Формирование духовно-нравственной культуры личности через приобщение к традициям православия

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Характеристика опыта: Формирование духовно-нравственной личности через обретение детьми духовного опыта, ознакомление с основами Православной веры, ориентирование воспитанников на принципы любви, истины, добра и красоты, долга, помощи нуждающимся.

ИПМ 1: Актуальность и новизна

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме нравственного воспитания личности как на уровне отдельного образовательного учреждения, так и на уровне государства. Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения является приоритетным направлением государственной молодежной политики, концепции модернизации образования.

Этот вопрос на протяжении долгого времени остается актуальным. Подмена духовных ценностей материальными привела к духовно-нравственному кризису человека, утрате им ориентиров в этой области и, как следствие, деградации его базовых свойств: мышления, воли, совести, веры.

Однако, для того чтобы поддерживать жизнь и работоспособность тела, человек должен жить в рамках законов физического мира. А чтобы поддерживать чистоту и крепость души, он должен жить в рамках духовных законов, положенных Богом в основу мироздания. Игнорирование основ духовного бытия приводит к болезненному состоянию души человека, в котором он утрачивает смысл жизни, радость бытия, жертвенной любви, созидательного труда.

В течение тысячелетия для любого русского, и не только, понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести исходили из православной веры. Православие имеет необходимый духовный потенциал, многовековой положительный опыт в области духовно-нравственного просвещения. Познакомить подрастающее поколение с многообразным, чудесным, удивительным и в то же время строгим и нравственно возвышенным миром Православия, со значением Православия в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека и призван курс православной культуры.

Новизной является использование в большом количестве информационных технологий: презентаций, слайдовских показов, мультипликационных, художественных и документальных фильмов с нравственным или христианским содержанием. А также использование декоративно-прикладного творчества как средства познания Бога.

ИПМ 2: Цели и задачи

Главной целью моей педагогической деятельности является формирование духовно-нравственной личности через обретение духовного опыта, основанного на традициях Православия.

Для достижения этой цели ставлю следующие задачи:

1. Установление личных связей ученика с православной культурой. Важно, чтобы христианские ценности стали личными ценностями обучаемого, только при таком внутреннем перестроении взглядов можно добиться хороших результатов.

2. Раскрытие духовных основ отечественной культуры. Отечественная культура насквозь пронизана христианским учением, поскольку в основном своем составе русские классики были людьми глубоко верующими. Раскрытие этих основ поможет учащимся с большей легкостью интегрироваться в православную среду.

3. Воспитание патриотических чувств. Православие теснейшим образом связано с патриотизмом, т.к. выполнение долга перед Богом, Родиной и родителями является основополагающим для христианина. Поэтому православное и патриотическое воспитание неотделимо друг от друга.

4. Увлечение детей творческой деятельностью. Через творчество и творение дети учатся познавать Бога, главного Творца этого мира.

ИПМ 3: Теоретическая база опыта

Мною была изучена и проанализирована литература по теме:

  1. Бородина А.В. Учебник "Основы православной культуры"
  2. Гребеньков В.А. Программа "Основы православной культуры"
  3. Колдасов Г.Д. Программа "Православие в России"
  4. Потаповская О.М. Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников
  5. Розина О.В. Учебник "Духовные основы русской культуры"
  6. Тарасов К. Учебник "С нами Бог"
  7. Шевченко Л.Л. Учебное пособие и методические рекомендации "Православная культура"
  8. Янушкявичене О.Л. Программа "Основы православной культуры"

Наиболее ценными для меня стали программы В.А. Гребенькова, Г.Д. Колдасова, О.Л. Янушкявичене. Программа В.А. Гребенькова "Основы православной культуры" разработана для детских садов и общеобразовательных школ. Наиболее интересными для меня в этой программе оказались отдел дошкольного образования и раздел "Православная этика", в котором поднимаются такие вопросы, как человек и государство, человек и общество, труд как спасение и т.д. Очень хорошая программа Г.Д. Колдасова "Православие в России", рассчитанная на 10 лет, включает в себя историю Ветхого и Нового Завета, а также историю Церкви и немного догматического учения. В этой программе для меня очень полезным оказался принцип повторяемости с тенденцией к усложнению. Этот принцип применяется мной на втором этапе обучения. Программа О.Л. Янушкявичене "Основы православной культуры" рассчитана на 11 лет школьного обучения. В данной программе воспитательные задачи ставятся на первое место. Поднимаются вопросы веры, совести, свободы выбора и т.д. Например, предлагается рассмотреть такой вопрос: "О чем мы мечтаем? Часто ли мечты сбываются?". Именно опыт воспитательной работы оказался для меня наиболее полезен.

