Урок-модуль "Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное как часть речи»". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Учебные материалы Руководство
по выполнению
задания
УМ 1
Входной контроль.

УЭ 1
Цель:
проверить готовность к восприятию модуля.

Выполняется не более 15 минут
1. Найдите существительные в данном предложении. Внесите ответ в таблицу.

I вариант

Ослепительно сверкали снега, и горело в небесной сини косматое солнце.

II вариант

Все цветы ранней весны не славятся сильным запахом.

2. Определите, какие существительные являются одушевлёнными: Внесите ответ в таблицу.
1) звёзды
2) свет
3) паучок
4) птицы
1) лес
2) конь
3) село
4) растения
3. В каком из предложений есть существительное – имя собственное, которое необходимо заключить в кавычки: Внесите ответ в карточку учёта.
1) В кинотеатре Планета шёл приключенческий фильм.
2) Москва – столица нашей Родины.
1) В кинотеатре Сатурн шёл фильм о животных.
2) Я люблю читать сказки Андерсена.
4. Выпишите существительные, которые употребляются в форме
только единственного числа:                              только множественного числа:
Внесите ответ в карточку учёта.
1) кофе
2) погода
3) отпуск
1) опилки
2) вишни
3) ворота
5. Найдите ошибку в определении склонения существительных: Внесите ответ в карточку учёта.
1) рожь – III
2) камыш – II
3) ель – I
1) луч – II
2) смелость – II
3) чувство – II
6. Вставьте в окончаниях существительных еи. Выпишите номера существительных, в которых пишется и: Ответ внесите в карточку учёта.
вдоль дорог..
запах полын..
вернуться по тропинк..
в огромном здан..
радоваться удач..
ветка сирен..
рассказ о путешествии..
песня о счасть..
мечтать о профессии..
вырос на топол..
7. Расставьте ударение в словах. Выпишите номера тех существительных, у которых ударение падает на последний слог: Ответ внесите в карточку учёта.
1) маляры
2) офицеры
3) трактора
1) инженеры
2) столяры
3) договоры
8. Вставьте, где необходимо мягкий знак, и выпишите номера этих существительных:

Ответ внесите в карточку учёта.

1) грач..
2) дрож..
3) мяч..
4) рощ..
5) лож..
6) задач..
7) доч..
8) тиш..
1) туч..
2) ковш..
3) силач..
4) горяч..
5) меч..
6) молодёж..
7) ключ..
8) товарищ..
9. Вставьте ое в окончаниях существительных и выпишите номера тех существительных, в которых в окончании пишется е:

Ответ внесите в карточку учёта.

1) чиж..м
2) нош..й
3) пальц..в
4) луч..м
5) плющ..м
6) дворц..в
7) крыш..й
8) красавиц..й
9) плеч..м
10) борщ..м
1) землевладельц..м
2) калач..м
3) плащ..м
4) куриц..й
5) овц..й
6) огурц..м
7) сторож..м
8) парч..й
9) зайц..м
10) чертеж..м
10. Каким членом предложения является существительное: Ответ внесите в карточку учёта.
Глаз ласкает зелёный бархат хвои. На склоне оврага дремлет сосна.
Инструкция № 1.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Если ответ неверный или сделана ошибка хотя бы в одном слове – 0 баллов.

Подсчитайте сумму набранных баллов и запишите её в таблицу.

Если вы получили 10 баллов, то вы можете приступить к выполнению УЭ 10. Если вы получили менее 10 баллов, то приступайте к выполнению УЭ 2 – УЭ 11.

Если ошибка допущена в

№ 1 – УЭ 2
№ 2 – УЭ 3
№ 3 – УЭ 4
№ 4 – УЭ 5
№ 5 – УЭ 6
 № 6 – УЭ 7
 № 7 – УЭ 8
№ 8 – УЭ 9
№ 9 – УЭ 10
 № 10 – УЭ 11

За каждое правильно выполненное задание ставьте себе 1 балл в карточку учёта.

 

Оцените свой ответ. Будьте объективны.

 

 

 

 

 

 

УМ 2
Цель: актуализировать знания по теме “Имя существительное как часть речи”.

УЭ 2

Повторите правило – определение существительного:
существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, признак как предмет, действие как предмет и отвечает на вопрос кто? что?
О признаках существительного прочитайте в п. 76 учебника.
Пример. Я люблю слушать пение птиц.
Пение – что? обозначает действие как предмет. Это существительное.
Птиц – птицы – кто? обозначает предмет. Это существительное.
Задание. Выпишите существительные.
На солнце переливались капельки росы.

