Математическая игра 5–7-х классов

Разделы: Математика


Предметные недели как традиционная часть внеучебной деятельности достаточно привычны для любой общеобразовательной школы. В целях развития познавательной активности, расширения кругозора, стимулирования интереса к предмету методическое объединение учителей естественно-математического цикла решило провести предметную неделю в игровой форме, которая является одной из форм технологии обучения. Игра позволяет развить мотивацию к учению, поддержать позитивный настрой учащихся, развивает самооценку личности, даёт возможность утвердиться, расширяет кругозор. Нельзя пренебрегать и такой важной особенностью как развитие коммуникативных навыков, навыков грамотной, логичной речи, развитием умения аргументировать собственные суждения.

Использование новых информационных технологий в ходе проведения мероприятия позволило мне вызвать глубокий эмоциональный отклик в душах учащихся. Выступления учителя и учащихся сопровождалось мультимедийной презентацией, которая включала в себя богатый иллюстративный материал.

Цели:

  • стимулировать интерес к математике;
  • развитие познавательной активности, творческих способностей, мышления, умения анализировать, обобщать, переносить знания из одной ситуации в другую, быстро думать и принимать правильное решение;
  • способствовать развитию сообразительности, интуиции и находчивости учащихся.
  • воспитание чувства ответственности каждого учащегося умение осуществлять самоконтроль в учебно- познавательной деятельности воспитание чувства прекрасного, интереса к предмету с привлечением мультимедийных возможностей компьютера.

Оборудование: мультимедийный компьютер, экран, презентация Microsoft office Power Point 2007, разработанная силами учителя.

Примечание. Программа включает 53 слайда, демонстрация элементов слайдов происходит с использованием режима анимации, управление выводом элементов на экран и сменой кадров осуществляет учитель по ходу урока

Правила проведения игры:

Принцип игры тот же, что и в телеверсии. Всего три раунда, которые объединены три категории. В игре принимают участие 3 команды по 5 человек. Команды поочерёдно выбирают номер вопроса. Вопросы первого и второго раундов сгруппированы в 4 темы по 3вопроса. Вопросы третьего раунда сгруппированы в 3 темы по 3вопроса. В каждой категории вопросы различаются по цене. На игровом поле записаны категории и цена каждого вопроса. Команды поочерёдно выбирают номер вопроса по категории и цене. По щелчку мыши учителем на указанную ячейку совершается переход по гиперссылке, и на экран выводится выбранный вопрос. Если ответ верный, то команда получает очки, если ответили неверно, то отвечают зрители. Если команда выбрала вопрос и не ответила на него, то команда получает ноль баллов за этот вопрос. Выбор категории переходит ко второй команде. Затем после правильного ответа по щелчку мыши на значок “Назад” на экран осуществляется возврат таблицы, и выбор вопросов продолжается. По окончании первого раунда по щелчку мыши в любом месте слайда, кроме ячеек с баллами, совершается переход ко второму раунду, правила в котором остаются прежними. По окончании второго раунда по щелчку мыши в любом месте слайда, кроме ячеек с баллами, совершается переход ко третьему раунду, правила в котором остаются прежними. Задача каждой команды набрать как можно большее количество баллов. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы в игре не только правильно ответить, но и сделать большую ставку на свой ответ. Помимо обычных вопросов, существуют специальные – “Кот в мешке”, “Вопрос-аукцион”. Если вопрос оказывается аукционом, то игроки торгуются за него, и в результате он достаётся тому, кто сделал наибольшую ставку. На вопрос – аукцион право ответа имеет та команда, которая назначит большую сумму, если на счету игроков сумма, меньшая чем стоимость вопроса, то они могут предложить только номинал (стоимость вопроса). Если команде достался “Кот в мешке”, он обязан передать его кому-то из соперников. Отвечать на такой вопрос может только та команда, которой подбросили “Кота”. За игрой закреплены 2 консультанта, они ведут подсчет баллов, если команда отвечает правильно – баллы прибавляются, если неправильно – вычитаются. В финальном раунде принимают участие 2 команды набравшие наибольшее число очков. В финальном раунде участники поочередно, начиная с команды набравшей наибольшее количество баллов, называют тему, которая им наименее интересна. Учитель щелчком мыши на указанную тему убирает ее с экрана. И в итоге звучит вопрос оставшейся темы, который выводится на экран щелчком мыши на значок номера темы. На обдумывание вопроса отводится одна минута, по истечении времени участники сдают письменный ответ, за правильный ответ прибавляется 30 баллов. После подведения итогов объявляется победитель игры.

