Организация системы методической работы как условия профессионального роста педагогов и творческого развития учащихся

Разделы: Администрирование школы


Модернизация системы образования рассматривается сегодня как потенциал инновационного развития общества, залог будущего благополучия граждан и безопасности страны. И это закономерно, так как именно изменения в образовании во многом обеспечивают интенсивное движение экономических, социальных и политических процессов в современном мире. 
Деятельность  заместителя директора школы по методической работе строится в соответствии с проблемами и методической темой школы, а именно: повышение качества знаний учащихся через дифференцированный и интегрированный подходы к обучению,
активизация творческого потенциала личности учащегося в условиях развивающейся направленности обучения и воспитания, формирование у учащихся потребности в самореализации и саморазвитии, формирование экологической грамотности и экологического сознания учащихся через урочную и внеурочную деятельность как основы здорового образа жизни, внедрение современных педагогических технологий в  образовательный процесс на основе дифференциации обучения.
Целесообразность и актуальность создания системы методической работы как условия профессионального роста педагогов и творческого развития учащихся вытекает из стратегии «Наша новая школа», где президентом Д. Медведевым задан новый посыл в развитии российского образования по пяти направлениям среди которых:

  • поддержка талантливой молодёжи;
  • развитие педагогического потенциала.

Рождение новой школы - длительный, трудный и сложный путь. Большинство образовательных учреждений начинают обновление с содержания обучения: с введения новых учебных дисциплин, курсов, с создания или применения авторских программ и т.д. Но процесс обновления требует совершенствования не только содержания обучения, но и методической работы. Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование творческой личности учащегося, признание её ценности и необходимости для современного общества, мы, прежде всего, должны помнить, что она формируется личностью самого учителя. Поэтому наша цель - создание условий для роста профессионального мастерства педагога. А для этого необходима действенная и эффективная структура методической работы в школе. Цели и задачи методической работы тесно связаны с системой внутришкольного управления, с жизнедеятельностью школы в целом, а значит, и конечным результатом деятельности всего педагогического коллектива.
Методическая служба в школе даёт возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося. Определить цели и задачи методической работы - значит определить результативность, что зависит, прежде всего, от профессионально значимых качеств учителя.
Методическая работа в школе наиболее эффективна, если она организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больше удовлетворен учитель своей работой, тем больше он заинтересован в совершенствовании своего мастерства, тем проще педагогу развивать творческие способности обучающихся и прививать им любовь к своему предмету и учёбе в целом.
Перед заместителем директора школы по методической работе стоит задача помочь учителю углубить различные аспекты его профессиональной подготовки. Какие же функции, необходимые для эффективной работы и развития школы, выполняет методическая работа? Ими являются: своевременное информирование кадров о новых требованиях, предъявляемых к работе и последних достижениях педагогической науки и практики; обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации до уровня, необходимого школе; выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической, инновационной и другой деятельности членов коллектива; подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса: программ, рекомендаций, памяток и др.
Таким образом, предметом анализа статьи является система методической работы, как  деятельности, направленной на обучение и развитие кадров, выявление, обобщение, распространение наиболее ценного опыта учителей, создание собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса,  на результативное участие учителей в конкурсах, конференциях, грантах. И, естественно, умелое привлечение учащихся к результативной творческой деятельности.
«Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Младшие школьники осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Подростки учатся общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия, пробовать себя не только в учебной, но и в других видах деятельности» (Д Медведев «Наша новая школа»)

Методическая работа является важнейшим средством, связывающим в единое целое всю систему работы школы. Роль методической работы в школе значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приёмы и формы обучения и воспитания. Чтобы содержание методической работы отвечало запросам педагогов и способствовало саморазвитию личности учителя, работа планируется с учетом профессиональных затруднений коллектива. Кроме того планированию методической работы предшествует глубокий анализ каждого из ее звеньев с точки зрения влияния их деятельности на рост педагогического и профессионального мастерства учителя. С этой целью проводятся опросы, тесты, диагностики, анкетирование:

  • Диагностика профессиональной подготовленности к педагогической деятельности начинающего учителя.
  • Анкета «Оценка уровня инновационного потенциала учителя»
  • Анкета удовлетворённости работой.
  • Анкета для педагогов «Стили педагогического взаимодействия»
  • Диагностика уровня педагогического сотрудничества в процессе обучения.
  • Тест «Ваш творческий потенциал»
  • Анкета для учителя на выявление резервных возможностей и качества обучения.

