Конспект урока по обществознанию по теме "Психологический портрет личности: темперамент, характер". 7-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Цели урока: дать представление о характере и темпераменте, о типах темперамента, о положительных и отрицательных черт характера, способствовать становлению и развитию личности, формировать навыки самостоятельного добывания знаний, умения анализировать информацию, выделять главное, делать выводы, развивать аналитическое мышление, интерес к знаниям, воспитывать стремление к самосовершенствованию.

Оборудование: компьютер, проектор, лото (термины и понятия), карточки (положительные и отрицательные свойства характера), докладчик по теме «Темперамент», задания для работы в парах и группах, рефлексия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Слайды

1. Актуализация опорных знаний

Задания для игры
1.Период в жизни человека, когда он становится взрослым физически, социально и духовно.
2.Бескорыстная забота о благе других людей.
3.Оценка человеком самого себя.
4.Как называют подростка в Англии, США?
5.Движение, развитие.
6.Отрезок жизни между детством и зрелостью.

Проверка домашнего задания. Игра «лото»

тинейджер

альтруизм

темперамент

зрелость

динамизм

самооценка

характер

интеллект

подростковый период

Один ребёнок работает за компьютером, выполняя задание в таблице, изменив цвет ответов.

 

Карточки для игры «Лото»

 

2. Постановка проблемы

Проблема: новые термины: темперамент, характер, интеллект.

Интересно узнать.

 

 

3. Тема урока.

 

 

 

 

Беседа с учащимися
«Индивид, человек, личность»

 

Психологический портрет личности: характер, темперамент

Эпиграф к уроку.
У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает, тот, который ему приписывают.
В. Гюго

В своей речи мы часто употребляем слова человек, индивид, личность. Они действительно близкие, но неравнозначные. Попробуем разобраться.
Человек, появляясь на свет как индивид, развивается, приобретает какие-то качества (хорошие и плохие) и постепенно становится личностью.
Чем человек отличается от животного?
- прямохождение
- мозг: речь, сознание
- труд: орудия
Индивид – биологическое существо, ещё не личность. Когда станет? Когда приобретёт какие-то качества.
Личность – общественное существо, продукт развития общества.

Обсуждение, мнения ребят о нём.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы ребят.

Запись в тетради темы урока

4. Переход к изучению нового

 

Наблюдая за людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, мы замечаем на их различие в поведении. Одни быстры, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие – медлительны, спокойны, с неярко выраженными чувствами. Причина таких различий  кроется в темпераменте.
Так, что же такое темперамент? Попробуем разобраться.

 

 

 

5. Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Пауза. Минутка отдыха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление докладчика по слайдам презентации:
- рассуждения Гиппократа
- типы темперамента
- описание каждого (положительные и отрицательные стороны)

  • сангвиник;
  • холерик;
  • флегматик;
  • меланхолик

- Определение своего типа темперамента с доказательством (смешение типов)

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа учащихся с учебником с. 37-38
Заполнение таблицы в тетради

Тип темперамента

достоинства

недостатки

сангвиник

 

 

холерик

 

 

флегматик

 

 

меланхолик

 

 

Определение своего типа темперамента (доказательство).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление таблицы в тетради

 

 

 

 

 

Вывод. Что же такое темперамент?
Темперамент – совокупность индивидуально-психических свойств человека.
Как вы думаете темперамент – это врождённое свойство личности? Докажите.
Хороших и плохих темпераментов не бывает. Люди любых темпераментов могут обладать богатым воображением, научным и творческим потенциалом и т.д. (Примеры на слайде: Суворов (холерик), Крылов (флегматик), Гоголь (меланхолик), Энгельс (сангвиник).
Тогда что же такое характер?
Перечислим качества характера.
Разбейте на группы представленные на доске качества характера.

 

Характер формируется под влиянием разных факторов. Возможно ли изменение характера?
Стержнем характера являются морально-волевые качества личности. Человек с сильной волей самостоятелен, решителен, настойчив в достижении целей. Безволие обычно отождествляется со слабохарактерностью.

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.
На доске слова на отдельных карточках
Трудолюбие, добросовестность, ответственность, общительность, чуткость, отзывчивость, скромность, аккуратность, бережливость, щедрость, лень, пассивность, чёрствость, грубость, эгоизм, скупость, обидчивость, бездушие, расточительность.
Ответы учащихся.

Запись определения в тетради

 

 

 

 

 

 

Запись определения в тетради

Работа у доски

 

 

 

 

 

7. Закрепление.

Закрепим материал урока, поработав в группах.
1 задание для работы в группах: определить тип темперамента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 задание для работы в парах: установи соответствие между пословицей и качеством характера.

 

Работа в группах на определение типа темперамента.
Определи тип темперамента.

Малозаметный увалень Андрей, тихий, неразговорчивый мальчик, с печальными глазами и открытой улыбкой, очень похожий на свою кроткую мать. В доме, битком набитом людьми, он жил одиноко, любил сидеть днём в полутёмных углах, а вечером – у окна. С ним хорошо было молчать.
 

Дима – всеобщий любимец, жизнерадостный и общительный, хотя взрослые часто называют его рассеянным и легкомысленным. Он очень подвижен, быстро отвлекается от игр, его взгляд не остаётся долго в одной точке. Если плачет, быстро утешается. На уроках не может долгое время быть сосредоточенным. Друзей много, но постоянных нет, т.к. любит зазнаваться, часто ссорится, может и подраться.

 

Восьмилетний Саша очень аккуратен: каждая вещь у него имеет своё место. Он надёжный ребёнок и друг, пунктуален, чётко выполняет свои обязанности. Говорит медленно, правильно и чётко выговаривая слова. У него ровный красивый почерк, хотя пишет и обучается достаточно медленно, но усвоенное помнит долго.

Выступления групп.
Работа в парах «Установи соответствие». О каком качестве характера идёт речь в пословице? Соедини линиями.

И камень, лёжа мхом обрастает.
Весёлая голова живёт, спустя рукава.
Пустая мельница и без ветра мелет.
Выше головы носа не поднимай.
За спиной горой, а беде стороной.

высокомерие

трусость

беспечность
болтливость
безделье

 

Кто дважды оглянется, тот ничего не потеряет.
Чьим умом живёшь, того и песенку поёшь.
Счастье всегда на стороне отважных.
У него средь зимы снега не выпросишь.
Повторять, да учить – ум точить.

терпенье

осторожность

подхалимство

смелость

скупость

Карточки для работы в группах

 

 

 

 

Задания для работы в парах
(пословицы)

 

8. Рефлексия.

 

 

Я это уже слышал
и знал

Узнал новое
и хорошо разобрался

Остались вопросы

 

 

 

Карточки у каждого учащегося

 

9. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Вывод с. 40 в учебнике
Что изучили? С какими новыми понятиями познакомились?
А сейчас я попрошу встать тех ребят, которые соотнесли себя с холериками, с сангвиниками, с флегматиками, с меланхоликами.
Спасибо, я тоже считаю себя сангвиником, хотя во мне есть качества меланхолика.

 

 

 

10. Домашнее задание

1. Параграф 5
2. Мини-сочинение «Мне в моём характере хотелось бы избавиться от …»
3. Найти тесты для определения темперамента.

 

 

Приложение