"Незнакомка" Александра Блока. 11-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (49 МБ)


Пояснительная записка.

Урок литературы для 11 класса расширяет рамки школьного базового курса по литературе, создаёт возможности для развития самостоятельной исследовательской деятельности учащихся и их творческих способностей. В основе исследования лежит жизненный и творческий путь величайшего художника слова А. Блока. Хочется обратить внимание, что урок перекликается с базовой программой по литературе, но при этом главным его содержанием является углубленное изучение творчества и жизни поэта..

Цели:

  • формирование читательской компетенции учащихся, потребности в чтении художественной литературы, широкого культурного кругозора, а также общих учебных умений, навыков аналитической деятельности;
  • формирование интеллектуальной, познавательной, информационной, коммуникативной компетенции.

Задачи:

  • углубить теоретические знания учащихся о жизни и творчестве А. Блока;
  • совершенствовать у школьников умения и навыки анализа литературного произведения;
  • использовать технику группового обучения на занятии, организовав проектную деятельность;
  • организовать научно – исследовательскую деятельность учащихся, используя её различные формы, формировать практические навыки сбора и анализа информации, стимулирующие самостоятельную работу учащихся, закрепляющие опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, способствующие самоорганизации школьников;
Цели учителя Деятельность учеников
Что смогут узнать ученики из наших уроков? Узнают о том, что А.Блок – поэт, который мог соединить в своих произведениях своё отношение к Прекрасной Даме и отражение времени.
Какие понятия усвоят на уроках или будут продолжать осваивать? Продолжат осваивать представление о точке зрения в литературном произведении);
расширят свои представления о портрете и лирическом герое поэтического произведения.
Чему научатся? Какие умения будут осваивать и на каком уровне? Научатся, работая с текстом различных стихотворений, характеризовать персонажей и сравнивать их отношение к событиям и людям; определять атмосферу на основании реплик героев; будут совершенствовать своё умение в чтении передавать настроение героев и их отношение друг к другу; зрительно конкретизировать образы персонажей; научатся соотносить правду с художественным вымыслом.
В какой самостоятельной деятельности учеников проявятся их знания, понимание и умения? Что они смогут сделать на уроке и дома? Постановка диагностических целей
После проведения урока ученики смогут 1) выполнить тест на проверку знаний о Блоке, о его произведениях, посвященных удивительным женщинам, с которыми его сводила жизнь; 2)охарактеризовать эпоху, в которой формировался Блок-поэт; 3)рассказать о художественном своеобразии его творчества, проблематике; 4) обосновать своё отношение к прочитанному. 5)подготовит учащихся к дальнейшему изучению творчества А.Блока

Презентация по творчеству А.Блока рассчитана на 45 мину и состоит из 25 слайдов (смена слайдов осуществляется вручную, также выбор стихотворений для прослушивания зависит от того, что учащиеся выучили наизусть, а что необходимо им дать прослушать в исполнении профессиональных исполнителей).

Слайд 1.
Учащиеся записывают в тетради тему урока “Она вошла на землю не впервые...”
Слайд 2. Эпиграфом к уроку взяты слова А.Блока, которые отражают суть его отношения к жизни:

О, я хочу безумно жить
Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!

Слайд 3. Весной 1897, сдав экзамены, Блок с матерью поехал в Германию, где и познакомился с красивой молодой женщиной Ксенией Михайловной Садовской. Разница в 20 лет не помешала начаться роману, который одарил русскую поэзию шедеврами любовной лирики.

Слайд 4. Строки написаны в 1910году, но лишь в 1919 Садовская узнала о них. Потеряв все, через все жизненные испытания она пронесла перевязанные алой ленточкой крест-накрест письма влюбленного в нее мальчика-гимназиста Александра Блока

Слайд 5.  “В облике Блока сочетались смелость, благородство – словом, рыцарство.”
Владимир Пяст

“В сочетании прекрасного лица со статною фигурою что-то говорящее о нерусском севере, о холодной и таинственной Скандинавии”. Вильгельм Зоргерфрей

Слайд 6. “Блоковская Незнакомка возникает из марева обыденности, она свидетельствует, что даже средь “пошлости таинственной” таится красота, способная преобразить мир. Это – предвидение идеала и вера в идеал. Отсюда и тайна источаемого этим образом поэтического обаяния”. А.Горелов

Слайды 7, 8. Посвящены Л.Д.Менделеевой, о которой звучит сообщение ученика, которое было подготовлено дома.

Слайды 9, 10. Посвящены жизни А.Блока в Санкт-Петербурге *(сообщение ученика)

Слайды 11–13. Посвящены Любови Александровне Андреевой-Дельмас “Она пришла, явилась в образе цыганки Карменситы, влекущая, как колдунья, с жарким взглядом, полоснувшим насмешкой…
И закружила его, замела метель любви. Пришла из вихря музыки и света, в золоте кудрей, с чарующим голосом”.

Слайды 14, 15. Сообщение учащегося о встрече поэта с актрисой Натальей Николаевной Волоховой.

Слайд 16. Артистка балета Дягилева Тамара Карсавина.

Слайды 17–19. Сообщение ученика о дружбе Блока с поэтами А.Ахматовой и З.Гиппиус.

Слайды 20–22. Посвящен актрисе Валентине Андреевне Щеголевой (урожденной Богуславской), с которой Блока связывали дружеские отношения.

Слайды 23–24. Обобщение учителя и запись в тетради “Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – сплав их многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено”. Александр Блок.

Слайд 25. В презентации “Блоковская Незнакомка” использованы следующие материалы:

  1. А.Блок, “Незнакомка”, М., ОЛМА-ПРЕСС, ОАО ПФ “Красный пролетарий”, 2005.
  2. Fritz_Kreisler_Liebesleid.
  3. Фотографии и стихи А.Блока.
  4. Фотографии Л.Менделеевой, Л.Дельмас, К.Чуковского, Т.Карсавиной, В.Щеголевой, Н.Волоховой, А.Ахматовой, З.Гиппиус.
  5. Аудиокнига “Стихи А.Блока” в исполнении В.Толубеева и Г.Колосовой.

Приложение 1, Приложение 2.