Географическая эстафета. Внеурочное мероприятие для учащихся 7-го класса

Разделы: География, Внеклассная работа


Цели:

  • Развитие познавательной активности, интереса к изучению предмета, реализация творческих способностей учащихся.
  • Актуализация знаний по курсу географии материков и океанов.
  • Развитие нестандартного мышления при решении конкретных географических заданий, формирование умения критически оценивать достоверность естественнонаучной информации.
  • Формирование у учащихся универсальных учебных действий, коммуникативных навыков, воспитание необходимости сотрудничества в процессе совместного решения задач, уважительного отношения к мнению оппонента.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово

Здравствуй, география!
Шлю тебе привет!
Я жду тебя и радуюсь,
Что есть такой предмет.
Здравствуй, география!
Ты мне так нужна!
Как человеку воздух,
Как рыбам всем вода.
Ведь если б не было тебя,
То ничего не знала б я.
Я б не знала острова,
Сельву, страны, города,
Реки, горы и моря,
И тебя, моя страна!

География – это огромный мир знаний, уходящий корнями к моменту рождения планеты.

География – как большой алмаз, преломляет и отражает через свои грани почти все сферы человеческой деятельности.

География – это наука, которая позволяет познакомиться с наследием многих поколений исследователей и путешественников, позволяет смотреть на мир глазами знающего, а не равнодушного человека.

Сегодня мы приглашаем вас совершить увлекательную географическую эстафету, где надо проявить знания, смекалку, организованность.

2. Первый этап – “Географическая почта”

Командам раздаются конверты с надписями “Африка”, “Австралия”, “Южная Америка”. В конверты вложены карточки с географическими названиями, названиями животных и растений, специфическими терминами, относящимися к разным материкам. Участники команд должны отобрать карточки, которые соответствуют только тому материку, название которого указано на конверте.

Время на выполнение задания – 1 минута, каждая верная карточка – 1 балл.

3. Второй этап – “Конкурс знатоков географии”

Команды отвечают на следующие вопросы:

В июне я буду на архипелаге Огненная Земля вместе с экспедицией по местам кругосветного путешествия Магеллана. Какую одежду мне взять с собой? Одни друзья советуют не брать ничего лишнего. Ведь это же июнь! Другие говорят, чтобы я запасался теплой одеждой и обувью. Кто из них прав? Объясните тем, кто дает неправильный совет, их ошибку.

  1. Какая существует связь между искусственным спутником Земли и безопасностью мореплавания?
  2. Где на земле бывает самая длинная ночь и самый длинный день? Почему именно в названных местах ночь и день отличаются наибольшей продолжительностью?
  3. Почему в Токио, одном из крупнейших городов мира, полицейские, стоящие на оживленных перекрестках, вынуждены через каждые два часа вдыхать чистый кислород?
  4. Правы ли те люди, которые утверждают, что животные и растения могут помочь нам предсказать погоду? Подтвердите конкретными примерами.

4. Третий этап – “Путаница”

Ученик, рассказывая об одном из путешествий своего отца-капитана дальнего плавания, допустил множество географических ошибок. Найдите эти ошибки в его рассказе.

“Теплоход очень быстро шел на юго-запад вдоль берегов Скандинавского полуострова, пользуясь попутным холодным Северо-Атлантическим течением. Огибая этот полуостров, теплоход пересек Северный тропик, где, как известно солнце 22 декабря каждого года находится в зените. Двигаясь на юг вдоль восточного побережья Европы, теплоход через Гибралтарский пролив вышел в Средиземное море. Лучи заходящего солнца ярко освещали нос корабля и капитанскую рубку, когда слева по борту, на африканском берегу мы увидели толпу мальчишек, что-то радостно кричавших проходящему мимо теплоходу.”

Время для работы по тексту рассказа – 5 минут, каждая верно найденная ошибка – 1 балл.

Во время работы команд по рассказу проводится конкурс болельщиков – “Музыкальная эстафета”. Болельщикам предлагается исполнить песни, в которых упоминаются географические объекты, названия, явления. Каждая песня оценивается в 2 балла.

5. Четвертый этап – “Найди себя”

По одному человеку из команды становятся в круг, поделенный на четыре сектора, определяют стороны горизонта и по команде поворачиваются на:

- запад; - юго-восток; - северо-восток; - юг; - восток; - запад; - юго-запад.

За каждую ошибку с команды снимается 0, 5 балла.

6. Пятый этап – “Что есть что”

Командам зачитываются характерные географические признаки, по которым надо узнать о чем или о ком идет речь. Если с первой строки верно угадано название, то команда получает 4 балла, со второй – 3 балла, с третьей – 2 балла, с четвертой – 1 балл.

1.

А) этот водопад расположен на одной из рек Южной Африки.

Б) В переводе с местного наречия означает “гремящий дым”.

В) Обнаружил его Д. Ливингстон.

Г) Назван водопад в честь английской королевы.

(водопад Виктория)

2.

А) Река, расположенная в центральной части самого влажного материка.

Б) Самая полноводная река в мире.

В) Её бассейн по площади почти равен площади Австралии.

(река Амазонка)

3.

А) Гора вулканического происхождения, расположенная вблизи экватора.

Б) На её вершине лежат вечные снега.

В) Её высота 5845 метров.

Г) Расположена на самом жарком материке.

(вулкан Килиманджаро)

4.

А) Эти древесные растения самые распространенные на материке.

Б) В засушливых районах материка они образуют “скрэбы”

В) Во влажных леса – это одни самых высоких деревьев в мире.

Г) Их листья расположены ребром к солнцу.

(эвкалипты)

5.

А) Это всемирно известный русский этнограф.

Б) Долгое время он проводил исследования в Новой Гвинее.

В) Объектом его исследований были папуасы.

(Н.Н.Миклухо-Маклай)

6.

А) Изображение этого животного можно увидеть на гербе Австралии.

Б) Это животное является эндемиком материка.

В) Самое знаменитое австралийское сумчатое животное.

(кенгуру)

7.

А) Этот природный объект создан живыми организмами.

Б) Его протяженность около 1,5 тысяч километров.

В) Он создает серьезные затруднения для судоходства.

Г) Расположен в теплых водах на востоке Австралии.

(Большой Барьерный риф)

7. Шестой этап – “Знаешь ли ты?”

Команды путем жеребьевки выбирают жетон с названием страны. По картам атласа в течение 5 минут они собирают как можно больше сведений о стране и составляют её географическую характеристику.

Каждая верно сформулированная характеристика оценивается в 1 балл.

Во время работы команд проводится конкурс болельщиков - “Я знаю города”. Группа из пяти болельщиков от каждой команды поочередно, подходя к столу с заданием, составляет цепочку городов. Начальное слово “Москва”. Каждое верное слово – 1 балл.

8. Седьмой этап – капитанский конкурс “Третий лишний”

Удалите лишнее слово из предложенного ряда. За правильный ответ команда получает 2 балла.

  • Амазонка, Нил, Джомолунгма.
  • Казаурина, вельвичия, коала.
  • Титикака, Танганьика, Кения.
  • Косцюшко, Аконкагуа, Ла-Плата.
  • Тасмания, Мадагаскар, Карпентария.
  • Коала, броненосец, баобаб.
  • Игольный, Альмади, Кейп-Йорк.
  • Магелланов, Бассов, Гвинейский.
  • Сельва, льянос, вади.

Завершение эстафеты – жюри подводит итоги, проводит награждение победителей. Звучит песня “Где-то на белом свете”.