Конспект урока по чтению "Буква Е, е". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • обучающая: повторить и закрепить знания учащихся о букве Ее, учить читать слова с буквой Е, учить работать с картиной, текстом, учить определять значения слов, обогащать словарный запас;
  • развивающая: развивать память, связную речь, внимание, логическое мышление учащихся;
  • воспитывающая: воспитывать интерес к чтению, чувство сопереживания, готовности прийти на помощь, бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • для учителя: иллюстрации: «на что похожа буква Е» (гребень, сломанная лестница, грабли), Крошка Енот, медвежата, лес, рак; слоговая таблица (часы), наборное полотно с изученными буквами;
  • для учеников: «Русская азбука», простые карандаши, блокноты, касса букв и слогов.

Ход урока

Opг. момент.

Повторение и закрепление.

Сообщение темы и целей урока.

-Сегодня на уроке мы с вами вспомним все изученные буквы, повторим то, что вы знаете о букве Е е, о её хитростях, будем учиться читать слова с этой буквой, различать слова, которые пишутся одинаково, но по значению разные.

-Посмотрите, у нас на уроке гость. Кто его узнал? Как его зовут?

(Крошка Енот).

-А из какого он мультфильма?

(«Крошка Енот»).

-Как вы думаете, почему именно он решил нас навестить?

(имя начинается с буквы Е).

-Крошка Енот будет наблюдать за вами весь урок и в конце скажет, кто же лучше вёл себя, кто был активнее всех.

Игра «Полубуковка».

-Итак, поиграем. Игра называется «Полубуковка».

(на доске прикреплены буквы, наполовину закрытые, а дети должны угадать их).

-Вам надо угадать букву по её половинке.

(угадывают).

-Ой, ребята, смотрите! Наши старые знакомые Мишутки опять поссорились.

Они никак не могут поделить буквы. Давайте им поможем. На какие две группы можно разделить эти буквы?

(гласные и согласные).

-Разложите буквы на два полотна.

(1. а, о, у, ы, и, е.

2. н, л, р, в, к, т, с).

-Почему эти буквы называются гласными?

-А почему эти - согласные?

-Хорошо. Вот мы и помогли нашим героям. Надеюсь, что они больше не будут ссориться.

-Скажите, какую из этих букв мы изучали на прошлом уроке?

(е).

На что похожа буква Е?

-Перечислите, на что похожа буква Е.

(грабли, сломанный гребень, сломанная лесенка).

-А кто знает стихи про них?

(1. Ева гребнем причесалась,
В нём три зубчика осталось.

2. Е на грядке пригодилась
Вместо грабель потрудилась.

3. На дворе - такая жалость!
Наша лесенка сломалась,
Наша лесенка сломалась,
В нём три зубчика осталось.)

-А почему букву Ее называют хитрой?

(1.при произношении называем два звука [й], [ э ]- в начале слова или после гласного в середине или конце слова;

2. в СГ после мягкого согласного слышим один звук [ э ] , например, лес - [л’эс ].

Физкультминутка.

Топай, мишка,
Хлопай,мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.

Повторное чтение слоговой таблицы.

-Продолжим. Сейчас мы почитаем слоги с буквой е. Вот часы, но вместо цифр вы видите-?

(буквы).

-Да. Я буду соединять стрелками буквы, а вы читайте слоги.

(читают один слог - договорите до целого слова , и так до конца).

Чтение слов (слова на доске).

ели

 лес

 река

лето

роет     

леса     

реки      

село

-Давайте прочитаем слова с этой буквой. Не забывайте, как произносятся слоги, на которые падает ударение? (более протяжно) (читают).

-Как произносим букву е в словах первого столбика? (произносим два звука [й], [э]).

-Почему?

(т.к. она находится 1.в начале слова;

2. в середине слова после гласной о).

-А в каких словах (найдите и прочитайте) буква е произносится одним звуком [э]?

(в словах: лес, реки, лето).

-Почему?

(после мягкого согласного буква е читается как [э]).

Печатание с образца.

-Откройте блокнотики и напечатайте по образцу эти слова в столбики (учитель проходит вдоль парт, следит за осанкой и работой учащихся).

Соотнесение картинок и слов.

-Откройте учебники на странице 80(вверху). Вам надо узнать, какие это деревья. Но для начала скажите, как называется место, где растёт очень много деревьев?

(лес).

-А вы когда-нибудь были в лесу?

-Знаете ли вы, как надо вести себя в лесу? Что можно, а чего нельзя делать?

-Вернёмся к картинкам. Что за деревья изображены на первой картинке?

(ели).

-Почему так решили? Ели какие?

(низкие, колючие).

-Какие деревья на второй картинке?

(осины).

-Почему? Какие осины?

(пушистые, красивые).

-Какие деревья на третьей картинке?

(высокие, стройные).

Физкультминутка.

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся, два - нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашёл.  
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.

Работа с иллюстрацией.

-Посмотрите на рисунок в нижней части страницы.

Что вы видите на картинке?

-Как называется дерево?

(ива).

-А какое время года показано? Как вы догадались?

(лето, так как ребята купаются).

Чтение текста.

-Сейчас мы почитаем об этом времени года. Прочитайте, как называется текст?

(Лето).

-Один учащийся прочитает весь текст. А остальные следите.

-Теперь читаем по цепочке.

Анализ текста.

-Где происходит действие?

(на реке).

-О ком говорится в тексте?

(о Севе и Лене).

Словарная работа.

-Что такое мостки?

(показ картинки).

-А кто знает, кто такие раки?

(показ картинки).

-Кто видел раков по-настоящему?

Выборочное чтение.

-Кто нырнул с мостков в реку? Найдите и прочитайте.

(Сева нырнул с мостков в реку.)

-А что оказалось в руках у Севы?

(рак).

-Найдите и прочитайте предложение, в котором говорится, что ребята ловили раков.

(Сева и Лена ловили раков.)

Самостоятельное чтение.

-Теперь прочитайте текст ещё раз про себя, найдите слова с буквой е и подчеркните эту букву.

-Какие же слова вы нашли? Прочитайте их.

(река, Сева, реку, руке, Лена).

-А как по-другому можно озаглавить этот текст?

(придумывают названия).

Итог урока.

-Итак, что мы сегодня повторили о букве Ee?Почему она хитрая?

-На что она похожа?

-Составьте из букв разрезной азбуки слово лес.

(один ученик составляет у доски).

-Добавьте букву, чтобы можно было сказать: красивые ....

(леса).

-А теперь замените один слог, чтобы «леса» превратились в жаркое, любимое всеми нами время года.

(лето).

-Ребята, крошка Енот пошептал мне на ушко, как вы сегодня работали…

(Словесное оценивание).