В своей работе я также использую учебники и учебные пособия разных авторов. Очень интересный учебник А.В. Бородина "Основы православной культуры", материал выстроен логично и последовательно. Но в своей деятельности использую лишь малую часть представленного материала. Учебник и методическое пособие Л.Л. Шевченко "Православная культура" - замечательный труд, много наглядных материалов, для первых двух лет есть даже кассета с аудиозаписями. Используется большое количество стихов, рассказов, поучительных историй. Для меня этот учебник стал базовым для первых двух этапов обучения. В пособии для катехизации детей и методическом пособии К.Тарасова "С нами Бог" для меня очень пригодились творческие задания, в большом количестве представленные в данном труде. В труде О.В. Розиной "Духовные основы русской культуры" привлекает доступность изложения материала и интересные исторические факты.

В своей практике использую опыт педагогов-новаторов:

  1. Пересыпкиной Аллы Владимировны, профессора белгородского государственного университета. Обобщение опыта преподавания основ православной культуры в школах белгородской области;
  2. Иерея Димитрия Кириянова, доцента физико-математических наук. Анализ православной культуры с научной точки зрения;
  3. Иерея Михаила Денисова. Нравственные основы православной культуры;
  4. Иерея Филарета Тарасова. Православная культура и история российского государства;
  5. Потаповской О.М., научного сотрудника Гос.НИИ семьи и воспитания Росиийской Академии образования. Обобщение опыта проведения занятий по духовно-нравственному воспитанию для дошкольников;
  6. Иерея Артемия Владимирова. Опыт православного воспитания на примере православной гимназии г. Москвы.
  7. Беккер Н.В. Пашкова Л.К. Опыт преподавания основ православной культуры в гимназии №56 г. Томска.

ИПМ 4: Технология опыта

Формирование основ православной культуры происходит поэтапно: от подготовки к восприятию православной культуры к поиску скрытых смыслов Библейских сюжетов и догматическому учению Церкви.

Развитие духовно-нравственной культуры воспитанников основывается на принципах:

  • Любви к детям через милосердие, щедрость души, чуткость, доброту, искреннюю заинтересованность в успешной судьбе ребенка.
  • Признания равенства педагога и ребенка в правах как основы эмоционально-психологического контакта партнеров учебно-воспитательного процесса и их сотрудничества.
  • Признания права ребенка на индивидуальность и индивидуальную работу.
  • Долготерпения в работе с воспитанниками.
  • Личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей.
  • Развития первоначального успеха ребенка.
  • Воспитывающего характера обучения.

Постижение основ православной культуры происходит в четыре этапа.

1. Подготовительный. Общая тема: "Первые шаги в православный мир".

На этом этапе закладываются основы нравственного и патриотического восприятия жизни. Дети учатся отличать хорошие поступки от плохих, грех от добродетели, видеть красоту нерукотворного мира, знакомятся с основными православными праздниками.

Учитывая, что в этот период для ребенка характерны кратковременность интересов, неустойчивость внимания, детям предлагаются занимательные и поучительные рассказы, сказки, анимированные истории, используется большое количество иллюстративного материала. Обучение строится на образно-эмоциональном восприятии ребенком окружающей действительности.

Основными задачами подготовительного этапа являются:

  • Установление личных связей ребенка с православной культурой.
  • Развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира.
  • Увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры.

Блок декоративно-прикладного творчества включает творческие задания на изготовление поделок из соленого теста, из бумаги, в технике аппликации, оригами.

К концу первого этапа обучения дети знают названия основных добродетелей и пороков, события Рождества и Пасхи, названия 2 двунадесятых праздников и умеют отличать хорошие поступки от плохих.

2. Формирование основ православной культуры. Общая тема: "Мы и мир Божий вокруг нас" ("Творец и творение").

На втором этапе закладываются основы религиозно-эстетического восприятия явлений окружающей жизни, фундамента культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой.

Данный этап призван решить следующие задачи:

  • Закрепление личных связей ребенка с православной культурой.
  • Развитие основ аскетического восприятия действий человека в окружающем мире.
  • Увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры.

Детям преподаются начальные знания православия, каждый цикл занятий рассматривает все новые аспекты основной темы этапа.

