Модульный урок по теме "Распространение, особенности строения и жизнедеятельности папоротников"

Разделы: Биология


Цель:
Дидактическая цель: создать условия для осмысления блока новой учебной информации.

Тип урока: урок новых знаний (личностно ориентированный по модульной технологии).

Цели:
создать условия, способствующие развитию следующих ключевых компетенций:
Учебно-познавательные компетенции:

  • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
  • организовывать анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • обеспечить понимание учащимися особенностей строения и жизнедеятельности папоротников как высших споровых растений;
  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; формулировать выводы;

Коммуникативные компетенции:

  • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

Информационные компетенции:

  • владеть навыками работы с различными источниками информации: учебниками, книгами.
  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:

  • позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля.

Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения:

  1. Дидактические материалы для организации групповой работы школьников
  2. Гербарные экземпляры папоротников
  3. Рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина
  4. Lиск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. 6 класс.» “Размножение папоротника” (КиМ)
  5. Рисунки папоротников в учебнике.
  6. Мультимедийный проектор и экран.

Учебник: Сонин Н.И. Живой организм.
Опережающее домашнее задание для учащихся: Найти в художественной литературе информацию о цветке папоротника.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (на протяжении всего урока работают с учебными элементами (УЭ) модуля).

I. Орг.момент

Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика.
Фронтальный опрос. Определения: спорофит, гаметофит, заросток, архегонии, антеридии.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.
Дают определения.

II. Актуализация.
Целеполагание, мотивация
Проблемный вопрос

Обращает внимание учащихся на тему урока и предлагает ребятам вспомнить и назвать то, что им известно о папоротниках Приложение 2.

Записывают тему в тетрадь.
Вспоминают материал о папоротниках.

На основе ответов учащихся начинает на доске заполнять таблицу ЗХУ, графу “знаю”. Приложение 1 (УЭ – 0). Предлагает учащимся подумать и записать вопросы в тетради и ответить на них:
Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать.

Работают в своей тетради, заполняют таблицу ЗХУ, графу “знаю”. Формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ.

  • Где обитают?
  • Какое строение имеют папоротники?
  • Как размножаются?
  • Имеет ли папоротник цветок?  (проблемный вопрос).

Продолжает заполнять таблицу на доске, графу “хочу знать”

Делают записи в тетради.

III. Процессуально-содержательный (изучение нового материала и его закрепление)

Краткие сведения о папоротникообразных. Беседа с учащимися о распространении папоротников. Приложение 1  (УЭ – 1).
Предлагает ответить на вопросы:

  • Где можно встретить папоротники?
  • Назовите формы папоротников.

Дополняет ответы учеников. Приложение 2.
Предлагает сделать вывод о распространении папоротников.
С 4 КиМ. и с. 2 КиМ древние папоротники (каменный уголь)

Рассматривают рисунки папоротников на стр. 64-65 учебника.
Отвечают на вопросы и формулируют вывод:

  • Горы, водоемы, влажные тропические леса, умеренные зоны, опушки и тд.
  • Эпифиты, древовидные, водные, травянистые, лиановидные.

Вывод: Широко распространены по всему земному шару и встречаются в самых разнообразных местах обитания.

 

Организует самостоятельную работу с текстом учебника. Приложение 1 (УЭ – 2).

Читают статьи учебника “строение папоротников”, стр. 62

 

Организует групповую работу с обсуждением вопросов статьи “строение папоротников” (групповое задание 1)

  • Какие органы выделяют у папоротников?
  • Папоротники живут на суше. Какие биологические особенности папоротника позволили им заселять сушу?
  • В чем выражается более сложное строение папоротника?

Работают в группе, обсуждая вопросы.

  • Стебель-корневище, листья (вайи), придаточные корни; спорангий.
  • Хорошо развита проводящая ткань, основная – паренхимные клетки; корень.
  • Хорошо развиты ткани по сравнению с мхами, плаунами, хвощами.

 

Организует индивидуальную работу “Размножение папоротников” Р.Т. с18 №33 КиМ с.8-9, проверка в парах. Приложение 1 (УЭ – 3).
Сопоставить вопросы для проверки усвоения знаний. Проводят перекрестный контроль по вопросам проверки усвоения знаний.

  • Заросток
  • Обоеполый гаметофит
  • Разноспоровые папоротники
  • Микроспора
  • Мегаспора
  • Составляют вопросы для проверки. Ребята отвечают на вопросы.
  • Заросток – гаметофит
  • Формируются женские и мужские половые органы
  • Имеют разные споры
  • Дает начало гаметофиту, на котором образуются мужские половые органы размножения (гаметофит, продуцирующий спермии)
  • Гаметофит, продуцирующий яйцеклетки.

1. Объясните, почему папоротник нельзя считать вполне сухопутным растения?
2. При раскопках учёные находят обуглившиеся остатки папоротников, при этом они обратили внимание на то, что древовидные папоротники без годичных колец. Почему?
3. Возможно ли сейчас образование каменного угля из папоротников? Почему да, почему нет?

 

Предлагаю детям вернутся к целям урока: ответить на поставленные вопросы. Обращаю внимание на проблемный вопрос: Имеет ли папоротник цветок?
Что вы теперь можете сказать?

1. Для размножения необходима вода.
2. В те времена не было зимы или сухого периода, годичные кольца поэтому не образовались.
3. Нет. Климат в те времена был теплый и влажный, а освещение – менее интенсивное, чем сейчас. Леса часто были заболочены. Погибая, деревья падали в воду, заносились илом. Постепенно стволы спрессовались и без доступа кислорода превратились в каменный уголь – прекрасное топливо.

 

Папоротники не цветут.

IV. Рефлексивно-оценочный

Приложение 1 (УЭ – 4). Синквейн по теме: «Папоротники».
Предлагаю оценить свою работу.

Составляют синквейн.
Оценивают свою работу. Ставят “отметку” оценку.

V. Домашние задание

Стр. 62-67  Повторить водоросли, мхи, плауны, хвощи. (Строение, размножение) Для желающих кроссворд.