В анализе  методической работы отражаются обеспеченность школы педкадрами, статистические данные о педагогических кадрах (образование, стаж, возраст, категорийность), повышение квалификации учителей, анализ работы методического совета, предметных методических объединений, актуальность тем педсоветов, семинаров, конференций и других форм работы, достижения педагогов и учащихся.
В соответствии с уровнем организации учебно-воспитательного процесса, особенностями состава учащихся нашей школы, квалификации и профессионализма учительского коллектива и в соответствии с методической темой "Внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения", методическая служба школы решала следующие задачи:

  • диагностика методических затруднений педагогов школы и оказание им помощи;
  • консультативная и коррекционная работа с педагогами различного уровня профессионального мастерства;
  • организация семинаров по запросам педагогов;
  • изучение, обобщение и распространение опыта учителей;
  • организация и проведение методических предметных недель с целью повышения профессионального мастерства, популяризации опыта коллег, повышения положительной мотивации учащихся и развития их креативности;
  • организация информационного обеспечения педагогов, ознакомление педагогов с достижениями в области педагогики и психологии с использованием возможностей Интернета;
  • организация работы с молодыми педагогами с привлечением педагога – психолога школы;
  • участие в методической работе объединений города;
  • аналитическая деятельность;
  • организация результативной научно – исследовательской деятельности педагогов и учащихся;
  • повышение профессионального уровня педагогов как необходимого условия модернизации системы образования;
  • изучение и использование современных технологий, методик, приёмов и способов успешного обучения и воспитания;

Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения урока, внедрение дифференцированного подхода и метода проекта, ознакомление и применение элементов новых педагогических технологий, в том числе здоровьесберегающих, индивидуальной и групповой работы, как со способными учащимися, так и со слабоуспевающими.

Основными формами методической работы являлись:

  • тематические педагогические советы;
  • методический совет;
  • методические семинары;
  • работа учителей над темами самообразования;
  • методические объединения;
  • предметные методические недели;
  • взаимопосещение и анализ уроков;
  • открытые уроки, их анализ;
  • аттестация учителей;
  • курсовая переподготовка (организация и контроль);
  • обобщение и ознакомление с ППО;
  • участие в конкурсах педагогического мастерства «Педагог года»;
  • участие в конкурсах и фестивалях педагогических инноваций;
  • участие в конкурсах на получение грантов;
  • работа со способными и одарёнными учащимися;
  • привлечение учащихся к  участию в олимпиадах, конференциях, конкурсах и фестивалях различных уровней.

