Цель урока: на основании понимания научить детей находить в тексте задачи условие и вопрос, подвести детей к автоматическому навыку выделения основных частей задачи.
Задачи:
- Обучающая: способствовать формированию навыков решения задач, закрепить навыки по этой теме и знания, полученные на предыдущих уроках по сложению и вычитанию в пределах 10, а также знания состава чисел.
- Развивающая: развивать умение работать самостоятельно и в группе, развивать логическое мышление, внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.
- Воспитывающая: воспитывать положительное отношение к учебному процессу, взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу.
Основные формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
При построении урока использовались принципы:научности, проблемности, наглядности, активности, доступности, системности и последовательности.
Для достижения поставленных целей урока были выбраны методы:
- словесные
- практические
- наглядные (с применением ИКТ)
- контроля и самоконтроля
На уроке проводилась работа:
- по закреплению навыков устного счета
- по введению основных частей задачи (условие, вопрос)
- по овладению умениями и навыками при закреплении темы
- самостоятельная работа
Оборудование:
- компьютер, экран, проектор, слайды;
- индивидуально: цифровые «веера», карточки с названиями составных частей задачи;
- бумажные вопросительные знаки;
- изображение «улыбающегося» солнышка ( индивидуально для каждого ребенка);
- доски для письма «фантазия»;
- перфокарты разных цветов (для дифференцированной работы по группам).
План урока:
- Организационный момент – 1 мин
- Минута настроения (психологический настрой) – 1 мин
- Постановка цели – 2 мин
- Минута красивого письма – 5 мин
- Актуализация знаний (устный счет, повторение, «открытие» нового знания, закрепление, обработка полученных знаний) – 20 мин
- Физминутки 2 шт. – 4 мин.
- Самостоятельная работа – 5 мин.
- Итог урока – 5 мин.
- Оценка знаний – 2 мин.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Проверяется готовность детей к уроку, порядок на рабочих местах.
– Здравствуйте, ребята! Готовы работать? А давайте проверим, готовы ли ваши пальчики.
Пальчиковая разминка: дети по очереди разминают пальчики, начиная с большого пальца левой, а затем и правой рук.
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его,
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик – безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал!
– Молодцы!
2. Минута настроения
– Добрый день, ребята! Мне приятно вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение!
На части не делится солнце лучистое
И вечную Землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!
– Итак, готовы вы отправиться в волшебный мир математики? Но давайте сегодня постараемся и сделаем так, чтобы тучки не закрыли наше веселое солнышко. Хорошо?!
3. Постановка цели
– Ребята, сегодня мы с вами проведем необычный
урок математики, а поможет нам в этом компьютер.
– Тему урока вы сможете назвать сами, если
разгадаете ребус. (На экране слайд с ребусом)
– Задача!
– Молодцы, вы правильно разгадали ребус.
Сегодня мы с вами будем решать задачи. Но
начнем мы, конечно, с повторения и устного счета.
4. Повторение. Устный счет
1. Задачи в стихах (на экране появляются слайды, изображающие условие задачи, дети пишут ответы на досках «фантазиях»)
Пять щенков в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он глядит в окно, считает:
Сколько их теперь играет? (4)Вот восемь зайчишек по полю идут,
За ними вдогонку двое бегут
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопятся зайцев домой? (10)Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней.
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят у наседки моей? (5)Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку
– Сколько неживых предметов дама сдавала в багаж? (6)
Дядя ежик в сад зашел,
Десять спелых груш нашел.
Семь из них он дал ежатам,
Остальные же зайчатам.
– Сколько груш дядя ежик дал зайчатам? (3)
– А сейчас проверьте ответы (на экране
появляются ответы 4, 10, 5, 6,3)
– Ниже напишите эти числа в порядке возрастания.
– Проверьте свои ответы на экране (3, 4, 5, 6, 10)
2. Работа с отрезком натурального ряда чисел
Дети пользуются «веерами».
(Появляется улыбающееся солнышко с глазками, ротиком, носиком, но без лучей)
– Что отсутствует у нашего солнышка, а в математике учит считать? (Солнышко с лучами)
(Луч учит!) На экране появляются примеры, затем – ответы на луче. Дети хором называют ответы и потом проверяют.
0 + 1 1
1 + 1 2
2 + 1 3
3 + 1 4
4 + 1 5
5 + 1 6
6 + 1 7
7 + 1 8
8 + 1 9
9 + 1 10
(Луч проверяет!)
Появляется пример. После того, как дети покажут на «веерах» ответ – появляется ответ на луче.
10 – 1 9
6 + 1 7
3 – 1 2
0 + 1 1
4 – 1 3
7 – 1 6
9 + 1 10
5 – 1 4
6 – 1 5
7 + 1 8
– Показать на цифровом веере, какое число
следует за число 6,8?
– Как мы получили последующее число? (прибавили 1)
– Покажите, какое число является предыдущим для
чисел 8, 6?
– Как получили предыдущее число (отняли 1)
– А теперь повторим состав некоторых чисел.
Дети показывают на веерах.
- 5 – это 3 … (и 2)
- 7 – это 4 … (и 3)
- 10 – это 6 … (и 4)
- 6 – это 1 … (и 5)
- 8 – это 2 … (и 6)
- 9 – это 8 … (и 1)
5. Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (Потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки к верху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два – вперед нагнуться,
Раз и два – назад прогнуться. (Движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (Улыбнуться друг другу)
– Мы опять с вами улыбаемся и солнышко радуется вместе с нами!
6. Подготовка к основному этапу
– А к нам сегодня на урок пришли гости,
сказочные герои, которых вы все знаете.
Отгадаете, кто это? И я покажу вам их.
