Употребление сложных предложений с определительными придаточными (союзное слово "который" в косвенных падежах). 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Логопедия, Коррекционная педагогика

Класс: 4


Место урока в системе коррекционных занятий:

  • Употребление в сложных предложениях союзного слова КОТОРЫЙ в Им.п.
  • Употребление в сложных предложениях союзного слова КОТОРЫЙ в В.п.
  • Употребление в сложных предложениях союзного слова КОТОРЫЙ в Д.п.
  • Употребление в сложных предложениях союзного слова КОТОРЫЙ в Т.п.
  • Употребление в сложных предложениях союзного слова КОТОРЫЙ в Р.п.
  • Употребление в сложных предложениях союзного слова КОТОРЫЙ в П.п.
  • Употребление в сложных предложениях союзного слова КОТОРЫЙ в косвенных падежах.
  • Употребление в сложных предложениях союзного слова КОТОРЫЙ с предлогами.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Цель:  закреплять умение употреблять сложные предложения в устной и письменной речи.

Задачи:

  • закреплять умение соотносить определительные конструкции с изображением;
  • закреплять умение употреблять сложноподчинённые предложения в самостоятельной речи;
  • закреплять умение составлять сложное предложение из двух простых;
  • закреплять умение употреблять союзное слово «который» в нужном падеже;
  •  развивать произвольность устойчивость внимания; зрительную память и восприятие; развивать словесно-логическое мышление;
  • развивать силу, высоту, тембр голоса, формировать навыки речевого дыхания,
  • развивать умение планировать свою деятельность;
  • формировать умение работать в группе, парами по установленным правилам.

Оборудование: карточки с рисунками – жетоны за правильные ответы, карточки с рисунками для составления предложений, карточки с простыми предложениями, карточки с союзными словами, ножницы, фломастеры для бумаги, рабочие тетради.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

1. Выразительное чтение скороговорки:

Тетерев с тетёрочкой тёрли сыр на тёрочке.

Обратить внимание учеников за тем, чтобы2. Интонационное упражнение «Вопрос - ответ». Обращать внимание  учащихсяна перенос логического ударения в предложении. следили за  четкостью произношения, за громкостью и выразительностью.

Тетерев с тетёрочкой тёрли сыр на тёрочке?  Тетерев с тетёрочкой тёрли сыр на тёрочке.
Тетерев с тетёрочкой тёрли сыр на тёрочке? Тетерев с тетёрочкой тёрли сыр на тёрочке.
Тетерев с тетёрочкой тёрли сыр на тёрочке? Тетерев с тетёрочкой тёрли сыр на тёрочке.
Тетерев с тетёрочкой тёрли сыр на тёрочке? Тетерев с тетёрочкой тёрли сыр на тёрочке.
Тетерев с тетёрочкой тёрли сыр на тёрочке?  Тетерев с тетёрочкой тёрли сыр на тёрочке.

II. Актуализация опорных знаний, сообщение целей и задач занятия

1.
– Что я сейчас произнесу? Мальчик взял вазу. Ваза стояла на окне. (Два предложения)
– А сейчас. Мальчик взял вазу, которая стояла на окне. (Одно предложение)
– Чем первое предложение отличается от второго? (Одно предложение сложное, второе простое)
– Будем на занятии составлять сложные предложения с союзными словами.

2. Цель: закреплять умение соотносить определительные конструкции с изображением, правильно употреблять окончание союзного слова.

На доске  5 рисунков (Приложение 1).

бабочка насекомое
бабочка галстук
ручка двери
шариковая ручка
скрипичный ключ
ключ от двери
детская пирамидка
египетская пирамида
шляпка гриба
женская шляпка
 

– Что нарисовано на картинках? Название предметов одно, а сами предметы разные. Я загадаю загадку про один из предметов.
– Это пирамида. Можно ли отгадать загадку? (Нет, т.к таких предметов два)
– Это пирамида, которую сделали из пластмассы.
Один ученик выходит к доске. Показывает предмет и говорит: «Это пирамида, которую сделали из пластмассы»
– Какое союзное слово в  этом предложении? (Которую) Учитель пишет слово на доске.

Далее каждый ученик получает  карточку с заданием. По очереди учащиеся выходят к доске и загадывают загадку. Остальные – отгадывают её.

1. Придумай загадку  про ключ со словом КОТОРЫМ 2. Придумай загадку  про ручку со словом КОТОРОЙ
3. Придумай загадку  про бабочку  со словом КОТОРАЯ 4. Придумай загадку  про шляпку со словом КОТОРУЮ

1. Это ключ, которым открывают замок.
2. Это ручка, которой пишут в тетради.
3. Это бабочка, которая умеет летать.
4. Это шляпка, которую носят женщины.

– Какое задание выполняли сейчас? (Мы составляли загадки про предметы. Составляли сложные предложения со словом который)

На доске:

КОТОРУЮ
КОТОРЫМ
КОТОРАЯ
КОТОРУЮ

– Назовите тему занятия (сложные предложения с союзным словом который)

III. Закрепление материала

1. Цель: закреплять умение составлять сложное предложение из двух простых. Вырабатывать умения применять знания по образцу в сходных ситуациях.