Работа педагогиче­ского совета и выбор тем строилась в соответствии с методической темой, целями и задачами, стоящими перед коллективом. Ежегодно проводятся три тематических педагогиче­ских совета среди которых: "Дифференциация и индивидуализация обучения", "Педагогические технологии в образовательном процессе: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность", "Организация учебно – воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся", "Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно – коммуникационных, в образовательном процессе с целью повышения качества знаний учащихся", "Роль моего предмета в выборе профессии", "Взаимодействие классного руководителя с учителями – предметниками", "Здоровьесберегающая деятельность школы в процессе обучения и воспитания", "Проблемы преемственности между начальной и средней школой".
Все педагогические советы были подготовлены и проведены с использованием таких технологий как: работа творческих групп учителей по подготовке к педсовету; работа творческих групп учителей в рамках педсовета для ре­шения поставленных задач и обоснования сделанных выводов; работа совместных творческих групп классных руководителей и учителей-предметников; демонстрация фрагментов уроков по теме педсовета с ком­ментариями учителя; анализ и самоанализ деятельности педагогического коллектива; представление презентаций.
Каждый педагогический совет начинался с обсуждения и анализа решений предыдущего. Отмечались позитивные и негативные результаты работы.
Ведущая роль в управлении методической работой как целостной системой принадлежит методическому совету. Он призван координировать работу различных служб школы и творческих педагогов, стремящихся осуществлять преобразования в школе на научной основе. Методический совет является главным консультативным органом школы по всем вопросам методического обеспечения образовательного процесса. МС школы одновременно является и экспертным советом при анализе и утверждении учебных планов, элективных курсов, программ, положений и т.д. В состав МС входят руководители МО, руководители временных творческих групп, представители администрации, учителя.
В среднем, ежегодно, проходит 5-6 заседаний МС.
Методическая учеба ведется и с педагогическим коллективом в целом, и с отдельными учителями. Уровень профессиональной грамотности педагогов значительно возрос за последние 4 года, благодаря активному участию учителей в методических семинарах. Совещания, заседания, семинары, проводимые в школе, носят открытый характер: на них, как правило, собирается весь коллектив. За три последних года проведены такие семинары, как: "Новые педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной работы школы", "Особенности дифференцированного подхода в обучении", "Система мониторинга качества образования в школе", "Управление качеством образования на основе новых информационных технологий", "Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьников",  "Работа школы по формированию у учащихся ценностного отношения к здоровью",
Практический семинар по реализации проекта АИУС "Сетевой город. Образование", "Предмет мониторинга – качество образования", "Личностный рост учителя", "Как проанализировать собственную педагогическую деятельность", "Индивидуализация и дифференциация обучения – основное направление развития современного образования", "Здоровьесберегающий урок в школе", ФГОС второго поколения.
Все семинары связаны с методической темой школы и имеют как теоретическую, так и практическую направленность.
Однако в системе повышения профессиональной компетентности учителя ведущим компонентом является сама личность педагога, ее индивидуальные особенности, личностные качества, отношение к обновлению содержания и организации учебного процесса школы. Поэтому залог успешной работы - это тесный контакт администрации с учителями, четкое представление об их творческих возможностях, человеческих качествах, интересах, стремлениях, профессиональных трудностях.
Мало спланировать и организовать методические мероприятия (консультации, семинары, практикумы), надо включить в работу и самих педагогов. То есть при планировании работы исходить не из собственного представления о профессионализме сотрудников, а из видения учителем проблем своей подготовленности и педагогической деятельности.
В соответствии с методической темой школы: «Внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения  и проблемами, над которыми работает школа, была продолжена работа педагогов над темами самообразования и внедрением новых технологий или элементов из них.В то время, когда учителя выбирают темы для самообразования, планируется индивидуальная помощь педагогу в виде памяток, консультаций, занятий: «Как выбрать тему для самообразования», «Как работать над методической темой» «Как оформить творческий отчёт по самообразованию» и др. Применяют новые технологии или элементы из них 94% учителей. На сегодняшний день у 87%  учителей темы по самообразованию тесно связаны с методической темой, проблемами и задачами школы. Так на семинаре "Поделюсь своим опытом" 17 педагогов связали свои выступления с темами по самообразованию.
Методическая работа учителя по совершенствованию педагогического мастерства не остаётся незамеченной. Новой формой является работа по формированию портфолио учителя, которые в дальнейшем помогают проанализировать работу педагога в динамике, являются ценным документом при прохождении аттестации, оказывают помощь при самоанализе учителем своей работы, достижений за год.
Эффективной формой можно назвать проведение индивидуальных и групповых консультаций, как для учителей, так и руководителей МО. В ходе беседы зачастую решаются вопросы педагогики и психологии, отдельные вопросы методики преподавания предмета, проводится анализ посещенного урока и самоанализ урока учителем. Обсуждаются при этом вопросы по специфике предмета, оказывается помощь при анализе результатов обучения и воспитания школьников за определённый период. Индивидуальные и групповые консультации являются средством оказания оперативной помощи учителю.
Традиционной в работе по повышению профессионального мастерства учителей является деятельность МО учителей – предметников: МО учителей естественно - научного цикла; МО учителей физико - математического цикла; МО учителей русского языка и литературы;  МО учителей истории и обществознания; МО учителей начальных классов; МО учителей иностранных языков;  МО классных руководителей.
Правильное определение темы и задач методических объединений и проблемных групп помогает выбрать содержание и формы организации работы с теми или другими объединениями педагогов. Формулируя цели и задачи, всегда акцентируем внимание на том, что они определяют структуру методической службы, взаимосвязь всех ее звеньев. Для успешной реализации задач, поставленных перед каждым звеном методической службы, разработаны положения, определяющие их цели, содержание деятельности, права и обязанности.