Детям загадываются загадки, после того, как они
отгадывают, на слайде появляются картинки с
их изображением этих персонажей.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут? (Буратино)
Я – славный мишка …
Любой меня поймет:
Чтоб бодр и весел был мой дух,
Мне очень нужен мед! (Винни-Пух)Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек в тревоге,
От беды уносит ноги…
Ну-ка быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка)
– Так вот нашим сказочным героям было дано
домашнее задание – придумать задачу. Давайте
посмотрим, что у них получилось. Учитель читает
тексты.
(Изображение Винни-Пуха и текст)
«Вечером было 3 горшочка с медом, а утром – ни
одного. Где бы подкрепиться?»
(Изображение Зайки)
«Кто в теремочке живет?»
(Фигурка Буратино)
«У меня 5 яблок. Я дал Пьеро 2 яблока. Сколько яблок
у меня осталось?»
– Как вы думаете, кто из литературных героев решал именно задачу?
На доске прикрепляется первая карточка со словом ЗАДАЧА. Мнения детей могут разойтись, так как недостаточно знаний. Тогда учитель высказывает предположение:
– Наверное, вы почувствовали, что вам не хватает знаний о задаче? Давайте сформулируем, что нужно знать о задаче, чтобы правильно ответить на вопрос и оценить наших сказочных героев.
7.«Открытие» новых знаний
На доске прикрепляется вторая карточка со словом ПОДУМАТЬ!
– Что такое задача? Какие мысли приходят в голову? (Текст, числа, вопрос…) – выслушиваются ответы детей.
– Помогу вам. Задача – это математическое высказывание, состоящее из двух частей.
Первая часть – УСЛОВИЕ (оно содержит известные числа задачи, связанные сюжетом)
Прикрепляется карточка со словом УСЛОВИЕ
Вторая часть – ВОПРОС (он содержит неизвестное число задачи). Чаще всего используется слово сколько)
Вопросы учителя:
– Итак, что такое условие задачи? (То,
что нам известно)
– А то что нужно найти, как будет называться? (Вопрос)
Например: У Тани 4 воздушных шарика. У Оли – 2. Сколько воздушных шариков у обеих девочек? Это – задача, так как является математическим высказыванием и состоит из двух частей – условие и вопрос.
Учитель берет две карточки с буквами У , В. Дает их ученикам и просит повторить условие и вопрос.
Условие: У Тани 4 воздушных шарика. У Оли – 2.
– Известно количество шаров у Тани – 4 и у Оли – 2. Рассказывается об одном и том же предмете – о шарах. С условием связан вопрос задачи.
Вопрос: Сколько воздушных шаров у девочек?» Есть вопросительное слово «сколько.
– А теперь давайте вернемся к нашим сказочным героям и определим, является ли их задание задачей.
8. Работа по рядам
– Первый ряд получает задание Винни-Пуха.
Каждый ученик получает карточку с его заданием.
– Второй ряд получает задание Зайки
– Третий ряд получает задание Буратино
Дети некоторое время совещаются и говорят ответ. В итоге все сходятся на мысли, что задачей является только задание Буратино.
– Давайте сейчас поможем Буратино решить эту
задачу.
– Открыли тетради, пропустили вниз от
предыдущего задания 3 клетки, сейчас будем
изображать УСЛОВИЕ задачи.
Уже другим детям даются две карточки с буквами У, В. Они повторяют сначала условие задачи.
– Рисуем в тетрадях 5 яблок, через клетку (кто не
умеет, тот рисует кружочки).
– Что еще известно? (Он отдал Пьеро 2 яблока)
– Значит 2 яблока зачеркиваем.
– Что мы сейчас зарисовали? (Условие)
– Какой вопрос в этой задаче?
Ученик с карточкой В повторяет вопрос задачи.
– Ставим под оставшимися яблоками зеленой ручкой знак вопроса.
Двум-трем ученикам учитель выдает вырезанные из картона вопросительные знаки, и эти дети должны повторить еще раз вопрос.
– А теперь запишем РЕШЕНИЕ. Это тоже часть задачи. Если нас спрашивают, то мы должны решить.
Учитель выдает карточку с буквой Р другому ученику. Он должен сказать решение.
– Записываем (2 клеточки вниз)
5 – 2 = 3
– А теперь нам нужно сказать ОТВЕТ
– Кто это может сделать?
Ответ называется устно: 3 яблока.
– Молодцы. Мы помогли сказочным героям определить задачу. А теперь я хочу, чтобы вы догадались, где ЗАДАЧА, а где нет и почему.
9. Закрепление (изображение на экране)
1.«Мама принесла 5 конфет. 2 конфеты она отдала детям»
2.«На тарелке лежало 6 пирожков. 2 пирожка съели. Сколько пирожков осталось?»
Выслушиваются ответы детей. Наконец, приходим к выводу, что ЗАДАЧА под цифрой 2. Устно повторяются еще раз все составные части задачи, называется решение и ответ.
Самостоятельная работа (примеры на экране)
Работа по вариантам, более слабым учащимся выдаются перфокарточки. Взаимопроверка по вариантам.
10. Итог урока
– Расскажите, что нового и интересного вы
сегодня узнали на уроке?
– Что больше всего понравилось на уроке?
– Теперь мы знаем, что такое задача и из каких
частей она состоит? (Ответы детей)
(Сквозь листву огромного дерева ярко светит солнце)
– А так как все сегодня хорошо работали, то я подарю всем вам солнышко. (Учитель дарит нарисованное солнышко детям и благодарит их за работу)
11. Домашнее задание
– На следующий урок принесите текст своей задачи, оформленный на отдельном листе. Выделите синим карандашом – условие, красным – вопрос.
– Спасибо!