Дерево решений. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: Развитие коммуникативной компетентности и компетентности решения проблем.

Задачи:

  • Изучить процедуру принятия решений.
  • Осознать разницу между индивидуальным и коллективным решениями.
  • Воспитывать самостоятельность.

Форма: групповое решение проблемы.

Оборудование: Медиапроектор, раздаточный материал для учащихся.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3

Ход занятия

1. Организационный момент

– Тема занятия “Дерево решений”. А знаете ли вы, что обозначают данные слова.

Дерево –
Решение –

– Решаем не только на уроках, но и в жизни мы принимаем решения.
– Какие решения вы принимали сегодня?
– Как часто вы принимаете такие решения?
– То есть выбор решения приходится делать очень часто. Люди постоянно оказываются в ситуациях, когда надо принимать решения. Поэтому я вам предлагаю тему “Дерево решений”.

2. Основная часть

I. Введение в новую тему

– Я предлагаю начать его с проведения эксперимента.

Проведение эксперимента.

Ученику предлагаются два одинаковых яблока.

– Какое бы ты выбрал? Почему?

Ученику предлагается одно большое яблоко и одно маленькое.

– Какое бы ты выбрал? Почему именно это?
– А если бы такая возможность была в другом месте, например, дома, какое из яблок Вы бы выбрали?

Ученику предлагается одно яблоко и один апельсин.

– Что бы ты выбрал? Выбери то, что хочешь. Почему именно это?
– Но бывают случаи, когда люди принимают коллективное решение.

II. Анализ алгоритма принятия решения

Для принятия ответственных решений разработана схема (Приложение 1) “Дерево решений” (вывешивается плакат-схема: корни, ствол, верхние, нижние ветки). Процесс принятия важных решений напоминает строение дерева. Может поэтому в древности люди, жившие в разных странах, часто собирались под могучими деревьями, чтобы принять решения, от которых зависело будущее.

Корень на схеме обозначает проблему. Корень находится под землей – проблема иногда скрыта за внешними проявлениями. Решающий проблему движется к свету, вверх, по стволу дерева, мере движения он находит варианты решения.

Нижние ветки обозначают варианты решения проблемы. Дерево растет и развивается, вместе с ним растет понимание проблемы и готовность сделать правильный выбор. Прежде чем делать решающий шаг, следует задержаться на верхушке дерева, взвесить все “за” и “против”.

Верхние ветки обозначают положительные и отрицательные стороны решения. Положительные стороны – это достоинства, они означают все хорошее, что можно получить в результате решения условный знак (+). Отрицательные стороны это недостатки, все плохое условный знак (–). Положительные и отрицательные стороны решения называются результатами.

Когда принимаем решение, то мы должны обязательно задуматься к чему оно приведет.

Пришло время приступить к принятию трудного решения.

III. Предложение проблемного вопроса для обсуждения

У одного из жителей села возникла трудная ситуация в принятии срочного решения. Он – владелец здания, которое сейчас пустует. Ему хотелось бы сдать его в аренду (во временное пользование за деньги) и чтобы оно приносило пользу обществу. Ему предложили сдать его в аренду для:

а) ветеринарной лечебницы;
б) зала игровых автоматов;
в) кафе-мороженого.

Выбрав один из вариантов, он должен отказаться от других. Вот карта где находится данное здание (Приложение 2). Помогите принять ему верное решение. Я вам предлагаю в принятии решения воспользоваться схемой (Приложение 1).

IV. Поэтапное принятие решения

1. В чем состоит проблема? (Что будет в пустом здании?)

2. Каковы варианты решения проблемы? (Приложение 3)

(Выбор 1 – ветеринарная клиника.
Выбор 2 – зал игровых автоматов.
Выбор 3 – кафе-мороженое)

– Можно ли выбрать больше одного варианта? (Нет)
– Почему выбор ограничен? (1 здание)
– Какие условия поставил владелец? (Польза всему обществу).

3. Сейчас переходим к работе в группах, чтобы найти положительное и отрицательное в каждом варианте. И решить, что будет в пустом здании. Не забывайте про условие владельца: приносило пользу обществу.

Правила работы в группах просты:

– ограниченное время – 7 мин
– выбор выступающего.

(Работа в группах для принятия решения)

Ветеринарная клиника

Зал игровых автоматов

Кафе-мороженое

+ вылечить больных животных

+ встреча с друзьями

+ встреча с друзьями

– плохой запах

+ развлечения

+ лакомиться, общаться

 

– истратить все деньги

– можно есть морожено, где угодно

Вы добрались до верхних ветвей дерева, значит, пора принять решение: Что будет в пустом здании. Взвесьте все “за” и “против”, и пока не говорите о своем решении никому. При принятии решений часто применяется процедура голосования. Сейчас каждый проголосует.

– Кто за то чтобы в пустом здании была

ветлечебница – …………
зал игровых автоматов – …………..
кафе-мороженое – ………..

– По большинству голосов мы принимаем решение, что в пустом здании будет ….......
– Легко ли было принимать решение?

V. Подведение итогов урока

Принимая важное решение, вспомните наше “Дерево решений”, т.е.

1) определить суть проблемы;
2) рассмотреть варианты;
3) принять во внимание (+) и (-) последствия решения;
4) принять единственно правильное решение.

3. Рефлексия

– Пригодятся ли вам знания, полученные на занятии?