Урок развития речи "Особенности письма как эпистолярного жанра"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель урока:

  • познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра; научить составлять текст письма, учить правильному написанию письма: делового, официального, личного, показать художественную ценность, коммуникативную значимость жанра письма;
  • способствовать формированию умения воспринимать готовые тексты разных стилей и составлять собственные с учётом правил текстообразования;
  • развивать речевые навыки, расширять представления учащихся о роли и значении письма в частной жизни человека;
  • воспитывать активную социальную позицию ученика. 

Тип урока: развитие речи (2 часа).

Категория учащихся: 8 класс.

Оборудование: Презентация 1 “Особенности письма как эпистолярного жанра”, мультимедийный проектор, проект “Почта России в нашем городе”, индивидуальные карточки. 

Эпиграф к уроку:

Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены…
Н. Кузовлев.

Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности, объявление темы и цели урока. (Слайд 1, 2).

– О чем, по-вашему, пойдет речь на сегодняшнем уроке?
– Какие цели вы ставите перед собой?

2. Вступительное слово учителя.

– Практически каждый из живущих ныне на Земле людей владеет в той или иной степени эпистолярным жанром, так как он позволяет общаться на расстоянии с родственниками и друзьями. (Слайд 3, 4).
– Что такое эпистолярный жанр? (Эпистолярный жанр в широком понимании – это жанр письма. Само название этого жанра происходит от греческого слова epistole, что значит “письмо”.)
– Но в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить, но скажите, вы любите получать письма от родных и близких?
– Чтобы написать письмо, мы специально выбираем время, концентрируем мысль на человеке, кому адресовано послание, излагаем на бумаге свои философские мысли, фиксируем какие-то события. По прошествии времени, перечитывая письмо, вспоминаем прошедшие события и заново переживаем чувства, связанные с ними.
– А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Теплоты, душевности.)
– А теперь ответьте, в чем смысл эпиграфа?

3. Словарная работа (кроссворд). (Слайд 5, 6).

– Сейчас мы с вами вспомним некоторые слова, связанные с эпистолярным жанром. Работаем с кроссвордом, отгаданные слова записываем в тетрадь.

  1. Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (Адрес.)
  2. Тот, кто пишет письмо. (Адресант.)
  3. Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (Конверт.)
  4. Цифровое условное обозначение населенного пункта. (Индекс.)
  5. Литературный жанр, послание в форме письма.
  6. Сообщения, поздравления, просьбы, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние. (Письма.)
  7. Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы. (Почтальон.)

– Что у нас получилось? Кто такой “адресат”? (Тот, кому адресовано письмо.)

4. Сообщение об истории эпистолярного жанра.

Любое письмо, отправленное нами или полученное, мы воспринимаем как часть нас самих, мы радуемся ему, храним, перечитываем его, но мало кто знает историю возникновения письма. Вот об этом нам и расскажет Сухова Юля. (Приложение 1)

5. Беседа о видах писем.

– Подумайте, какие бывают письма? (Письма можно разделить на два вида: деловые и личные, которые делятся на подвиды.)
– Расскажите о каждом виде письма с примерами. (Отвечают по одному ученику.) (Слайд 7,8, 9, 10, 11, 12, 13).

6. Практическая часть.

– Теперь, если вы внимательно изучили виды писем, можем приступать к выполнению задания на индивидуальных карточках (по вариантам).

Задание 1. Определить, к какому виду писем относится каждый из отрывков:

I. "Саша, извини меня, пожалуйста, за то, что я вчера написала. Это было сгоряча. На самом деле, я так не думаю, конечно..."

"Уважаемый г-н Петров, от лица генерального директора, я хочу напомнить Вам, что в пятницу, 22 апреля, истекает срок погашения Вашей задолжности..."

"Здравствуй, Таня. Не могла бы ты рассказать мне, что было на последнем занятии? Я его пропустил, а теперь не понимаю, как выполнить домашнее задание..."

"Сергей, отвечаю на Ваш вопрос относительно вакансии редактора. Я думаю, что Вы нам подходите..."

"Вика, поздравляю тебя с Днем рождения!!! Пусть в этом году у тебя будет столько светлых и радостных дней, сколько листьев на твоем любимом клене за окном..."

