Урок литературного чтения в 4-м классе

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель урока: cформировать осознанное чтение у детей.

Задачи:

  1. Познакомить детей с поэзией П.Комарова.
  2. Работать над выразительным чтением.
  3. Учить видеть красоту “живого” слова.
  4. Воспитывать любовь к природе родного края.

Оборудование: сборник стихов П.Комарова, стихотворения для каждого ученика, презентация.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Проверка д\задания. В.П.Астафьев “Стрижонок Скрип”.

– Почему рассказ В.Астафьева называется “Стрижонок Скрип”?

Экспресс-опрос (усвоение содержания)

У каждого ученика табличка, где он ставит + или -

  1. Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул. – (в тёмной норке)
  2. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку. +
  3. Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама. +
  4. Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало. – (было много)
  5. Скрип был любопытный стрижонок. +
  6. Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном. – (соколом)
  7. Стрижи – очень дружный народ. +
  8. Скрип сразу сделал себе глубокую норку. – (маленькую, мелкую, потому что устал)
  9. Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето. +

– Поменяйтесь карточками в паре, проверим работу.

0-1 ошибка – 5.
2 ошибки – 4.
3 ошибки – 3.

– В свободной клеточке поставьте друг другу оценки.

1 2 3 4 5 6 7 8 9  
- + + - + - + - + 5

III. Актуализация знаний.

– Тему нашего урока я пока называть не буду. Вы её попробуете определить сами. А для этого отгадайте загадки: (слайды)

1. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Лес)

2. Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. (Река)

3. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Облако)

4. Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь)

5. Белая скатерть всю землю укрыла. (Снег)

– Как это можно назвать одним словом? (Природа)

– Запомните это слово.

– А теперь разгадайте ребус:

– Итак, связав эти два слова с уроком литературы, определите тему урока.

Чтение произведений на тему “Природа Приамурья”.

IV. Сообщение темы, цели урока.

– Более 100 лет назад, в 1894 году в г. Благовещенске нашей Амурской области была издана первая художественная книга, сборник стихов “ Отголоски с верховьев Амура и Забайкалья”, автором которого является Порфирий Фёдорович Масюков. (Слайд)

Так зародилось литературное движение нашей Амурской области. Сейчас писательская организация в области очень большая. С именами писателей вы познакомитесь в старших классах, а сегодня я хочу вас познакомить с поэзией одного из них, которого зовут певцом амурской земли. (Слайд)

Пётр Комаров.

Пётр Степанович Комаров родился 12 июля 1911 года деревне Боево, Крестецкого уезда бывшей Новгородской губернии. В 1918 году семья Комаровых переехала на Дальний Восток. Окончив сельскохозяйственный техникум, “агрономом, однако не стал”, – писал Пётр Комаров в автобиографии, – “обнаружились совсем другие привязанности”, которым он посвятил всю свою недолгую жизнь.

Пётр Комаров в совершенстве знал природу. Для него не существовало слов “трава”, “цветок”, “зверь”. Каждому он знал название. Комаров умел видеть красоту самого простого, привычного, неприметного и пытался это донести до своего читателя. Поэт мечтал о достижении гармоничного равновесия во взаимоотношениях человека и природы, о полном взаимопонимании “старших” и “младших” братьев. О том, чтобы человек, имитируя голоса животных, умел не только подзывать их на верный выстрел, но и научился бы понимать их язык и пробуждать в них доверие к себе:

“Рожок трубил, и мне казалось,
Я не звериный слышу бег,
Но вся природа отозвалась,
Когда к ней вышел человек”.
Поэт призывал: (слайд)

“Научитесь понимать природу так же, как мы понимаем шедевр изобразительного искусства. Она ведь сама – тоже шедевр, почти во всех своих проявлениях, и чем богаче и ваш душевный отклик на “звучание” даже самого обыкновенного ландшафта, тем эмоциональнее и эстетически мудрее вы сами”.

V. Работа по теме урока.

1. Чтение стихотворения “Приамурье моё…” учителем.

– Очень внимательно прослушайте стихотворение. (Слайды)

– Какие картины родной природы представили вы?

– Какие слова показали вам красоту и богатство Приамурья?

2. Работа над выразительностью.

3. Чтение со “звуковым” ориентиром.

Вывод: Смог ли поэт в этом стихотворении показать красоту нашего родного края?

4. Самостоятельное разучивание стихотворений П.Комарова.

(У каждого ученика своё стихотворение. Дети работают в парах сменного состава. На каждый столбик – новая пара. В итоге каждый ученик выучивает своё стихотворение и знакомится с несколькими другими стихотворениями поэта).

5. Конкурс чтецов.

VI. Итог.

– Что же сегодня вы открыли для себя?

– Какие чувства пробудили в вас стихи П.Комарова?

VII. Домашнее задание.

“Приамурье моё…” – отрывок наизусть.

Красотой твоей одурманены. Тишиной твоей озадачены,
Величием удивлённые. Равной нету тебе цены!
Мать – природа! Покой не нарушили,
Твои звуки, шорохи слушали.
И в сердце своём навеки
Доброту твою унесли.

(Игнатенко Г.К.)

Пётр Комаров.

Приамурье

Край далёкий – с лесами да сопками,
С поздней жалобой птиц, – это ты
Разбудил голосами высокими
Сыновей золотые мечты.
Много стран в эти годы видали мы,
По дорогам солдатским пыля.
Только нам и за дальними далями
Снилась наша родная земля.
Небеса с колдовскими закатами,
И тайги вековечный покой,
И Амур с берегами покатыми,
И вечерний туман над рекой.
Выйдешь в поле – весна над равниною
Из цветов вышивает узор,
Вереницу следит журавлиную
Голубыми глазами озёр.
И любая берёзка знакома нам.
Только крикнешь на все голоса
Птичьим щебетом, свистом и гомоном
В тот же миг отзовутся леса.
Лось идёт ли по склону отлогому,
Головой раздвигая кусты,
Или рысь возвращается к логову-
В каждом шорохе слышишься ты.
Я бы ветры вдохнул твои с жаждою,
Я бы выпил ручьи до глотка,
Я тропинку бы выходил каждую,-
Да моя сторона велика.
Как посмотришь – не хватит и месяца
Обойти и объехать её.
Только в сердце да в песне уместится
Приамурье моё!..