Ход игры

Приложение 1

  1. 1 раунд
  2. 2 раунд
  3. 3 раунд
  4. Финальный раунд
  5. Подведение итогов игры

Вопросы первого раунда

3 + 2 5 баллов 10 баллов 15 баллов
Вместе весело шагать 5 баллов 10 баллов 15 баллов
Братья наши меньшие 5 баллов 10 баллов 15 баллов
Маленькие хитрости 5 баллов 10 баллов 15 баллов

3 + 2

  1. 5 баллов – На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
  2. 10 баллов – В двух карманах денег поровну, из одного кармана в другой переложили 1 руб. На сколько больше денег стало в этом кармане? (на 2 руб.)
  3. 15 баллов – Масса бидона с молоком 32 кг, без молока 2 кг. Какова масса бидона, заполненного на половину? (17 кг)

Вместе весело шагать

  1. 5 баллов – Шла старушка в Москву, и навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (1)
  2. 10 баллов – Один человек купил трёх коз и заплатил 3 рубля. Спрашивается:
    по чему каждая коза пошла? (по траве)
  3. 15 баллов – Два мальчика играли на гитарах, а один на балалайке. На чем играл Юра, если Миша с Петей и Петя с Юрой играли на разных инструментах? ( на гитаре)

Братья наши меньшие

  1. 5 баллов – Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если станет на обе ноги ? (5 кг)
  2. 10 баллов – Три кошки за 3 минуты ловят трёх мышей. Сколько нужно кошек, чтобы за 100 минут поймать 100 мышей? (3)
  3. 15 баллов – На таксе Дуське сидят 56 блох, а на овчарке Ладе 44 блохи. После того, как овчарка и такса встретились и поговорили друг с другом, 12 дуськиных блох пересели на Ладу, а 15 ладиных пересели на Дуську. Сколько блох теперь сидит на Ладе и сколько на Дуське? (на Ладе-41, на Дуське – 59 )

Маленькие хитрости

  1. 5 баллов – В корзине 15 слив. Хозяйка положила в компот треть слив. Сколько слив в компоте? (5)
  2. 10 баллов – Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли через 72 часа ожидать солнечную погоду? (НЕТ, БУДЕТ НОЧЬ!!!)
  3. 15 баллов – Вдоль одной из сторон участка растет 8 старых дубов, между которыми любит гулять Золушка. Дубы растут друг от друга на расстоянии пяти шагов. Каково расстояние между крайними деревьями?
    (35 шагов)

Вопросы второго раунда

Считай, смекай, отгадывай 5 баллов 10 баллов 15 баллов
Ох, уж эти родственники 5 баллов 10 баллов 15 баллов
Веселые задачи 5 баллов 10 баллов 15 баллов
Школа и дети 5 баллов 10 баллов 15 баллов

Считай, смекай, отгадывай

  1. 5 баллов – В доме 12 чашек и 9 блюдечек. Дети разбили половину чашек и 7 блюдечек. Сколько чашек осталось без блюдечек? (4)
  2. 10 баллов – Кате и Тасе купили по 5 пирожных. Катя съела свои за 6 минут и стала сходить с ума от зависти, глядя, как Тася ест каждое пирожное по 4 минуты. Долго ли будет сходить с ума от зависти Катя? (14 мин)
  3. 15 баллов – Количество сорняков каждый день удваивается. Если грядку не полоть, она полностью зарастет сорняками на 1 0 -й день. На какой день сорняками зарастет половина грядки? (на 9 день)