На доске  в два столбика карточки с предложениями.

Мать дала сыну ведро. Спектакля мы ждали с нетерпением.
Валя принесла нитки. Ножом он разрезал бумагу.
Завтра состоится спектакль. Сын играл  с мамой.
Дежурный намочил тряпку. Ведро она взяла у садовника.
Отец взял в серванте нож. Я сегодня дежурил в классе.
  Нитками будут пришивать пуговицы.
  Фильм мы ожидали с нетерпением.
  Тряпку дала ему учительница.

Задание. Подберите к одному простому предложению подходящее по смыслу второе предложение, и составь из двух одно сложное.

– Прочитайте 1-е предложение. Какое предложение из второго столбика к нему подойдет по смыслу?

Один ученик выходит к доске, ставит подходящую карточку к первому предложению.

Мать дала сыну ведро.

Ведро она взяла у садовника.

– Составь сложное предложение. Как ты это сделал? (Во 2-м предложение вместо слова ведро ставим союзное слово «которое»)

Ученик ножницами отрезает слово ведро во втором предложении, переворачивает карточку и пишет на обратной стороне слово «которое», ставит запятую после слова ведро.

– Прочитайте вторую часть предложения. («…которое она взяла у садовника»)
– К какому слову относится эта часть? (К слову «ведро»)

Учитель ставит знак главного слова над словом «ведро».

– Ставим вопрос от слова ведро ко второму предложению. (Ведро Какое? Которое она взяла у садовника)

2.  Цель: закреплять умение составлять сложное предложение из двух простых. Вырабатывать умения применять знания по образцу в сходных ситуациях. Формировать умение работать в паре.

Работа парами

Каждой паре  учеников дается карточка. Ученики составляют сложные предложения и прикрепляют их к доске.
Полученные предложения прочитываются. Проверяется правильность употребления союзного слова. Ставятся вопросы от первой части предложения ко второй.

На доске:

1. Мать дала сыну ведро, которое она взяла у садовника.
2. Валя принесла нитки, которыми будут пришивать пуговицы.
3. Завтра состоится спектакль,  которого мы ждали с не терпением.

3. Цель: закреплять умение составлять сложное предложение из двух простых. Вырабатывать умения применять знания по образцу в сходных ситуациях.  Самостоятельная работа.

Составить сложное предложение и записать  в тетрадь. Вопросы писать не нужно.

Дежурный намочил тряпку.
Отец взял в серванте нож.

У  учеников в тетрадях:

Дежурный намочил тряпку, которую дала ему учительница.
Отец взял в серванте нож, которым он разрезал бумагу.

Проверка. Прочтение записанных предложений.

4. Цель: закреплять умение употреблять союзное слово «который» в нужном падеже.

На доске предложения с пропущенным союзным словом. Рядом карточки с союзными словами. Нужно вставить пропущенные слова в предложения.

1. В доме отдыха скучает  женщина, … привыкла проводить время с внуками. КОТОРАЯ

2. Сосед принёс топор, … стал рубить сухие ветки. КОТОРЫМ

3. Я встретился с товарищем, … купили новую настольную игру. КОТОРОМУ

4. Кукушки поедают вредных гусениц, … не едят другие птицы. КОТОРЫХ

5. Мне понравилась передача, … я слушал вчера по радио. КОТОРУЮ

6. Я купил учебник, … не было в школьной библиотеке. КОТОРОГО

которое

которых

которым

которому

которой

которые

который

которую

которая

которого

Один ученик выходит к доске, ставит подходящую карточку, читает предложение. Остальные ученики дописывают пропущенные слова в предложениях на карточках. 5-6 задание ученики выполняют самостоятельно.

5. Дополнительное задание.

Цель: закреплять умение употреблять сложноподчинённые предложения в самостоятельной речи.

На доске сюжетные рисунки и начало сложного предложения. Задание: придумай конец предложений.

Ребята украшают ёлку игрушками, которые ... (они сделали на уроке труда)
Аня и Коля подклеивают книгу, которую … (они случайно порвали)
Олег помогает  собрать мячи товарищу, которого (попросили убраться в зале)
Мама расстроена за сына, которому … (поставили на уроке двойку)

Ученики придумывают конец предложений сначала устно, затем записывают свой вариант в тетрадь.

IV. Подведение итогов, оценка работы учащихся

– Назовите тему занятия.
– Какие упражнения мы выполняли?
– Что трудного было для вас на занятии?

Оценка работы учащихся на занятии.

Используемая литература:

1. Зикеев А.Г. Методика работы над сложными предложениями на уроках русского языка в начальных классах специальных (коррекционных) школ. – М.: Владос, 2004.

2. Зикеев А.Г. Читай! Размышляй! Пиши! в 3 ч. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения: пособие по развитию речи для 3-6 классов специальных  (коррекционных) образовательных учреждений 1 и 2 вида.– М.: Владос, 2005.

3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Многозначность существительных в русском языке. Карточки и дидактические игры для дошкольников и младших школьников. – М.:  Гном и Д.