II. "... по всем перечисленным пунктам мы совершенно согласны с Вами. Но, к сожалению, мы вынуждены отказать Вам, потому что..."

"Я тоскую по тебе, как солнце тоскует по цветам... Мне очень жаль, что тебя нет рядом..."

"Здравствуйте, Анна Анатольевна. Хочу узнать у Вас, могу ли я записаться на Ваши курсы?.."

"Привет, Леха! Я вчера ходил в кино на фильм "Возвращение". Сходи обязательно – уверен, тебе понравится!.."

"Олег Сергеевич, спасибо Вам огромное за помощь! Теперь, я думаю, у меня получится..."

(Ответы учеников.)

7. Письма бывают разные, но есть советы для написания всех писем.

– А сейчас представьте, что вы получили письмо. Вам интересно его содержание. На что вы обратите внимание вначале? (На оформление.)
– Правильно. Аккуратно оформленное письмо производит впечатление о пишущем как о культурном, организованном человеке. Об эпистолярном этикете вам расскажет Жарков Сергей.

Сообщение “Эпистолярный этикет”.

При обращении к адресату учитываются его служебное положение, сфера деятельности, степень личного знакомства. Следует обратить внимание на то, что на письме обращение “Уважаемый господин Петров” более применимо, нежели в устной речи, где уместнее обращение по имени-отчеству. Наиболее общими формулами обращения в деловых письмах являются следующие:

Уважаемый господин (фамилия)!
Уважаемая госпожа (фамилия)!
Уважаемые господа!

При обращении к высшим должностным лицам возможно указание должности (без фамилии):

Уважаемый господин председатель!
Уважаемый господин министр!

В письмах-приглашениях, извещениях следует обращаться к адресату по имени-отчеству:

Уважаемый Иван Иванович!

В отдельных случаях, когда адресат обобщен или точно не определен (например, это потребители или партнеры), возможны обращения Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

Согласно правилам делового этикета, при формулировке просьб, запросов, предложений принята форма выражения от первого лица множественного числа:

Предлагаем Вашему вниманию новый каталог программного обеспечения…(Вместо предлагаю…)

Напоминаем Вам, что срок выполнения договора истекает…
Просим Вас сообщить о необходимости замены оборудования…

Тональность деловых писем должны определять корректность и оптимизм. Убедительность делового послания зависит от выбранного стиля письма. Убеждает не только информация, изложенная в письме, но и тональность, в которой ведется переписка. Зачастую именно она определяет характер делового диалога.

Использование этикетных средств может смягчить отрицательную для адресата информацию:

По нашему мнению, предлагаемые Вами цены слишком высоки, поэтому приобретение Вашей продукции невыгодно для нашего предприятия. Мы надеемся на то, что изменение Вами ценовой политики приведет к успешному сотрудничеству между нашими компаниями.

Завершение письма – важная часть эпистолярного этикета. В отличие от личной переписки, деловое письмо не предполагает прощания в стиле С приветом! Пока!

Если письмо начинается с формулы Здравствуйте!, то завершать его надо прощанием: До свидания, Всего доброго! Далее желательны формулы вежливости С надеждой на сотрудничество или более нейтральное: С уважением. И потом – имя-фамилия, если необходимо – должность и контактные данные отправителя. Если текст документа начинается с формулы личного обращения к адресату Уважаемый Иван Иванович!, то в конце текста можно не прощаться, но перед подписью обязательно необходимо использовать формулу вежливости: “С уважением, Петр Петров”.

Самое главное – деловое письмо должно быть содержательным и его содержание должно быть интересным не только для отправителя, но и для получателя. Никакие формулы вежливости и шаблоны не спасут письмо, если в нем нет делового содержания.

8. Практическая часть. (Слайд 14).

Задание № 2. Письмо из 19 века.

Милостивый государь!

Спешу известить(уведомить) Вас о (каких событиях?) и препоручить себя Вашему благорасположению. Я давно не имел удовольствия получать от Вас известия, о чём искренне сожалею. Долг мой и желание были бы (что сделать?).

Будьте уверены, что ничто не может переменить моё почтение и любовь к Вам.

С глубочайшим почтением … имею счастье быть, милостивый государь …, Вашим покорнейшим слугою ……

(Подпись)

Прочитайте текст и скажите, каким стилем оно написано?

Интересно читать это письмо? Почему?

