Ветер

Разделы: География


Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

1. Образовательные:

  • сформировать понятие ветер, раскрыть причины;
  • образования ветра, показать значение ветра.

2. Развивающие:

  • уметь выделять главное в тексте учебника, уметь строить «розу ветров» и читать её.

3. Воспитательные:

  • уважать мнение товарищей при беседе.

Оснащение урока:

  • физическая карта полушарий;
  • таблицы: «Нагревание суши», «Работа ветра»;
  • схема «роза ветров».

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, творческий подход.

Ход урока

I. Ориентация учащихся на урок.

II. Проверка домашнего задания:

  • атмосферное давление и как оно измеряется;
  • как изменяется атмосферное давление;
  • решение задач.

Задача №1. Лётчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм.рт.ст.

Задача №2. Шахта глубиной 200 м, на поверхности атмосферное давление 752 мм.рт.ст. Найдите давление на дне шахты.

Задача №3. На вершине горы высотой 3,5 км барометр показал 720 мм.рт.ст. Каково давление у подножья.

III. Изучение нового материала.

(Приложение. Слайд №2)

Загадка.

Шелестит и шумит, ветки ломает, пыль столбом поднимает,
С ног тебя сбивает. Ясно слышишь ты его, да не видишь никого!
Нет от него покоя. Что это такое?

Ветер уникальное, удивительное явление природы, которое всегда вызывало у людей интерес. Люди заметили , что ветер управляет погодой. Мы познакомимся с вами с этим явлением. Узнаем какую роль играет ветер, какие бывают ветры. Ветер такое явление природы, с которым мы встречаемся постоянно, поэтому полученные знания о ветре нам пригодятся в жизни.

Ситуация. Вам жарко, вы помахали веером и возник ветерок (продемонстрировать).

- Что произошло? (Окружающий нас воздух мы привели в движение и возник ветер.)

(Слайд №3) Ветер – движение воздуха в горизонтальном направлении.

Работа по схеме. «Нагревание суши и воды.»

Нагревшийся от суши воздух расширяется и поднимается вверх. Давление падает.

Холодный воздух отводы занимает место поднявшегося вверх теплого воздуха. Возникает ветер. Воздушные массы начинают перемещаться туда, где давление меньше.

759 мм.рт.ст.   755 мм.рт.ст.
Причина   Следствие
Образование ветра   Разница атмосферного давления

Опыт с воздушными шариками.

Учащиеся надувают шары, затем плавно выпускают из них воздух и поясняют, что из за разности в давлении возник ветер. Шар, который больше надут, воздух из него выходит с большей скоростью. Объясняют большей разницей в атмосферном давлении.

(Слайд №4)

- На берегах морей, озёр в течение суток ветер меняет своё направление 2 раза в сутки. Этот ветер называется – БРИЗ (силой 3-4 балла).

(Нарисовать схему ночного бриза.)

Предложить учащимся нарисовать схему дневного бриза.

- На юге Дальнего Востока России дуют ветры, которые меняют своё направление 2 раза в год. Эти ветры называются – МУССОНЫ. Как они меняют своё направление мы узнаем посмотрев фрагмент фильма о муссонах (3 мин.).

Вопросы:

  1. Как дуют муссоны?
  2. Что они несут?
  3. Сколько раз они меняют своё направление?

Работа с форзацем учебника. (Слайд №5)

На доске вывешивается рисунок камина. Подписано давление.

Вопросы:

  1. Куда девается дым от сгоревших дров?
  2. Почему дым не идет в комнату?

Вывод. Ветер дует не только в горизонтальном, но и в вертикальном направление.

Построение розы ветров.

Ветер может дуть с разных сторон. Основой для построения розы ветров служат линии. Линии подписываются в соответствии со сторонами горизонта. Линии делятся на равные отрезки, 1 отрезок – 1 день.

Ученикам раздаются схемы и данные о направление ветра за месяц (Приложение 1).

Учитель по схеме показывает розу ветров (Приложение 2).

- Ребята, как вы думаете ветер друг или враг человека (беседа).

  1. Рассмотреть когда ветер друг, а когда он враг.
  2. Определить в каком направление дует ветер и где он сильнее.

(Слайд №6)

IV. Закрепление нового материала.

Использование презентации. (Слайд 7-19)

Сообщение ученика «какие есть ещё ветры».

В заключения урока познакомить учащихся с выставкой книг о ветре.

Оценка знаний учащихся.

Домашнее задание.