Методическая разработка спортивного праздника народных игр

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Предисловие.

Формирование гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство представляют собой основу народных подвижных игр. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, волю, стремление к победе. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к культуре родной страны и стран ближнего зарубежья.

В празднике принимают участие учащиеся 8-11 классов.

В празднике включены представления и демонстрация народных игр России, Украины, Белоруссии, Узбекистана и проведение эстафет с элементами подвижных игр.

Используются исторические сведения.

Цель проведения:

Обогатить знаниями национальных традиций, игр, историй народов России, Украины, Белоруссии, Узбекистана.

Задачи:

  • Развивать интерес к многонациональной культуре и искусству, к предмету «Физическая культура»
  • Воспитывать дружелюбие, толерантность, самостоятельность
  • Определить уровень физической подготовки у учащихся 8-11 классов.

План проведения мероприятия:

I. Открытие праздника

  1. Вступительное слово
  2.  Представление команд участников. Выступление юных гимнастов с обручами.

II. Представление и демонстрация народных игр

  1. Русская народная игра «Городки» – 8 класс.
  2. Национальная игра республики Беларусь «Шпень» – 9 класс.
  3. Украинская народная игра «Борьба за флажки» – 10 класс.
  4. Народная игра республики Узбекистан «Буран» – 11 класс.

III. Проведение эстафет с элементами подвижных игр.

Выступление гимнастов.

IV. Подведение итогов

Ход мероприятия

I. Открытие праздника.

1. Звучат фанфары.

1-й ведущий: Внимание! Внимание!
Без лишних слов за дело!
Даешь соревнование
Сильных, ловких, смелых!

2-ой ведущий: Нас ждет стадион на рассвете,
Где в солнечных ярких лучах
Летят бегуны, словно ветер,
И слышится звон мяча.
Не сразу приходят рекорды,
Но снова вперед и вперед
Нас юность настойчиво, твердо
К победам зовет!

2. Вступительное слово директора школы.

3. Представление команд – участниц нашего праздника народных игр:

Встречайте, 8 класс – представляют Россию.

9 класс – представляют Беларусь.

10 класс – представляет Украину.

11 класс – представляет Узбекистан.

Тепло приветствуем всех участников праздника и пусть слова: «Спорт – единство, братство, дружба!» станут девизом нашего спортивного праздника.

Итак, спортивный праздник народных игр будем считать открытым.

Выступление гимнастов.

II. Представление и демонстрация народных игр.

1. Русская народная игра «Городки»

Ученик 8 класса

Гордый он, великий и могучий
Человек наш русский, просто руссич.
Он живет в стране, которая красива.
Это наша неподкупная Россия!

Городки – исконно русская игра и одна из самых старинных народных игр  Игра существует более двух столетий. Первые достоверные сведения о распространении у русских игры в городки относятся к началу XIX века. Это цветные гравюры, содержащиеся в нескольких западноевропейских изданиях и сопровождаемые кратким описанием русской народной забавы. По этим публикациям можно судить, что к началу XIX века игра в городки (или рюхи) была распространена по всей России и имела свои правила. Поэтому возникновение игры в городки следует отнести к середине или к первой половине XVIII века. Эта игра зародилась в гуще русского народа и распространилась как среди крестьянства, так и среди городских жителей.

Состязания городошников бывают личными — между двумя спортсменами, а также командными. Перед встречей проводится жеребьёвка, кому первым вступить в игру. После того как все городошники пробьют по две биты, стартует другая команда. После окончания партии право начать получает другая команда. Побеждает в матче команда, выигравшая две партии подряд. При равном счёте назначается третий поединок. На крупных соревнованиях матч обычно состоит из трёх партий. Победителем считается тот, кто затратил на выбивание фигур наименьшее число бит.