Сверьте свой ответ с ответом в приложении № 2.
За правильный ответ – 1 балл. Приступайте к выполнению УЭ 12.

Выполните задание в тетради самостоятельно (5 минут).

 

 

 

 

 

Оцените свой ответ. Будьте объективны.

УЭ 3
Цель:
актуализировать знания о существительных одушевлённых и неодушевлённых.

Повторите правило: откройте учебник, пар. 78.
Используйте образец рассуждения:
И.п. = В.п. = неод.
Р.п. = В.п. = одуш.
Пример: Лошади бежали быстро по полю.

И.п. = лошад и
В.п. = лошад ей – одуш.
Р.п. = лошад ей

(По)полю = поля
И.п. = пол я
Р.п. = пол ей И.п. = В.п. = неодуш.
В.п. = пол я

Задание. Ворона громко каркнула и слетела с дерева.
Сверьте свой ответ с ответом в приложении № 3.
За правильный ответ 1 балл (выставьте в карточку учёта).
Приступайте к УЭ 12.
Если ответ ошибочный, то ещё раз прочитайте правило, исправьте ошибку, затем приступайте к УЭ 12.

Выполните задание в тетради самостоятельно (5 минут).

 

 

 

 

 

 

 

 

Оцените свой ответ. Будьте объективны.

УЭ 4
Цель:
актуализировать знания о делении существительных на собственные или нарицательные и правилах постановки кавычек.
Повторите правило открой учебник на с.196, пар. 79
Пример: В журнале “Мурзилка” печатают интересные рассказы для маленьких.
Журнал, рассказы, маленькие – названия однородных предметов. Это существительные нарицательные.
“Мурзилка” – название единичного предмета. Это название журнала, значит, пишем с большой буквы и заключаем его в кавычки.
Задание. Я люблю читать рассказ Носова Незнайка и его друзья.
Сверьте свой ответ с приложением № 4.
За правильный ответ – 1 балл (выставьте в карточку учёта).
Приступайте к УЭ 12. Если ответ ошибочный, то ещё раз прочитайте правило, исправьте ошибку, а затем приступайте к УЭ 12.
Выполните задание в тетради самостоятельно (5 минут).

 

 

 

 

Оцените свой ответ. Будьте объективны.

УЭ 5
Цель:
актуализировать знания о существительных, которые употребляются только в форме единственного или только в форме множественного числа.
Повторите правило: откройте учебник – прочитайте пар. 82–83
Пример: Очки – употребляется только в форме мн.ч., т.к. нет слова очко.
Икра – употребляется только в форме ед.ч., так как нет слова икры (употребляется во мн.ч. в другом значении – икры ног).
Задание. Выпишите существительные, употребляемые только в форме ед.ч., или только в форме мн.ч.: удивление, молоко, тиски, весы, торт, крыло.
Сверьте свой ответ с приложением № 5.
За правильный ответ 1 балл (внесите его в карточку учёта).Если ответ ошибочный, прочитайте ещё раз правило, исправьте ошибку и приступайте к УЭ 12.
Выполните задание в тетради самостоятельно

(5 минут).

 

 

Оцените свой ответ. Будьте объективны.

УЭ 6
Цель:
актуализировать знания о правилах определения склонения существительных.
Повторите правило: откройте учебник – пар. 12, прочитайте таблицу.
Пример: Предвесенне небо было синим.
Небо – ср.р. = II скл.
Задание. На околице деревни стоит старый дуб.
Сверьте свой ответ с приложением № 6.
За правильный ответ 1 балл (внесите его в учётную карточку). Если ответ ошибочный, прочитайте ещё раз правило, исправьте ошибку и приступайте к УЭ 12.
Выполните задание в тетради самостоятельно

(5 минут).

