Цель: актуализировать знания учащихся, полученные в 5 классе;
Задачи:
- восстановить знания об информатике как науке о способах хранения, обработки и передачи информации;
- повторить аппаратное и программное обеспечение компьютера;
- восстановить знания о компьютере как универсальной машине для работы с информацией;
- познакомить с основными этапами истории вычислительной техники;
- совершенствовать навык работы с клавиатурным тренажером.
Основные понятия:
- информация;
- данные;
- информатика;
- компьютер.
Ход урока
1. Компьютер как универсальная машина для работы с информацией.
(Презентация 1)
Компьютеры совершили революцию в нашей жизни. Они изменили стиль работы, образования, торговли и развлечений людей. Их используют врачи и фермеры, учителя и банковские работники, инженеры и дизайнеры. Без компьютеров не обойтись при подготовке к изданию книг и журналов, в научных и инженерных расчетах, при создании спецэффектов в кино и на телевидении и во многих других случаях. Некоторые профессии полностью связаны с компьютерами.
Объект, пригодный для многих целей, с разнообразным назначением, выполняющий разнообразные функции, называют универсальным.
Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Слово «универсальная» подчеркивает, что компьютер может применяться для многих целей: обрабатывать, хранить и передавать самую разнообразную информацию, использоваться в самых разных видах человеческой деятельности.
Но что бы ни делал человек с помощью компьютера, это всегда работа с информацией.
2. Повторение понятия информации. Виды информации по способу получения и представления.
- Что называют информацией?
- Как человек воспринимает информацию?
- Каким образом может быть представлена информация, которую мы получаем?
Использование компьютера это всегда работа с информацией – числами, текстами, звуками или изображениями.
Самую разнообразную информацию, представленную в форме, пригодной для обработки компьютером, называют данными.
Обработку данных компьютер осуществляет с помощью установленных на нем программ. Чем шире спектр программного обеспечения, тем большее число задач можно решить на компьютере.
Но при этом не забывайте принцип компании IBM что, машина должна работать, человек думать.
3. Экскурс в историю вычислительной техники.
(Презентация 2)
Уже в каменном веке возникла потребность в счете. Помогал в этом нашим далеким предкам их первобытный «компьютер» - десять пальцев на руках.
В западной Европе существовала целая система, позволявшая представлять на пальцах числа до 9999.
С развитием цивилизации появлялись различные приемы счета. Они были необходимы и сборщикам налогов, и купцам, и ремесленникам, и ростовщикам. Искусством счета владели немногие специально обученные люди - счетчики. Они использовали счетные инструменты - абаки.
Простейший абак - это доска с прорезанными в ней, желобами.
Абаки использовались уже в V-IV веках до нашей эры. Слово «абак» имеет греческое происхождение и буквально означает «пыль», хотя его смысловое значение – «счетная доска». В чем тут дело? Ответ прост: изначально камешки раскладывали на совершенно ровной доске, а чтобы они не скатывались со своего первоначального положения, доска покрывалась тонким слоем песка или пыли. А от слова «камешек » (по латыни – «calculus») произошло название современного счетного прибора - «калькулятор».
Абак использовался и в древней Греции, и в древнем Риме, а затем и в Западной Европе вплоть до XVIII века. Он похож на знакомые вам счеты - косточки на вставленных в рамку металлических спицах.
Счеты использовали разные народы, и у каждого народа они имели свои особенности. У китайских счетов суан-пан на каждой проволоке по семь шариков, причем два отделены от остальных пяти. В русских счетах по десять косточек в каждом ряду, а в западноевропейских - по девять.
В Японии и в наши дни проводятся соревнования по скорости счета между людьми, вооруженными японскими счетами соробан, и операторами вычислительных машин. Причем, как правило, побеждают вычислители на счетах. Ведь чтобы машина начала считать, для нее надо составить программу.
Шло время, и потребности людей в обработке числовой информации возрастали. Первые идеи механизации вычислительного процесса появились в конце XV - начале XVI века. Об этом свидетельствует найденный в конце 60-х годов прошлого века эскиз суммирующего устройства, разработанный еще Леонардо да Винчи. По этим чертежам в наши дни американская фирма по производству компьютеров IBM в целях рекламы построила работоспособную машину.
В 1642 году знаменитым французским физиком и математиком Блезом Паскалем была создана и завоевала огромную популярность первая механическая счетная машина - арифмометр. (Паскалина)
В 1673 году великий немецкий математик и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц сконструировал свою счетную машину, позволявшую не только складывать и вычитать, но также умножать и делить многозначные числа.
