Комплексный анализ текста в 11-м классе (подготовка к ЕГЭ)

Разделы: Русский язык


Цели урока:

Образовательная:

  • Обобщить и углубить знания по теме "Морфология" и "Синтаксис"
  • Продолжать учить формировать умения и навыки поисковой и творческой деятельности учащихся по лингвистическому анализу литературного произведения.
  • Научиться использовать ранее усвоенные знания и умения в новой нестандартной ситуации.

Развивающая: Формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности по русскому языку на основе:

  • соединение теоретического материала с пониманием его практического применения;
  • установления межпредметных связей.

2. Формирование умственных, учебных действий:

  • анализа и синтеза;
  • обобщения и систематизации.

3. Создавать условия для развития творческих способностей учащихся.

Воспитательная:

  • Бережное отношение к истории страны.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • текст А.И.Солженицына "Захар-Калита".
  • карточки с заданиями,
  • учебник Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. "Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11кл."- М.:Просвещение,2008 (учебник для базового уровня).

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка знания теории в процессе выполнения практических заданий.

(Цель работы: выученные тексты представляют богатый материал для повторения различных грамматических тем, могут быть своеобразным эпиграфом на уроке).

1. Письмо по памяти.

Свет истины далёк, как свет звезды,
Не каждого к себе он приближает.
Сквозь снег видны намёки борозды,
Земля стыдливо плечи обнажает.
А истина итак всегда нага,
И непритворна, и прекрасна.
Кому-то до неё лишь два шага,
Кому-то - бесконечное пространство.
В.Боков

- Прочитайте стихотворение. Определите основную тему и проблему текста.

- Определите, какие средства художественной выразительности использованы в этом тексте.

2. Работа в группах по дифференцированным программам.

(Цель работы: проявить свою индивидуальность, создавать познавательный интерес к изучаемому материалу).

(Группа "А" рассчитана на учащихся с высоким уровнем учебных возможностей, "В" - на средних учеников, "С" - на учащихся с низким уровнем учебных возможностей).

  • "С" - Сравните: и так - итак. Объясните различное написание этих слов. Выпишите однокоренные слова. Разберите их по составу, укажите, какой частью речи они являются.
  • "В" - В 1 предложении укажите грамматическую основу. Сравните сказуемые, в чём их различие. Выпишите из текста словосочетания со связью управление.
  • "А" - Составьте схему третьего предложения. Выпишите слово, в котором происходит фонетический закон "оглушения". Вспомните правописание приставок, приведите свои примеры.

Проверка и обсуждение заданий.

3. Работа по теме урока. Углублённая работа над теоретическими сведениями в связи с осознанием изученного материала на уровне широких обобщений.

а. Прочитайте эти высказывания:

  • "Родиться - самая простая наука, прожить - это уже мудрено" (Д.Писарев).
  • "Смело сердце положи на весы людского счастья" (В.Луговской).
  • "Истинно велики те, чьё сердце бьется для всех" (Р.Роллан).
  • "Чтоб озарять светом других, нужно носить солнце в себе" (Р.Роллан).
  • "Они ушли во тьму, но не исчез их след" (В.Шекспир).
  • "Надо много пережить, чтобы стать человеком" (А.де Сент-Экзюпери").

б. Задание:

Найдите высказывание, в котором выражена мысль о том, что истинное величие человека определяется его любовью к другим людям.

"Истинно велики те, чьё сердце бьётся для всех", - писал Р.Роллан о тех, кто посвятил свою жизнь людям, кто беззаветно служил добру и свету. Их имена навсегда останутся в благодарной памяти людей.

- Знаком ли вам портрет этого человека?

- Что вы можете рассказать о нём?

Группа историков:

А.И.Солженицын - человек-эпоха. Пожалуй, в русской литературе второй половины 20 века нет столь противоречивой и сложной по своему характеру, чертам писательской индивидуальности личности, как А.И.Солженицын. Но нет и столь целостного, однонаправленного, концентрированного художественного мира, как мир, созданный писателем А.И.Солженицыным.

Рассказ "Захар-Калита", написанный Александром Солженицыным в 1965 году, заставляет читателей глубоко задуматься о том, откуда мы пошли и как начинали, совершая дела великие. Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем. Бережного отношения требует все: старинные постройки, народные ремёсла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев.

в. Работа с толковым словарём С.И.Ожегова.

Очень часто Солженицын в своих произведениях употребляет слово "кондовая Россия", которое мало знакомо учащимся.

Давайте обратимся к Толковому словарю С.И.Ожегова: кондовой - исконный, сохранивший старые обычаи, устои.

Следовательно, рассказ "Захар-Калита" - это путь в глубь истории, во времена Куликовской битвы.