К концу второго этапа обучения дети знают христианское представление устройства мира, сюжеты Рождества Христова и Пасхи, двунадесятые и великие христианские праздники Православия, основные библейские сюжеты, основные добродетели, на которых строится путь восхождения к Богу, и умеют воспринимать каждого человека как ближнего, а также складывают базовые формы оригами, владеют основными приемами работы с соленым тестом и аппликацией.

3. Формирование знаний о ценностях православной культуры. Общая тема: "Христианская религия и православная культура".

На третьем этапе, когда ребёнок уже имеет определенный багаж знаний, происходит более глубокое изучение Библии, поиск ее скрытых смыслов, символики, прообразов.

Данный этап призван решить следующие задачи:

  • Глубокое изучение истории Ветхого и Нового Завета, обращая внимание на историко-социологические аспекты, на связь христианства с современностью.
  • Развитие умения выявлять смысловое и символическое содержание текстов священного писания.
  • Увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры.

К концу третьего этапа обучения дети знают библейские сюжеты, их символический смысл, имена святых праотцев, пророков, апостолов, умеют находить ветхозаветные прообразы, находить смысл в приточных проповедях Спасителя.

Блок декоративно-прикладного творчества на этом этапе включает занятия бисероплетением, поскольку техники оригами, аппликации и тестопластики уже изучены на предыдущих этапах.

4.Формирование знаний об основных положениях христианского учения. Общая тема: "Догматическое учение православной церкви"

К этому времени у воспитанников складывается достаточно целостная картина религиозного мировоззрения, уже приняты и осмыслены ценностные ориентации.

В этот период важно формирование отношений:

  • к Богу как Источнику целесообразности и смысла;
  • к себе как сотворцу Бога;
  • к миру как к объекту своего служения в понимании того, что он может быть и должен быть преображен.

К концу четвертого этапа обучения дети знают основные догматические положения Православной Церкви, символ веры, церковные таинства и их символический смысл, умеют распознавать догматическое учение в учениях святых отцов, отличать еретическое учение от православного.

Таким образом, последовательно проходя все этапы обучения, воспитанники ищут свое место в общей картине мира, осознают себя и свою позицию в окружающей духовно-религиозно-нравственной социокультурной среде.

Основными методами при знакомстве детей с основами православия являются:

  • наглядно-слуховой (использование наглядного материала и слушание музыки);
  • словесный (рассказ педагога, диалог, беседа, и т.д.);
  • практический (использование на уроках декоративно-прикладного творчества);
  • "забегание" вперед и возвращения к пройденному (например, при описании "Неопалимой Купины" объясняется, кто такая Богородица, и, наоборот, при изучении Рождества Христова вспоминаются ветхозаветные прообразы Приснодевы, в том числе и "Неопалимая Купина");
  • "спиральное" обобщение (детям бывает сложно удержать информацию в течение недели и вспомнить ее на следующем уроке, при повторении пройденного материала. Для преодоления этого материал выдается спиралевидно, т.е. основные моменты православного учения повторяются по несколько раз в течение учебного года с добавлением нового материала).

Основной формой обучения и воспитания является занятие, но также активно применяю экскурсии, паломнические поездки, конкурсы, концерты.

Для мониторинга результатов образовательной деятельности мною разработана диагностическая карта и система диагностических мероприятий, куда входят тестирования, проведение выставок, концертов, участие в конкурсах, но главным методом диагностики для меня являются беседа и наблюдение, в процессе которых я определяю уровень усвоения материала. Результаты вносятся в диагностическую карту, которая содержит следующие параметры:

  • знание православной терминологии
  • названия 12 главных праздников, а для детей 2-4 этапов обучения и их сюжетной линии
  • скорость восприятия и переработки информации
  • знание основных библейских сюжетов
  • умение аккуратно выполнять работу
  • навыки соблюдения техники безопасности
  • эмоциональный самоконтроль
  • креативность выполнения практического задания.

Оценивание проводится по 10-бальной системе. Диагностика проводится в три этапа: начальная (сентябрь), промежуточная (январь), итоговая (май).

Практические навыки проверяются через участие детей в выставках и концертах на Рождество и Пасху.

Также для проверки знаний проводятся тесты ("Святость и святые", "Церковные праздники", "Грех и покаяние", "Крылатые выражения Библии" и др.), устные опросы, разгадывание ребусов и кроссвордов. Для детей подготовительной группы контроль знаний осуществляется посредством отгадывания загадок.

