Конкурс младших школьников по информатике "Информатика в играх и задачах"

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


Цели:

  • Выявить команду, имеющую лучшие знания по информатике (безмашинный вариант);
  • Проверить уровень усвоения знаний по программе Горячева «Информатика в играх и задачах»;
  • Развивать внимание, память, логическое мышление.

Задача: определить уровень ЗУНов учащихся начальной школы по информатике.

Оборудование:

  • Для конкурса приготовлены и расставлены столы, на которых стоят таблички с номером школы, от которой прибыла команда и стулья для участников; комплекты заданий для каждой школы;
  • Ответы для жюри и задания конкурса в приложениях;
  • Памятка (Приложение 9) по оценке заданий и протокол конкурса;
  • Для команд на доске схема пути (Приложение 2) с названиями городов и картинкой поезда, набор рисунков ключей.

Действующие лица: Ведущий, Дед Мороз.

При желании можно подготовить учащихся, которые будут представлять вредителей (старуху Шапокляк, Змея Горыныча, Бабу-Ягу, злого волшебника и других)

Примечание: задания и ответы к заданиям для жюри вы можете найти в Приложениях.

Порядок проведения конкурса:

  • Задания составляются по темам: «Алгоритмы и исполнители», «Логические этюды», «Устройство ПК», «Множества», безмашинный вариант.
  • Победители определяются на основании наивысшего балла, набранного по результатам всех заданий.

Ход конкурса

Ведущий:

Здравствуйте девчонки!
Здравствуйте мальчишки!
Умные, весёлые ре-бя-тишки!

Мы ещё с вами не знакомы, но очень хотелось бы познакомиться. Прошу вас представиться:

  • Школа № …. Команда… Наш девиз…
  • Вот мы и познакомились.

Приложение 1. Кодирование и декодирование информации

задание 1. Кодирование (раскодировать)

Дорогие (1 б.) ребята (1 б.)! Я не могу (1 б.) попасть (1 б.) домой (1 б.). Помогите! (1 б.)

Максимально – 6 баллов.

Ведущий: Очень хочется, чтобы вы мне помогли. Мы сегодня получили очень странное письмо.

Так и сяк его крутили,
Не поймём мы ничего.
Разгадайте же загадку,
Помогите нам понять,
Что за быль, иль это сказка
нас порадует опять?

– Сегодня нам доставили письмо из Екатеринбурга. Но очень странное. Это письмо от Деда Мороза, но о чём оно никак не понять. Судя по всему, это Шапокляк постаралась. Расшифруйте полученное письмо. Нужно сделать быстро и правильно. На счёт 3 начали. 1, 2, 3…

– Будьте очень внимательны при выполнении задания и делайте то, что нужно.

Музыкальный фон

Ведущий: Молодцы! Справились с этой загадкой. Что же у нас получилось?

«Дорогие ребята! Я не могу попасть домой. Помогите!»

– Дед Мороз не может вернуться домой в Великий Устюг, так как у него украли коней.

– Так это оказывается нас о помощи просят. Согласимся помочь Деду Морозу? А чтобы узнать, кто же окажется лучшим помощником нам помогут наши умные и беспристрастные судьи, которых мы сегодня пригласили:

Председатель жюри: … (представить жюри).

– Они уже сейчас оценят, кто быстрее всех справился с загадкой странного письма.

задание 2. Кодирование (закодировать) название команды.

Максимально – 2 балла

Ведущий:

Все преграды одолев,
Как и смелый умный лев.
Доберёмся мы до цели.

– А чтобы узнать какой путь нам предстоит, давайте посмотрим наш маршрут. Какие крупные города нам встретятся? (Кемерово, Новосибирск, Омск, Курган, Екатеринбург). Путь далёкий предстоит. Давайте выберем транспорт, на котором мы сможем добраться до Екатеринбурга. Лучше всего подходит поезд, потому что эти города связаны между собой железной дорогой. Что необходимо приобрести, чтобы сесть в поезд?

– Конечно же, это билет. Чтобы получить билет до Екатеринбурга, зашифруйте название своей команды. На счёт 3 начали. 1, 2, 3…

После выполнения задания раздать билеты.

