходимость ввести в специальность «Младший обслуживающий персонал» параллельно со швейным делом.

Совмещение двух специальностей позволяет решить следующие задачи:

  • расширить возможности дальнейшего трудоустройства выпускников,
  • в большей степени коррегировать присущие учащимся недостатки их умственного и физического развития благодаря доступности изучаемого материала,
  • подготовить их к будущей семейной жизни, обучив необходимым в домашнем хозяйстве навыкам,
  • обеспечить учащимся более успешную социальную реабилитацию и адаптацию в самостоятельной жизни.

В первые два-три года профессионального обучения первостепенное внимание уделяется правильности выполнения учащимися практических умений и технологических приемов. В последующем наращивается степень овладения трудовыми навыками и темп работы. С этой целью организуются занятия практического повторения, во время которых учащиеся выполняют изученные виды работ. Специализация профессионального обучения предусматривается программой только в 8-9 классах

Программа имеет доступные темы, последовательное содержание тем для приобретения теоретических знаний и практических умений. Развитие умений происходит путем планомерного сокращения помощи учащимся в интеллектуальной деятельности и практической работе, повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Программой предусмотрены упражнения, лабораторные и практические работы, экскурсии.

В данном классе обучаются 6 воспитанников, из них согласно дифференцированному разделению к 1 группе относятся Васильева Галина, Данилова Алена, ко 2 группе относятся Булдакова Анжелика, Усатова Аля, Злобина Юлия и к 3 группе относится Шибанова Татьяна.

1 группа.

Учащиеся данной группы Способны достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых случаях воспроизводят его самостоятельно. Технико-технологические знания усвоены достаточно полно. Планирование новой работы в пределах программных требований осуществляют успешно. Приемы контроля сформированы, работоспособность высокая, трудовые приемы в объеме программы требований данного класса усвоены успешно.

2 группа:

Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят в основном правильно, но допускают незначительные ошибки. Самостоятельно использовать знания теоретической и практической деятельности могут только в простейших случаях. Общую конструкцию изделия запоминают верно, но допускают ошибки в деталях. Самостоятельно трудовую деятельность планируют с трудом, чаще прибегают к помощи учителя. Приемы контроля сформированы недостаточно, наблюдаются недостатки в усвоение профессиональными приемами, но только в связи с двигательными дефектами воспитанников, работоспособность средняя.

3 группа:

Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят отдельно, чаще всего частями, главное в содержании выделить не могут. Некоторые технико-технологические знания усвоены на уровне конкретных представлений. К самостоятельному планированию работы не способны. Приемы контроля не сформированы, трудовые профессиональные двигательные навыки выполняет с ошибками, темп работы низкий.

Для эффективного обучения детей с нарушением интеллекта необходимо проводить систематическое изучение динамики развития их трудовых способностей. Одним из способов решения этой задачи служат самостоятельные практические работы учащихся в конце каждой учебной четверти.

Основной путь повышения качества работы учащихся заключается в следующем:

  1. Создание психологической установки на изготовление изделий или выполнение работы, отвечающих техническим требованиям, имеющим хорошее качество и товарный вид.
  2. Обучение нормативно одобренным приемам труда и применение в работе эффективной технологии.
  3. Достаточный уровень технического и материального обеспечения труда учащихся

В течение учебного года целесообразно организовать производственную практику школьников, тематически связанную с изучаемым материалом.

К концу обучения учащиеся должны

а) по швейному делу:

  • знать устройство бытовых швейных машин, уметь регулировать их работу, иметь автоматизированные навыки работы на них;
  • соблюдать правила безопасной работы;
  • овладеть приёмами работы с готовыми выкройками и чертежами в масштабе для самостоятельной швейной работы в домашних условиях;
  • уметь аккуратно и правильно выполнять ремонт одежды;
  • овладеть технологией пошива лёгкой детской и женской одежды, бельевых изделий;

б) как младший обслуживающий и медицинский персонал:

  • знать и соблюдать правила личной гигиены;
  • знать и соблюдать правила санитарии и гигиены в убираемом помещении;
  • удалять пыль, подметать мусор, мыть вручную или с помощью приспособлений стены, полы, потолки, оконные рамы и стекла, дверные блоки, мебель, чистить ковровые покрытия;
  • мыть и дезинфицировать унитазы, ванны, раковины и другое санитарно-техническое оборудование;
  • убирать двор, ухаживать за растениями на приусадебном участке;
  • знать устройство и назначение обслуживаемого оборудования и используемых приспособлений;
  • знать и соблюдать правила обращения с моющими, дезинфицирующими и дезодорирующими средствами;
  • соблюдать правила безопасности при мытье холодильников, пользовании стиральной машиной и другими электроприборами;
  • овладеть элементарными приёмами общего ухода за больными людьми, маленькими детьми;
  • мыть посуду, сервировать стол, чистить овощи и выполнять другие работы помощника повара, соблюдая санитарно-гигиенические правила и правила безопасной работы на пищеблоке;
  • соблюдать этические правила при взаимоотношениях с окружающими людьми (больными, маленькими детьми и другими).

Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, позволяет подготовить выпускников коррекционной школы к обучению в училище, адаптирует их к самостоятельной трудовой деятельности в обществе.

За учебный год необходимо провесмти 5 лабораторно-практических работ, 2 экскурсии на производство, 3 самостоятельных работы, 1 годовую контрольную работу.

Курс рассчитан на 340 теоретических и практических часов. В конце обучения предусмотрены экзамены, включающие теоретические и практические задания по изучаемым профессиям.

Полностью текст приведен в приложении.