Все МО проводят предметные недели. К проведению предметных  недель в школе предъявляются следующие требования: разнообразие форм к проведению внеклассных мероприятий по предмету, их реклама; широкий охват учащихся и их активность; информационно-познавательный характер мероприятий; результативность. Предметные недели включают в себя интеллектуальные игры, творческие марафоны, викторины, вечера, брейн – ринги, конкурсы и многие другие мероприятия. МО учителей иностранных языков в этом учебном году провело предметную неделю «Погружение в музыку и искусство англоговорящих стран». Надо отметить, что проведение таких мероприятий стало в школе традицией и вносит праздничную атмосферу в учебный процесс.
Итоги работы в методических объединениях  с 2006 года подводятся на общешкольном творческом отчёте МО "Методический калейдоскоп". Каждое МО представляет свои достижения в форме презентаций, выставок методических разработок, буклетов и пр.
Практически все учителя школы (95%) при подготовке к урокам, непосредственно на уроках, внеклассных мероприятиях активно используют в работе такие технические средства обучения, как компьютер, проектор, ресурсы Интернета, интерактивную доску, магнитофон, телевизор, музыкальный центр.
Педагоги принимают активное участие в работе городских МО.  За последние четыре года на заседаниях городских МО своим педагогическим опытом поделились 19 педагогов школы по темам, соответствующим актуальным вопросам, решаемым муниципальной образовательной системой и школой.
В течение каждого учебного года учителя школы принимают активное участие в работе городских семинаров, в работе предметных комиссий на олимпиадах и конференциях, в комиссиях по составлению контрольных и олимпиадных работ, в работе ШОР, в организации и проведении пробных экзаменов в форме ЕГЭ и ГИА, проведении государственной аттестации в форме ЕГЭ и ГИА, в проверке работ ЕГЭ в г. Салехарде, в городских конкурсах педагогического мастерства, в конкурсах на гранты Главы города и Губернатора ЯНАО, в работе экспертных групп по аттестации учителей города на I и высшую квалификационную категории, в предметных жюри на городском конкурсе "Педагог года", в олимпиадной комиссии на окружной олимпиаде.
В школе налажена работа с молодыми специалистами. Работа строится в соответствии с Положением о школе молодого специалиста, планом работы, планом работы педагога – психолога. Назначаются наставники, которые два раза в год отчитываются на МС о проделанной работе, анализируют достижения и недостатки,  составляют характеристики. Результатом работы можно считать то, что молодой специалист учитель английского языка в 2008 году стала абсолютным победителем городского конкурса педагогического мастерства, а также лауреатом окружного конкурса «Учитель года 2008»  и обладателем хрустального пеликана, победителем конкурса на грант Главы города Губкинского в номинации «Молодой специалист» 2010.  Прошла аттестацию на первую квалификационную категорию. Поступила в аспирантуру, где успешно обучается второй год. 
Одним из главных вопросов системы работы повышения педагогического мастерства и профессионализма является аттестация педагогов. С каждым годом процесс аттестации выдвигает все новые требования к деятельности учителя. Учителя школы успешно проходят аттестацию и повышают или подтверждают свой профессиональный статус.
На сегодняшний день 83,3% учителей школы являются категорийными.  Повышению педагогического мастерства учителя, росту его профессионализма способствуют курсы повышения квалификации. На данный момент курсовую переподготовку прошли 100% педагогов.
В школе работают 13 педагогов, имеющих отраслевые награды работников сферы образования: 1  «Заслуженный учитель РФ», 1 Отличник народного Просвещения,  10 Почетных работников общего образования РФ, 3 награждены Почетной грамотой Министерства образования.
Одним из приоритетных направлений в организации методической работы в школе является вовлечение педагогов в исследовательскую деятельность, участие в конкурсах различных уровней с целью представления своего опыта работы. За 5 лет в Фестивале педагогических идей "Открытый урок" приняли участие 36 человек, во Всероссийском конкурсе педагогов "Образование: взгляд в будущее" два дипломанта II и III степени, Окружной конкурс "Учитель года" 1 лауреат, обладатель «Хрустального пеликана», в Городском конкурсе "Фестиваль педагогических инноваций" 4 победителя, в Городском конкурсе "Педагог года", "Сердце отдаю детям" 3 победителя и 2 лауреата, 2 обладателя Гранта Губернатора ЯНАО и 3 обладателя Гранта Главы города Губкинского. 11 Элективных курсов, разработанных учителями,  прошли экспертизу городского экспертного совета и рекомендованные к применению. 8 учителей опубликовали методические разработки   и статьи. 20 человек обобщили ППО.
Показателем того, что система методической работы в школе вышла на более высокий качественный уровень, явилось вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность. В школе ведётся работа по индивидуализации обучения во внеурочное время. В школе сложилась определённая система работы со способными и одарёнными  учащимися, а именно: школьный интеллектуальный марафон → школьные олимпиады → городские олимпиады → региональные олимпиады → заочные окружные и российские олимпиады.
Работа школьного НОУ «Искатель» плюс работа НЭО «Росинка» → школьная научно-практическая конференция школьников → городская конференция → Российский заочный конкурс «Познание и творчество» плюс Российский заочный конкурс «Юность, наука, культура» → Окружная научно-исследовательская конференция учащихся и студентов «Ступень в будущее» → Российский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».
С целью создания условий для развития способных учащихся ежегодно составляется план мероприятий, в котором прописывается  стратегия работы с учащимися для учителей-предметников, классных руководителей,  педагога - психолога школы,  заместителей директора. Такая работа даёт хорошие результаты.
В школе обучаются 353 учащихся. 9 учащихся являются обладателями Гранта Главы города Губкинского.  Креативность учащихся подтверждают 58 призёров международного уровня, 128 –Всероссийского, 31 – Регионального, 84 – Муниципального уровней.  За весь период работы школа выпустила 28 медалистов. Среди выпускников школы 3 кандидата технических наук, 1 - экономических наук, 1 - сельскохозяйственных наук, несколько выпускников продолжают обучение в аспирантуре.
Активная позиция педагогов, их заинтересованность в совершенствовании собственной деятельности, применение новых технологий в обучении и воспитании, профессиональный интерес к результатам ребенка является гарантией дальнейшего развития учебно-воспитательной системы школы. Усовершенствованная система методической работы дала свои результаты: в школе создана атмосфера сотрудничества среди членов педагогического коллектива, школа успешно прошла аккредитацию и лицензирование, достижения педагогов и обучающихся занимают достойное место в муниципальной системе.