Ох, уж эти родственники

  1. 5 баллов – У Бабы Яги собиралось 15 внуков и внучек. Количество внучек составляет половину количества внуков. Сколько внуков и внучек у Бабы Яги? (5 внучек и 10 внуков)
  2. 10 баллов – Серёжу угостили яблоками. Половину он съел, а оставшиеся 4 яблока отдал сестре. Сколько яблок дали Серёже? (8)
  3. 15 баллов – У старшего брата 2 конфеты, а у младшего 12 конфет. Сколько конфет должен отнять старший у младшего, чтобы справедливость восторжествовала, и между братьями наступило равенство. (5)

Веселые задачи

  1. 5 баллов – Пожарных учат надевать штаны за 3 секунды. Сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожарный за 5 минут? (100)
  2. 10 баллов – Поросята Ниф-Ниф и Нуф-Нуф бежали от волка к домику Наф – Нафа. Волку бежать до поросят (если бы они стояли на месте) 4 минуты. Поросятам бежать до домика 6 минут. Успеют ли поросята добежать до домика Наф – Нафа, если волк бежит в 2 раза быстрее их? (да)
  3. 15 баллов – Винни-Пух съедает банку меда за 3 часа, а его друг Пятачок за 4 часа. За какое время они вдвоем “уработают” такую банку меда, если будут есть со своей обычной скоростью? (1 5/7ч)

Школа и дети

  1. 5 баллов – В школе 400 учеников. Почему можно утверждать, что по крайней мере у двоих учащихся совпадает День рождения?( В году 365 или 366 дней, а количество учеников больше 400).
  2. 10 баллов – Витя окончил седьмой класс. На воспитание Вити папа в год тратит по 5 ремней. Сколько ремней потратит папа за все эти семь лет, если Витя 3 раза оставался на второй год? (50)
  3. 15 баллов – Из книги выпал кусок, состоящий из подряд идущих листов. Оказалось, что номера первой и последней его страниц – трёхзначные числа, в записи каждого из которых участвуют цифры 1, 3 и 4. Сколько страниц содержит выпавший кусок? (197 стр)

Вопросы третьего раунда

Числа 5 баллов 10 баллов 15 баллов
Кто быстрей 5 баллов 10 баллов 15 баллов
Интересные задачи 5 баллов 10 баллов 15 баллов

Числа

  1. 5 баллов – Какая связь между этими картинками ? (Инструменты для счета)
  2. 10 баллов – Олег написал на бумажке число 86. Как, не производя над ним никаких действий, увеличить его на 12? (98)
  3. 15 баллов – Сумма трёх чисел равна их произведению. Эти числа различные и однозначные. Найдите эти числа. (1,2,3)

Кто быстрей

  1. 5 баллов – Коля поспорил, что определит, какой будет счет в игре футбольных команд “Спартак” и ’’Динамо” перед началом матча, и выиграл спор. Какой был счет? (0:0)
  2. 10 баллов – Три землекопа за два часа выкопали три ямы. Сколько ям выкопают шесть землекопов за пять часов? (15)
  3. 15 баллов – Кому принадлежит высказывание: “Математику уж за то любить надо, что она ум в порядок приводит” (М.В.Ломоносову)

Интересные задачи

  1. 5 баллов – Когда младенца Кузю поцарапала кошка, он орал 5 мин, когда его укусила оса, он орал на 3 мин больше, но когда собственная мать набросилась на него и начала мыть с мылом, Кузя орал в 2 раза дольше, чем после укуса осы. Мама мыла Кузю 11 минут. Сколько минут орал уже вымытый Кузя? (15 мин)
  2. 10 баллов – Один мальчик охотился в кухне на тараканов и убил пятерых, а ранил в три раза больше. Трех тараканов мальчик ранил смертельно, и они погибли от ран, а остальные тараканы выздоровели, но обиделись на мальчика и навсегда ушли к соседям. Сколько тараканов ушло к соседям навсегда? (12)
  3. 15 баллов – Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее груша или персик? (груша)

Финал “Своя игра”

1. “Давным-давно”

Старая денежная единица, равная 3 копейки. (Алтын )

2. “С глазу на глаз”

Рассказывают, что царь однажды спросил Евклида, нет ли в геометрии более краткого пути, чем его “Начала”, на что тот ответил… Так что ответил Евклид? (В геометрии нет царских дорог.)

3. “Музыка и математика”

Какими двумя нотами измеряется морской путь? (Ми, ля )

Спасибо за урок. До свидания.