Приложение 3. Определи закономерность

задание 3. Определи закономерность и нарисуй недостающие вагоны.

За каждый правильный элемент 0,5 б.

Максимально – 7 баллов

Ведущий: А где же наш вагон? (музыка) Записку нам передали (любой учащийся школы, где проходит конкурс):

«Не доведёт вас до добра желание помочь Деду Морозу. Вот мы всем помогали, помогали, а поглядите-ка ходим одна на трёх лапах, а другой глаз лишился. Надо стараться только для себя. Зачем для других? Мы не сторонники разбоя, но другого выхода нет. Ваш вагон отогнали в тупик»
Лиса Алиса и кот Базилио

– Чтобы вернуть наш вагон и отправиться в путь нужно определить закономерность в расположении вагонов и дорисовать недостающие вагоны и их элементы.

– Помните! Важна не только быстрота, но и правильность. На счёт три начали. 1, 2, 3…

Музыкальный фон

Приложение 4. Состав компьютера

задание 4. Подпишите составные части компьютера.

За каждый правильный элемент 0,5 б.

Максимально – 6 баллов

Ведущий: Ну, что теперь в путь. Первая наша остановка город Кемерово. А что мы знаем о городе Кемерово? (ответы участников)

– Кемерово – областной центр нашей области. Река Томь делит город практически пополам. В Кемерово сильно развита химическая промышленность, поэтому воздух сильно загазован и часто нечем дышать. (пауза) Вот мы и прибыли.

Что-то слишком резкая остановка.

Что такое, что случилось?
Отчего же всё кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось кувырком.

– Компьютер, который помогает управлять составом сломался. Разберитесь в его устройствах и подпишите, что есть что. На счёт три начали. 1, 2, 3…

После выполнения задания назвать устройства компьютера

– Назовите, какие части компьютера были изображены. (по очереди)

– Кто-нибудь запомнил, а кто у нас был на экране монитора?

– Баба-Яга. Вот кто, оказывается, испортил нам компьютер. А что же она использовала? Что же это такое? (2 ключа, прикрепить на доске.) Что же они здесь делают? Чтобы больше компьютер не портили, возьмём их с собой. Продолжим наш путь.

Приложение 5. Координатная плоскость

задание 5. Координатная плоскость.

За каждую правильно отмеченную точку 0,3 б.

Максимально – 7,2 баллов

Музыкальный фон.

Ведущий:

  • Следующая остановка город Новосибирск. Что вы знаете об этом городе? (ответы учащихся)
  • Самый крупный город Западной Сибири, её деловой и культурный центр. Город – миллионник. Город – студентов. Порт на реке Обь. (пауза).
  • Мы в Новосибирске. Пока стоим давайте послушаем наше жюри. Подведём итоги выполнения заданий. (предоставляется слово жюри)
  • Что-то мы долго стоим. Что-то случилось? (проигрыш)
  • Только что сообщили: «У нас машинист пропал».
  • Куда же он делся? Вместо него только координатная плоскость и координаты каких-то точек.
  • А кто это нам подстроил? Змей Горыныч и он туда же.
  • Мешает нам спешить на помощь.
  • Давайте-ка мы отметим и соединим точки на координатной плоскости. Посмотрим, что у нас получится.
  • Что же у нас получилось? (показать рисунок, который должен получиться)
  • Гаечный ключ главный помощник машиниста.
  • Смотрите ключ лежит. Так, так, так. У хорошего хозяина ничего лишним не бывает, захватим его с собой. (прикрепить рисунок ключа на доску)
  • Ой чувствуете, поезд тронулся. (музыка)

Приложение 6. Множества

задание № 6. Разделите слова по множествам и их пересечениям.

За каждое слово 0,3 б.