УЭ 7
Цель:
актуализировать знания о правописании окончаний существительных в Р.Д.П. п.
Повторите правило: откройте учебник – пар. 86, стр.212, прочитайте.
Пример: 1) На обмане далеко не уедешь.
(На)обман... – обман = конь, если на коне, то и на обмане.
2) В знании – сила.
(В)знании.. – знание = на ие, в Р. Д. П. – ии, значит, в знании.
Задание. 1) Утром мы на пол... мы увидели голубые колокольчики.
2) Густые листья колышутся, словно в волнении… ждут кого-то.
Сверьте свой ответ с приложением № 7.
Если ответ правильный – 1 балл.
Если ответ ошибочный, повторите правило, исправьте ошибку, приступайте к УЭ 12.
Выполните задание в тетради самостоятельно (5 минут).
УЭ 8
Цель:
актуализировать знания о правильном ударении в сущ. мн.ч.
Повторите правило: откройте учебник – пар. 87, устно выполните упр. 529
Приступайте к выполнению УЭ 12.
(5 минут).
УЭ 9
Цель:
актуализировать знания о правописании ь в формах единственного числа и множественного числа существительных.
Повторите правило: – откройте учебник-обложку, найдите орфограмму № 8, вспомните правило;
– откройте тетрадь с домашними упражнениями № 533, № 534, повторите правило.
Пример: 1) нет рощ… (мн.ч.)
роща – I скл., а не III скл.
2) резная печ… (ед.ч.)
печь – III скл.
Задание: сургуч…, мощ…, круч…, вещ… .
Сверьте свой ответ с приложением № 9.
Если ответ верный, то поставьте себе в карточку учёта 1 балл.
Если ошибочный 0 баллов и приступайте к УЭ 12.
Выполните задание в тетради самостоятельно

(5 минут).

УЭ 10
Цель: актуализировать знания о правильном написании окончаний существительных после шипящих и ц (выбор ое).
Повторите правило: откройте учебник – пар. 88, орф. 18, прочитайте.
Пример: Мы любовались громадами снежных дворц...в.
Дворц…в = пишу в окончании о.
Задание: певц…в, малыш…м, бич…м, девиц…й, пальц…м, сургуч…м, мяч…м.
Сверьте свой ответ с приложением № 10.
Если ответ верный – 1 балл (внесите в карточку учёта).
Если ответ ошибочный – 0 баллов; повторите правило ещё раз, исправьте ошибку и приступайте к УЭ 12.
Выполните в тетради самостоятельно

(5 минут).

УЭ 11
Цель:
актуализация знаний о синтаксической роли существительных.
Повторите правило: откройте учебник – пар. 76, с. 190, прочитайте.
сущ. сущ. сущ. сущ.
Пример: Для воробья ребята на дереве сделали кормушку.
Задание: Много легенд сложено об этом богатыре.
Сверьте свой ответ с приложением № 11.
Если ответ верный – 1 балл, выставьте его в карточку учёта и приступайте к УЭ 12.
Если ответ ошибочный, ещё раз прочитайте правило и приступайте к УЭ 12.
Выполните задание в тетради самостоятельно (5 минут).
УЭ 12
Цель:
обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Правописание еи в окончаниях существительных”.
Выполните задание. Вставьте пропущенные буквы.
Разд…ваться в аудитории…,
задр…жать от радост…,
по…вляться к ноч…,
об увлечении… Юли…,
учился в лице…,
находиться в отд…лени…,
в…днеется в д…лин…,
л…житься на террас…,
гулять по оранжерее… .
Выполните задание в тетради и проверьте свою работу с помощью смарт-доски

(3 минуты).

УЭ 13
Цель:
обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Правописание ое в окончаниях существительных и корнях слов”.
Задание: вставить пропущенные буквы.
За больной туч…й,
играть с малыш…м,
тихий ш…рох,
ж…лтым листом,
доволен врач…м,
чистить щ…ткой,
заблудиться в чащ…бе,
надеть ш…рты,
ж…сткий диван.
Выполните задание в тетради, поменяйтесь с соседом тетрадями и проверьте работы (3 минуты).
УЭ 14
Цель:
обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Правописание имени существительного”.
Задание: списать и вставить пропущенные буквы.
О Михаиле Пришвине.
Детство и юность Пришвина прошли в средней полос… Росси… . Его сем…я ж…ла в усад…бе около д…ревн… . Здесь от деревн… к деревн… тянутся л…са, п…ля и огороды, сады с чудес…ными р…стениями. Берега рек зар…сли плакучей ивой.
Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Егочуткое ухо слышало и ш…рох листьев и ш…пот ветра, а зоркий гла… видел каждый р…сточек и тр…винку.
. н...о д...сть Пришвина прошли в средней полос... О Михаиле Привине.
Выполните задание самостоятельно.

Проверьте с помощью смарт-доски.

Поставьте себе отметку и занесите её в карточку (7минут).

УЭ 15
Цель:
контроль усвоения темы “Имя существительное”.
Выходной контроль: оценить уровень усвоения всей темы.
Задание: диктант проверочный.
В тетрадях (15 минут).
УЭ 16
Цель:
творчески применить знания в новых условиях.
Задание: 1) составить предложение по схеме

2) включить в педложение существительное на ие (или ия, ий );
3) включить в предложение существительное одушевлённое;
4) включить в предложение существительное собственное.
Выполнить в тетради самостоятельно (5 минут).

Показать учителю.

Приложения.