В рассказе два сюжетных пласта. Первый, Внешний, событийный: поездка рассказчика на Куликово Поле, знакомство со Смотрителем Захаром Дмитричем. Внутренний - погружение рассказчика в глубину истории, его размышления.

(Показ презентации)

4. Дифференциация заданий в ходе самостоятельной работы учащихся.

"В"

Перед вами фрагмент рассказа:

"(1)Как-то всё дороги не ложились. (2)Да ведь туда раскрашенные щиты не зазывают, указателей нет, и на карте найдёшь не на каждой, хотя битва эта по Четырнадцатому веку досталась русскому телу и русскому духу дороже, чем Бородино по Девятнадцатому. (3)Таких битв не на одних нас, а на всю Европу в полтысячи лет выпадала одна. (4)Эта битва была не княжеств, не государственных армий - битва материков".

  • Какова основная мысль этого фрагмента?
  • Сформулируйте проблему, затронутую автором.
  • Какова позиция писателя? Согласны ли вы с ней? Приведите свои аргументы письменно.

а. Работа по тексту. (Цель задания: проверить, как учащимися усвоен пройденный материал по теме "Морфология" и "Синтаксис"; актуализировать опорные знания).

  • Найдите сложное предложение, в состав которого входят односоставные предложения, укажите их виды.
  • Выпишите из 2 предложения все частицы.
  • Выпишите все указательные местоимения.
  • Укажите в придаточном предложении грамматическую основу, чем она выражена?

"С"

б. Работа с деформированным текстом. (Цель задания: развивать орфографическую зоркость учащихся; контроль над усвоением знаний, умений и навыков).

"А памятник уд:вляет и (в)близи. Пока к нему (не) подойдёшь пощупать - не поймёшь, как его :делали. В прошлом веке, уже тому больше ста лет, а придумка - собрать башню из литья, вполне сегодняшняя, только сегодня не из чугуна бы лили. Две площадки, одна на другую, потом двенадцатирик, потом он постепен:о округляется, сперва обложе:ый, опояса:ый чугу:ыми же щитами, мечами, шлемами, чугу:ыми славянскими надписями, потом уходит (в)верх, как труба в четыре раздвига, потом шапка с насечкой и надо всем - золоче:ый крест, поп:рающий полумесяц. И всё это - метров на тридцать, всё это составле:о из фигурных плит, да так ещё стянуто изнутри болтами, что н: болтика, н: щелки нигде не проглядывало, буд(то) памятник цельно отлит, - пока время, а больше внуки и правнуки не прохудили там и сям.

Шли и размышляли: почему так? Не отсюда ли повелась судьба России? Не :десь ли совершен поворот её истории?"

Что так волновало автора? Аргументируйте свой ответ письменно.

"А"

в. Прочитайте фрагмент из рассказа А.Солженицына "Захар-Калита".

(Цель задания: развивать и углублять представления об изобразительно-выразительной роли синтаксических конструкций, развивать творческие способности учащихся).

"(1) Как мы и хотели, мы остались на Куликовом Поле одни. (2) Стала ночь с полною луной. (3) Башня памятника и церковь-крепость выставились чёрными заслонами против неё. (4) Слабые дальние огоньки Куликовки и Ивановки заслеплялись луною. (5) Не пролетел ни один самолёт. (6) Не проурчал ни один автомобильный мотор. (7) При луне уже не видны были границы близких посевов. (8) Эта земля, трава, эта луна и глушь были все те самые, что и в 1380 году. (9) В заповеднике остановились века, и, бредя по ночному Полю, всё можно было вызвать: и костры, и конские тёмные табуны, и услышать блоковских лебедей в стороне Непрядвы.

(10) И хотелось Куликовскую битву понимать в её цельности и необратимости, отмахнуться от скрипучих оговорок летописцев: что всё это было не так сразу, не так просто, что история возвращалась петлями, возвращалась и душила.

(11) Проходят столетия - извивы Истории сглаживаются для дальнего взгляда, и она выглядит как натянутая лента топографов".

Ответьте на вопросы:

- Какова тема текста?

- Почему именно в такую ночь, именно в это место привёл писатель своего читателя?

- Какова авторская позиция?

- К чему призывает А.И.Солженицын?

г. Конструирование текста.

1. Каким способом образовано слово "услышать"? В 7 предложении укажите грамматическую основу. В 9 предложении объяснить знаки препинания. Указать в 10 предложении частицы.

Напишите сочинение по предложенному тексту.

III. Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что для вас было особенно полезным, интересным?

- Что нового вы узнали, изучая русский язык, в особенностях национальной культуры?

IV. Домашнее задание. Выполните задание упражнения № 241, повторить "Знаки препинания при причастном обороте и деепричастном обороте".

Презентация.