Для игры выбирается ровная площадка на любом покрытии — на асфальте, на земле, на газоне — и делается разметка. В городки можно играть одному, «один на один» и команда на команду. В каждой команде должно быть не менее 5 игроков, также может иметься запасной игрок в команде. Когда первая команда закончит свои броски (каждый игрок по очереди может бросить только две биты), начинает выбивать свои фигуры вторая команда и так далее. В каждой партий может разыгрываться от 5 до 15 фигур, фигуры ставятся последовательно одна за другой в установленном играющими порядке. В ходе игры по договорённости можно менять или уточнять условия и правила игры, упрощая или усложняя её. Суть игры — бросками бит (палок) выбить из «города» (отсюда и название) поочередно определённое количество фигур, составленных из 5 городков — цилиндрических столбиков из березы, липы, бука. Главная задача — затратить на выбивание 15 фигур как можно меньше бросков. Кто по итогам трёх туров использовал меньше попыток, тот и победил. Размеры площадки («город») — 2х2 м; расстояние от места бросков: дальнее («кон») — 13 м, ближнее («полу кон») — 6,5 м; длина городков — 20 см, диаметр их — 4,5—5 см; длина биты — не более 1 м. Выбиваются фигуры с «кона», но, если из фигуры выбит хотя бы один городок, остальные выбиваются с «полукона». А вот «письмо» выбивается только с «кона». Городок считается выбитым, если он полностью вышел за линии квадрата или усов. Городки, выкатившиеся за переднюю (лицевую) линию квадрата или в пределы усов, считаются невыбитыми. «Марка» в «письме» считается выбитой, если ни она, ни бита не задели другие городки.

2. Национальная игра республики Беларусь — «Шпень»

Ученик 9 класса

Мы тоже независимы и тверды,
И люди наши головы вздымают гордо.
Недаром родичи мы руссам.
Наш край зовется «Беларусью».

Формирование белорусской народности сопровождается развитием основных форм материальной и духовной культуры, сходных в важнейших чертах на всей белорусской территории. Богатство белорусской культуры ярко проявляется в общественном и семейном быту. Здесь складывается, и передаются из поколения в поколения обычаи и традиции. Национальные игры являются неотъемлемой частью физического воспитания детей. Игры содержат много познавательного материала, содействуют расширению кругозора, развивают мышление, мгновенную и правильную реакцию.

Игра «Шпень». У всех участников, кроме одного, – палки, наподобие городошной биты. Они становятся в полукруг вокруг деревянного кругляка – цилиндра высотой до 20 см, около 5 см в диаметре. Это и есть шпень. Игроки, расположившись на равном расстоянии, друг от друга, отмечают свои места небольшими вырытыми в земле ямками. Один игрок становится в центр (водящий), у него нет палки. Он должен наблюдать за тем, чтобы шпень был на месте. Играющие, по очереди бросая в шпень палки, стараются сбить его. Как только игрок метнул свою биту в шпень, водящий, при удачном попадании, подбегает к кругляку и немедленно ставит его на прежнее место. Если же игрок промахнулся, то он должен остаться у своей ямки и ждать, пока следующий по очереди не метнет свою биту. Если очередной игрок метнул биту удачно и выбил шпень, то все игроки, которые остались без бит, бегут за ними. Водящий в это время быстро ставит шпень на место и тогда имеет право схватить любую биту из оставшихся на поле и занять место игрока, который не успел ее подобрать.

3. Украинская народная игра «Борьба за флажки»

Ученик 10 класса

Мы из страны, где колос хлеба по колено,
Там золотая житница Вселенной.
Там у реки цветет калина,
Мы с самостийной Украины.

Трудно свыкнуться с мыслью о том что,  Украина теперь Зарубежье, ибо там корни российской государственности. За сотни лет союза здесь переплелись и окрепли связи братских славянских народов. Много русских живет на Украине, украинцев – в России. Украина – край земледельцев, поэтому характерной особенностью народных игр является подражание трудовым действиям. Об этом говорят названия игр: «Мак», «Просо», «Буряк», «Петрушка». О том , что на Украине развито животноводство, сообщают название таких игр, как «Куры», «Коза», «Пчелы», «Гуси». Эти игры не требуют сложного оборудования и специальных площадок. Инвентарем служит подручный материал палки, камешки, орехи, фасоль и др.

Самобытность украинских игр состоит в том, что они очень тесно связаны с народными обрядами, много игр хороводных.  В наши дни на Украине большое внимание уделяется возрождению традиционных праздников с применением игр.

Игра «Борьба за флажки». Цель игры: воспитание выдержки, организованности, внимательности. В игре участвуют две команды. У каждой команды имеется флажок, который устанавливается на видном месте и охраняется одним из игроков. Остальные члены команды делятся на защитников и нападающих. Задачи играющих – завладеть флажком противника, сохранив свой.