Максимально – 5,1 балла

Ведущий:

  • Продолжаем наше путешествие. Следующая остановка город Омск.
  • Омск является портом на реке Иртыш. Основан в 1716 году. В нём находится один из старейших театров Сибири. 10 высших учебных заведений, т.е. тоже город студентов. (пауза)
  • Вот мы и прибыли. Скажите, а сколько ещё крупных городов нам осталось проехать? (Один, а потом наш пункт прибытия город Екатеринбург). Совсем чуть-чуть осталось.
  • Только что поступило сообщение: «Поезд не может отправиться дальше. Ремонт путей». Кто же среди зимы устроил весь этот кавардак? Да это же Злой волшебник.
  • Давайте поможем разобраться. Необходимо разделить предметы на множества и их пересечения.
  • Смотрите-ка снова ключ. Мы люди хозяйственные, нам всё пригодится. Неспроста ведь он появился. (прикрепить рисунок ключа на доску)

Приложение 7. Задание на внимательность

задание 7. Найдите отличия.

За каждое отличие – 0,5 б.

Максимально – 5 баллов

Ведущий:

Музыкальный фон.

– Ну наконец-то, мы снова движемся. Кто-то очень не хочет, чтобы мы помогли Деду Морозу домой добраться. Но мы ведь не боимся трудностей? Мы не откажемся от нашей цели? Куда мы теперь едем?

– Город Курган. Курган находится на судоходной реке Тобол. Небольшой город, по сравнению с теми городами, которые мы уже проехали. (пауза)

– Вот мы и прибыли. Следующий город наша конечная остановка.

– Пока стоим, давайте подведём предварительные итоги. Кто же лучший помощник? (слово предоставляется жюри)

Машинист не знает когда необходимо отправляться.
Часы остановились.
Мешает им что-то идти.
Чтоб проблему устранить.
Необходимо двое часов сравнить.
И за минутку выяснить,
Чем же они различаются. (найди отличия)

– Кто же часы остановил, чтобы мы не смогли отправиться? Пират-разбойник этакий. Тоже против нас пошёл.

Приложение 8. Составить алгоритм

задание 8. Составь алгоритм открывания двери.

За каждое правильное поставленное и помещённое в блок-схему 0,6 б. (0,3 * 2)

Максимально – 6,6 балла

Ведущий:

Мы едем, едем, едем в далёкие края.
Весёлые соседи, хорошие друзья.
В пути не скучно было
И каждый не сплошал.
Друг другу помогал.
Мы скоро прибываем,
Конец наступает пути,
Никто не отступает.
Вперёд продолжает идти. (пауза)

– Вот мы и прибыли. Город Екатеринбург. Этот город несколько раз менял своё название. В 1924 году его переименовали в город Свердловск, но потом ему всё-таки вернули его первоначальное имя. Хотя область так и осталась Свердловская. Посмотрите-ка кто нас встречает?

Дед Мороз:

Какие помощники приехали.
Коней ведь украли.
Ну просто беда.
Закрыли их бедных
И мне не дают,
Закончить мой ежегодный путь.

Дверь дубовая, замок стальной. Что делать ума не приложу.

Ведущий: Так вот оказывается, почему у нас ключи появлялись. Правильно мы говорили, что у хорошего хозяина всегда всё при деле. А сколько у нас ключей? Ключей много, а замок только один.

– Как же узнать какой ключ подходит к этому замку?

– Как нам дверь открыть? Давайте составим алгоритм.

Команды составляют алгоритм открывания двери и рисуют блок-схему к нему. У них набор фраз, которые они должны разместить в правильном порядке, заключая в геометрическую фигуру. (итоговый алгоритм в приложении 8)

Подведение итогов.

Дед Мороз: Как же вы мне помогли. Чтобы я без вас делал. До свидания, большое спасибо. Я могу продолжить свой путь домой, чтобы начать готовиться к нашей новой встрече на следующий новый год. (под музыку уходит)

Ведущий: А пока мы с вами едем домой, наше жюри подведёт итоги. (музыка, возможно проведение игр)

– Уважаемые судьи, мы уже дома. Кто же оказался лучшим помощником? Кому наша особая благодарность?

– I место – школа …, II место – школа… III место – школа…

– Всем спасибо за вниманье.

За задор и звонкий смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой речь моя –
Говорю я: «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»

– Счастья вам и успехов во всех ваших начинаниях.