Ориентирование на местности. Азимут

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

  • выяснить, для чего и какими способами можно ориентироваться в пространстве;
  • показать значимость умений ориентироваться в пространстве;
  • раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве;
  • формировать умение работать с компасом;
  • сформировать понятие азимут;
  • продолжить формировать у учащихся умение работать с планом местности.

Способы действий учащихся: определять основные и промежуточные стороны горизонта; уметь ориентироваться по компасу; определять азимут; определять стороны горизонта по Солнцу, звездам и живым ориентирам.

Ценностный компонент урока: понимать значимость умения ориентироваться в пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве – необходимое умение человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья.

Тип урока: вводный.

Организация урока.

1. Проверка домашнего задания

2. Изучение нового материала

Лес…вы заблудились…

Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?

Учащиеся высказывают свои суждения, чувства в предложенной ситуации.

Цель нашего урока: Научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте.

Давайте вы попробуете самостоятельно назвать мне тему урока. При необходимости учитель уточняет: “Ориентирование на местности. Азимут”.

Что такое Ориентирование? (Слайд 2).

Слово “ориентир” означает “восток”, отсюда и происходит слово “ориентирование”.
В древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь в незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная карта знакомой вам территории. Благодаря мысленной карте вы легко находите дорогу и возвращаетесь домой. Чем больше в жизни вы путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве.
Умение ориентироваться в пространстве – одно из самых важных качеств человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья людей. Уметь ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов, это не всегда надежно – знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т. д. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта.

  • Перечислите способы ориентирования по местным признакам. (Слайд 3–6).
  • Что для этого нужно знать и уметь? (Стороны горизонта.) (Слайд 7).
  • Что вы знаете про стороны горизонта? (Основных – 4, промежуточных – 4.) (Слайд 8–9).

Учитель предлагает вспомнить, что такое горизонт, назвать основные и промежуточные стороны горизонта.

По стране в поход идем –
Друга мы с собой берем.
Он не даст нам заблудиться,
От маршрута уклониться.
Нам покажет верный друг
Путь на север и на юг. (Слайд 10).

Позднее для ориентирования был изобретен прибор – компас. Простейший магнитный компас был впервые изобретен в Древнем Китае. Компасы установлены в самолетах, на кораблях. Они необходимы военным, геологам, летчикам и людям других профессий. Вместе с тем каждый человек должен уметь ориентироваться по компасу. (Слайд 11).

Далее изучаем, как правила работы с компасом. (Слайд 12).

Совместный поиск новых знаний под руководством учителя. Учитель добивается, чтобы учащиеся назвали существенные признаки: угол, лучи между направлениями на север и на предмет.

Практическая работа по поиску новых знаний. (Слайд 13).

  • Покажите стороны горизонта на данной схеме. Укажите размер угла.
  • Как мы можем узнать точное направление сторон горизонта?
  • Укажите величину угла на предмет.
  • Мы с вами определили Азимут.
  • Так что такое Азимут?

(Учитель направляет внимание учащихся на родовое понятие, т. е существенный признак – Угол.) (Слайд 14).

Далее учитель проговаривает, а ученики фиксируют в рабочую тетрадь последовательность определения азимута. (Слайд 15).

Давайте с вами определим азимут на предметы. (Слайд 16).

А теперь немножко усложним нашу задачу, разделившись по группам, учащиеся находят азимуты на предметы в кабинете географии.

3. Этап обобщения знаний, информации о домашнем задании, подведения итогов урока. (Слайд 17).