Правила игры:

  • в процессе игры разрешается передавать флажок другому играющему, убегать с флажком;
  • начинать игру надо по сигналу;
  • в борьбе за флажок нельзя допускать грубых действий.

4. Народная игра Республики Узбекистан «Буран»

Ученик 11 класса.

В краю, где девушки прекраснее газели,
И виноградная лоза, что у  девицы стан,
Уж фрукты, овощи, давно поспели.
То знойный дивный край – Узбекистан.

В воспитании детей у народов Средней Азии физические упражнения и подвижные игры испокон веков занимали значительное место. Так, у узбеков воспитание детей состояло  в исполнении всех преданий и обычаев своих предков. С самого раннего возраста ребенка укладывали для нормального сна в бетык (люлька – качалка), где всегда соблюдалась особая чистота. А когда ребенок просыпался, ему в первую очередь делали массаж, а затем проводили с ним активное – пассивные движения и закаливающие процедуры. В холодное время года разрешали детям бегать босиком по сырой земле и по снегу. Национальные игры постоянно входят в программу различных праздников6 весной – это «Навруз», осенью «Мустакиллик».И обязательно на этих празднествах и взрослые, и дети играют в разные народные игры. С одной из них мы хотим вас познакомить. В игре «Буран» участники делятся на две команды по 6 или 12 человек, выстраиваются рядом в шеренги на лицевой линии слева и справа от воображаемой осевой линии, делящей площадку вдоль на две равные части. Дав свисток, судья одновременно с ним выбрасывает «Платок-связку» вперед на 10-15 метров на площадку. В этот момент игроки обеих команды  выбегают на площадку, пытаются завладеть «платком – связкой» и, передавая его друг другу, положить на отметку в круге. Команде. Которой удалось это сделать, начисляется 1 очко. Победительницей считается та команда, которая в течении определенного времени (5-10 мин) наберет большее количество очков.

III. Эстафеты с элементами подвижных игр.

Слово учителя физической культуры.– да, подвижные игры закаляют не только тело, но душу. Нет такого качества личности, развивать которое нельзя было – бы с помощью народной игры. И сейчас мы с вами проведем мини – соревнование с элементами подвижных игр.

1. ИГРА «ГОРОДКИ»: играют две партии по 5 человек из каждой команды. После проведенных партий подчитывается количество выбитых чурок каждой командой.

2. ЭСТАФЕТА «ПОПАДИ В ЦЕЛЬ»: игроки строятся, в колонны у противоположной стены чертятся квадраты  1х1 метр. По сигналу первые участники начинают эстафету. Не добегая трех метров до квадратов, где прочерчена линия, участники стараются чижами попасть в квадрат. Возвращаются обратно и передают эстафету следующему участнику, который, добегая до квадрата, забирает чижа и передает эстафету следующему и т. д. побеждает та команда, которая быстрее остальных закончит эстафету.

3. ЭСТАФЕТА «ПЕРЕДАЙ ФЛАЖОК СЛЕДУЮЩЕМУ»: команды выстраиваются в колонны перед стартовой линией. У игроков, стоящих первыми – флажок. По сигналу первый игрок  с флажком устремляется вперед до стены и, возвратившись к своей колонне, передает флажок следующему участнику и т.д. выигрывает команда, закончившая эстафету первая.

4. ЭСТАФЕТА «СКАЛКА ПОД НОГАМИ»: команды выстраиваются в колонны  перед стартовой линией. У игроков, стоящих первыми – скакалка. По сигналу первый участник выполняет прыжки через скакалку до стены, обратно возвращается бегом, оставляя один конец скакалки  у себя, а другой берет второй участник, и проносят скакалку под ногами всей команды. Затем первый – остается в конце колоны а второй проделывает то же самое, что и первый. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

IV.  Подведение итогов соревнований.

Выступление юных гимнастов.     

Использованная литература:

  1. «Детские народные подвижные игры» Кенеман А.В., Осокина Т.И. – М., «Просвещение» 1995 г.
  2. «Физкультура». Методика преподавания.
  3. Спортивные игры». Книга для учителя. Найминова Э. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001 г.
  4. Журнал «Физическая культура в школе» № № 4/2001 г.; 1, 4/2002 г.