Зимние праздники от Рождества до Крещения

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: познакомить учащихся с зимними Христианскими праздниками.

Задачи:

  • дать детям представление о православных праздниках, святочных обрядах: колядовании, гадании;
  • развивать у подростков навыки критического мышления;
  • расширить представления школьников о культурном наследии;
  • формировать у учащихся русский национальный духовный характер,
  • качества личности.

Тип урока: Комбинированный

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала

а) Сочельник
б) Колядки
в) Святочные гадания
г) Крещение

  1. Итог урока
  2. Закрепление материала.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

Учитель: Наш сегодняшний урок будет посвящен зимним Христианским праздникам.

Начертите себе в тетради таблицу (нижеприведенную), и заполните в ней колонку с названием “Знаю”. Напишите, что вы знаете о зимних Христианских праздниках.

Знаю Узнал Хочу узнать
     

(Ответы учащихся фиксируются учителем на доске.)

Январь называли в народе – январь-просинец: увеличивается день, становится светлее, еще не подошло время земледельческих работ, поэтому было много народных праздников

Давайте вспомним: какие зимние Христианские праздники есть в русском народном календаре в январе? (“Рождество христово”, “Святки”, “Старый новый год”, “Крещение Господне”.)

– А как встречают и празднуют эти дни? (Колядуют, гадают.)

– А какие песни поют? И как эти песни называются? (Песенки-колядки.)

Проверка опережающего домашнего задания. Сообщения учащихся по темам: 1. Сочельник, 2. Колядки

Колядовать начинали дети, молодые парни и девушки: ряженные в вывернутые полушубки и жутковатого вида маски, они ходили от дома к дому, распевая нескончаемые колядки, получая за это от хозяев монетки, обновки, дешевые украшения. Посыпали снег крашеным мелом, разбрасывали цветные лоскуты - в знак грядущего цветения полей.

Как же совершался обряд колядования?

  1. Колядка-шумелка. Ее поют на улице, иона довольно длинная, чтобы успеть привлечь внимание хозяев. При этом хохочут, шумят и гремят в колотушки, трещетки, погремушки, колокольчики, крышки от кастрюль и т.д.
  2. Когда хозяева выйдут на порог, спрашивают разрешения поколядовать и входят в центр помещения, где поют пожелания и получают гостинцы. Их не берут голыми руками, а сыпят Мехоноше (тот у кого мешок).
  3. Если дали не по достатку мало, можно спеть корилку (колядку-попрошайку).
  4. Когда все, что колядующие хотят сказать, сказано, Шишок (тот кто уводит калядующих) поднимает свою маску к лицу, берет за руку ближайшего к нему ряженого и начинает петь колядку ухода. Тот, кого взял за руку Шишок, в свою очередь, берет за руку другого участника обряда, и все оказываются в одной цепочке, которая, как ниточка за иголочкой, тянется вслед за уходящим прочь Шишком. Колядка ухода – фольклорная. Шишок уводит колядующих в следующий дом или на посиделки.
  5. Обойдя всех, кого хотели, отправлялись на посиделки, где можно было поиграть и погадать. Гадать продолжали дома и на улице.

Вот какие колядки пели наши предки:

Работа с раздаточным материалом. Дети исполняют колядки.

Я Коляда, гостья жданная,
Гостья в каждый дом желанная,
Каледный год издалека прихожу,
прямо с неба по золотым
мосточкам перехожу.
Всем, кто меня встретит,
Да приветит, добра пожелаю,
Да во всем помогаю.

Мы малешеньки – колядовщички.
Мы пришли прославлять,
Хозяев величать!
Житья вам сто лет,
Всегда здравьица!
А дай бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужинистая;
Ему из колоса – осьмина,
Из зерна ему – коврига,
Из полузерна – пирог.
Наделил бы вас Господь
И жильем, и бытьем,
И богатством!

У Ивана во дворе три терема стоят,
Коляда, коляда,
Как во первом терему сам светел месяц взошел,
Коляда, коляда,
Во втором терему красно солнышко взошло,
Коляда, коляда,
А в третьем терему часы звездочки взошли,
Коляда, коляда.
Месяц – хозяин, солнышко – хозяйка, звезды – их дети.
Счастье да любовь! Хлеб да соль! Да совет на долгий век!