Мною собран и систематизирован методический, дидактический и наглядный материал к программе, разработаны конспекты некоторых занятий, сценарии Рождественских и Пасхальных концертов, компьютерные презентации к различным разделам, технологические карты и мастер-классы (приложение).

ИПМ 5: Результативность опыта

Главным результатом является то, что происходит постепенная интеграция детей в православную среду: дети лучше ориентируются в православной терминологии, посещают богослужения, участвуют в выставках и концертах.

Об эффективности образовательной деятельности говорит повышение ЗУН в процессе обучения, что видно в представленных ниже диаграммах.

Динамика уровня обученности воспитанников (%) 2008-2009 учебный год

 Динамика уровня обученности воспитанников (%) 2009-2010 учебный год

 

Достижения воспитанников в 2008-2010 гг.

Дата Название мероприятия Результат
2010 г. Окружной фестиваль-конкурс "Пасха Красная" Диплом - специальный приз (Падылин Никита)
2009 г. Региональная выставка-конкурс детского и юношеского художественного творчества "Русь святая молодая православная" Диплом II степени

(Падылин Никита)

Диплом I степени

(Стибачев Данил)

2008 г. Окружной фестиваль-конкурс "Пасха Красная" Диплом II степени

(младшая группа объединения)

2008 г. Региональный творческий конкурс "Русь святая молодая православная" Диплом II степени

(Заложук Мария)

Диплом III степени

(Заложук Александра)

Творческие работы воспитанников

№ п/п Название работы Примечание
  Заложук Мария

Малахова Алина мастер-класс Тюльпан

19.05.2010г. Фестиваль декоративно-прикладного и художественного творчества "Мир детский фантазий"
  Заложук Мария мастер-класс изготовление ангела 2010 г. телемарафон "Дорогою добра" ТРК "Луч"
  Боднарь Ирина мастер-класс изготовление ангела 2010 г. телемарафон "Дорогою добра" ТРК "Луч"
  Малахова Алина мастер-класс изготовление ангела 2010 г. телемарафон "Дорогою добра" ТРК "Луч"
  Младшая группа объединения сценка "Настоятель и медведь" 2010 г. телемарафон "Дорогою добра" ТРК "Луч"

Совместными усилиями воспитанников и педагога ежегодно проводятся отчетные концерты на Рождество и Пасху, а также благотворительные концерты для детей из приюта "Луч Надежды" пос. Пуровск и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитанники регулярно участвуют в крестных ходах и праздничных богослужениях, поздравляют мам на день жен-мироносиц (второе воскресение по Пасхе), ездят в паломнические поездки (к святыням г.Тобольска), в "день открытых дверей" посещают духовные школы г.Тобольска.

Моя работа в этой сфере была отмечена следующими грамотами и поощрительными письмами:

Период Поощрения, награды
2010 г. Благодарственное письмо благочинного ноябрьского благочиния за предоставление опыта работы в ходе окружной Церковно-педагогической конференции по Ноябрьскому благочинию
2010 г. Диплом администрации МОУ ДОД подростковый клуб "Островок" за отличную презентацию образовательной программы
2010 г. Грамота VI районного фестиваля детского творчества "Мы все можем" за подготовку участников фестиваля

ИПМ 6: Трудоемкость опыта

Самым сложным для меня на начальном этапе было отсутствие материальной базы преподавания, а также недостаточность знаний по данному направлению. В настоящий момент определенную трудность вызывает отсутствие хорошего просторного помещения, оборудованного должным образом.

ИПМ 7: Воспроизводимость опыта

Мой опыт легко воспроизводится в любом учреждении при условии наличия у педагога соответствующих знаний, литературы, методических, наглядных и дидактических пособий, а также технических средств: компьютер, магнитофон, проектор.

ИПМ 8: Выводы и рекомендации

К положительным результатам работы я отношу положительную динамику сохранности контингента воспитанников. Количество детей, посещающих объединение, ежегодно увеличивается: 2008-2009 - 49 воспитанников, в 2009-2010 - 62, 2010-2011 - 77.

Проблемным моментом является сохранность контингента воспитанников подросткового возраста: очень малое количество детей остается в объединении по достижении возраста 15-16 лет (старшеклассники).

Для дальнейшего совершенствования своей профессиональной деятельности я определила следующие перспективы роста:

1. Усовершенствование программы дополнительного образования детей "Основы православной культуры".

2. Повышение своей теоретической подготовки по основам христианской веры.

3.Поиск новых методов, средств, нестандартных решений для удержания подростков в объединении.

4. Изучение педагогического опыта в этой области.