– А теперь прочитайте еще одно письмо (Слайд 15).

Привет, Санек!
Как житуха? У меня все о'key. Каждый день хожу в школу. Да, недавно схватил пару по русскому языку, а еще классная отругала за то, что с лит-ры сбежал. От предков так попало! Быстрей бы каникулы!
Ну, все пока, Санек, увидимся.
Твой Витек.

– Каким стилем оно написано?
– Чего не хватает в этом письме?
– Интересно читать это послание? Почему?

Задание № 3. Перед вами письма великих писателей, прочитайте их, обратите внимание на структуру этих писем, на речевые обороты (на каждом столе).

Н.Н.Пушкиной.

8июня 1834 г. Из Петербурга в Полотняный завод.
Милый мой ангел! я было написал тебе письмо на четырех страницах, но оно вышло такое горькое и мрачное, что я тебе не послал, а пишу другое. У меня решительно сплин. Скучно жить без тебя и не сметь даже писать тебе все, что придет на сердце. Ты говоришь о Болдине. Хорошо бы туда засесть, да мудрено. Об этом еще успеем поговорить. Не сердись, жена, и не толкуй моих жалоб в худую сторону. Никогда не думал я упрекать тебя в своей зависимости. Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив; но я не должен был вступать в службу и, что еще хуже, опутать себя денежными обязательствами.

Н.Н.Пушкиной.

25 сентября 1835 г. Из Тригорского Петербург.
...Здорова ли ты , душа моя? и что мои ребятишки? что дом наш, и как ты им управляешь? Вообрази, что до сих пор не написал я ни строчки; а все потому, что не спокоен. В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалеров на балах, на которых уже не пляшу...

Письмо Н.В. Гоголя матери 1830 г.

,,Часто наводит на меня тоску мысль, что, может быть, долго еще не удастся мне увидеться с вами. Как бы хотелось мне хотя бы на мгновенье оторваться от душных стен столицы и подышать хотя на мгновенье воздухом деревни!

Но неумолимая судьба истребляет даже надежду на то. Как подумаю о будущем лете, теперь даже томительная грусть залегает в душу…''

– Каким стилем написаны письма?
– Какие обороты речи вам понравились, зачитайте их?
– Докажите, что эти письма написаны художественным стилем. Найдите эпитеты, олицетворения и другие художественные средства.
– Какие это письма? (Личные.)
– Каким стилем нужно писать личные письма и деловые?
– Сделаем вывод, каким же должно быть письмо?

9. Представление творческого проекта “Почта России в нашем городе”.

– Кто доставляет письма, через чьи руки они проходят? (Почта, почтальон.)
– Сейчас мы с вами посмотрим проект ваших одноклассников о работе почты в нашем городе.

(Защита проекта.)

10. Рефлексия.

– Что нового вы узнали на уроке?
– Для чего вам могут пригодиться эти знания?
– Достигли ли мы цели урока?

11. Домашнее задание.

– Теперь, когда вы знаете, какие бывают письма, каким стилем их надо писать, вы дома попробуете написать письмо. Для этого вспомним композицию письма. (Слайд 16).

Вы будете писать письма личного характера "Хочу рассказать тебе о своем родном крае", "Письмо ветерану", "Письмо президенту", "Письмо другу", ''Письмо своей семье'' и др. Оценивается содержание, форма, нестандартный подход к теме, речевая выразительность.

12. Выставление мотивированных оценок за урок.

13. Заключительное слово.

– Стремительно летит время. Оно несет с собой перемены во всем: в жизни, в науке, технике, культуре. Старое уступает дорогу новому, передовому.

Но, несмотря на огромные достижения науки и рождение новых средств связи, почта еще очень долго будет выполнять свои трудные, хлопотливые задачи. Каждому человеку приятно получить конверт с запечатанным в нем письмом от родных, друзей, радостно держать в руках бумажный листок, который, кажется, еще хранит тепло близкого человека, узнать знакомый почерк. С помощью писем люди как бы встречаются друг с другом, делятся радостями и горестями.

Почта связывает нашу страну со всем миром. Так давайте же писать друг другу письма! И тогда, получив, его адресат улыбнется, а каждая улыбка – это лучик нашего солнца. Чем больше улыбок, тем светлее становится на нашей Земле!