В России арифмометр, созданный в 1874 году русским инженером Вильгодтом Однером, успешно конкурировал с лучшими арифмометрами европейских фирм. Его модификация «Феликс» выпускалась в нашей стране до 70-х годов ХХ века.
Следующий важный шаг развития вычислительной техники приходится на XIX век. В 1834 году английский математик, профессор Кембриджского университета Чарльз Беббидж разработал проект первой программируемой вычислительной машины.
Машина, придуманная Чарльзом Беббиджем, была похожа на настоящую фабрику по производству вычислений. Чарльзу Беббиджу пришла идея использовать перфокарты. В 1985 году в музее науки в Лондоне была построена эта машина.
В 1890 году создана машина Холлерита в которой была практически реализована идея использования перфокарт.
Первое поколение ЭВМ
Первая полностью электронная вычислительная машина «Эниак » была построена в США в 1946 году. Ее размеры были громадны: более 30 м в длину и 85 м3 по занимаемому объему. Вес машины равнялся примерно 30 тоннам. Хранение и обработка данных в ней осуществлялись с помощью 18 тысяч электронных ламп.
В нашей стране в 1948г. году академик Сергей Алексеевич Лебедев предложил проект первой на континенте Европы ЭВМ- Малой электронной счетно-решающей машины (МЭСМ). В 1951г. МЭСМ официально вводится в эксплуатацию, на ней регулярно решаются вычислительные задачи. Машина оперировала с 20 разрядными двоичными кодами с быстродействием 50 операций в секунду, имела оперативную память в 100 ячеек на электронных лампах. Она имеет около 6000 электровакуумных ламп (около 3500 триодов и 2500 диодов), занимает площадь 60 м2, потребляет мощность около 25 кВт.
Второе поколение ЭВМ
Спустя десятилетие, в начале 60-х годов на смену электронным лампам пришли транзисторы. С ними связано появление второго поколения ЭВМ.
В 1951 году американец Дж. Форрейстер создал Whirewind –1 с памятью на магнитных сердечниках.
В 1953 году наша промышленность стала выпускать электронную вычислительную машину «Стрела». Вычислительная машина «Стрела» вместе со вспомогательным оборудованием занимала площадь в 500 квадратных метров. Этого хватило бы на 10 квартир.
В СССР в 1967 году вступила в строй наиболее мощная в Европе ЭВМ второго поколения БЭСМ-6 (Большая Электронная Счетная Машина), которая могла выполнять 1 миллион операций в секунду. В БЭСМ-6 использовалось 260 тысяч транзисторов.
ЭВМ третьего поколения
В 1968 году в США фирма «Барроуз» выпустила первую ЭВМ, работающую на интегральных схемах.
Начиная с 70-х годов стали использовать интегральные схемы. Размер такой схемы – не больше горошины, а транзисторов в ней упакованы тысячи, каждый из которых имеет размеры, сравнимые с толщиной человеческого волоса. Машины уменьшились настолько, что уже могли размещаться на письменном столе.
Как гласит легенда, прабабушка современной мышки изобретена в 1968 году Дугласом Энгелбартом. Кстати, "мышкой" свое устройство назвал тоже он.
Четвертый этап
Развитие высоких технологий привело к созданию больших интегральных схем - БИС, включающих десятки тысяч транзисторов.
Первым персональным компьютером был Арр1е-1, созданный в 1976 году.
В 1982 году фирма IBM приступила к изготовлению персональных компьютеров IBM РС («дедушек» современных IBM-совместимых компьютеров).
Современные персональные компьютеры компактны и обладают в тысячи раз большим быстродействием по сравнению с первыми персональными компьютерами
4. Домашнее задание.
- Уч. стр. 9-10.
- Вопросы стр. 10.
- Дополнительно: Глава 4 Материал для любознательных §4.13 -4.18, читать.
- Практическая работа. Основы пользовательского интерфейса: рабочий стол, окно приложения, управление компьютером (повторение);
- Работа на клавиатурном тренажере.
- Подведение итогов. Окончание работы.
Литература:
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2010.
- http://www.gym075.edusite.ru/istoriyavt.html - Развитие вычислительной техники и поколения ЭВМ.
- http://historyvt.narod.ru/ - Развитие вычислительной техники и поколения ЭВМ.
- http://forum.antichat.ru/thread141014.html - история ЭВМ картинки интересно много.