– Коляда-маляда,
Пошто пришла накануне Рождества?
– Косу просить.
– На что косу просить?
– Правду косить.
– На что правду косить?
– Коров кормить.
– На что коров кормить?
– Молоко доить
– На что молоко доить?
– Детей поить…

…Не дадите пирога –
мы корову за рога!
Не дадите пышку –
Свинью за лодыжку!
Не дадите хлеба –
Стащим с печи деда!
Не дадите лапку –
Стащим с печи бабку!
Ой мороз, мороз, мороз!
Не вели долго стоять,
Вели денег подавать.
Открывай сундучок –
Подавай пятачок!
Пятачка мало –
Давай кусок сала.
Куска сала мало –
Открывай банку –
Подавай баранку!

Во время Святок многие, особенно молодые девушки гадали, т.к. считалось, что все нагаданное в эти дни должно обязательно сбыться.

– Кто из Вас когда-нибудь гадал на Святки? (Ответы детей.)

Особую роль в гаданиях выполняли различные предметы: юбка, башмак, пояс, игла, гребень, зеркало, кольцо.

– Как вы думаете, почему именно эти предметы, для чего они нужны?

Про такие гадания подробно описано в поэме В.А.Жуковского “Светлана”.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи, под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном,
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой;
Серьги изумрудны…

В каждом стихе Жуковского передаются разные гадания.

“За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали”.

Девушка снимали его с ноги, и бросала через ворота на улицу, потом выходила глядеть, в какую сторону лёг носком, в ту сторону и замуж идти. Если валенок лежал обращённым к домашним воротам, девушке ещё быть дома.

“Снег пололи”

Девушки выходили из дома, со скатертью. Брали её за края, всыпали в неё снег. Скатерть раскачивали из стороны в сторону с приговоркой:

Полю, бел снег среди поля,
Залай, залай собаченька,
Дознай, дознай суженый.

По услышанному лаю гадали о будущем. Хриплый лай означал суженого старика, толстый – вдовца, звонкий, приятный- молодого жениха.

“Кормили счётным курицу зерном”.

Кучу зерен пересчитывали. Давали курице немного поклевать, после этого зёрна пересчитывали. Если их остаток оказывался парным, то есть делился на 2, девушка считала, что в грядущем году выйдет замуж.

“Ярый воск топили”.

Растопленный воск капали в блюдо с водой и по застывшим фигурам судили о будущем. Если выльется фигура, похожая на венец – идти замуж. В стихах сказано, что для гадания годился только воск белый, полученный от пчёл нового роя.

Ребята, дома вы должны были спросить у своих мам, бабушек, как они гадали, или может быть вы сами гадали?

Гадания обучающихся.

Гадания продолжаются до Крещения.
Этот праздник (Крещение) православные христиане отмечают 19 января. Он был установлен в честь крещения Иисуса Христа в водах священной реки Иордан.

На Иордане

Под небом знойным Палестины
Красив священный Иордан,
Когда поднимется туман
От тихо дремлющей равнины
И в зыбь хрустальную, нежна,
Посмотрит южная луна.
Чаруют воды Иордана
Своей святыней мировой,
Крещенье принял над Собой
В них Иисус от Иоанна.
Раскрыло небо свой чертог,
И явлен Триединый Бог.
                            (И. Лебединский)

– Запомнили ли вы, как называется река, в которой принял Крещение Спаситель? (Иордан.)

– Как звали пророка, крестившего Христа в Иордане? (Иоанн Креститель.)

Главный обычай Крещения – это торжественное освящение воды. Самые смелые христиане в этот день окунаются в освященной ледяной воде.

Итог урока

– Сегодня на уроке мы с вами познакомились с тем как проходили зимние Христианские праздники Руси.

Рефлексия

– Давайте с вами вернемся к той таблице, которую мы начали заполнять в начале урока. И теперь, по окончании урока я предлагаю вам заполнить колонку, которая называется “Узнал” (фиксирование на доске).

Сейчас, когда вы уже достаточно много узнали о зимних Христианских праздниках, я думаю, что вы без труда сможете, дома заполнить последнюю колонку “Хочу узнать”. Напишите, что бы еще по этой теме вы хотели бы узнать.

Спасибо за работу.