Урок литературного чтения во 2-м классе. Ф.И. Тютчев. "Весенние воды"

Разделы: Литература, Начальная школа


Цели урока:

  1. Знакомство обучающихся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенние воды».
  2. Обучение анализу стихотворного произведения.
  3. Развитие активного словаря, образного и логического мышления.
  4. Воспитание любви к природе и русской поэзии.

На уроке большое внимание уделяется развитию активного словаря обучающихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь. Сейчас мы проведём урок чтения, а чтобы урок прошёл удачно, мы должны к нему подготовиться.

1) Кинезиологические упражнения:

  1. «Цепочка».
  2. «Нос-ухо».

2) Работа со скороговоркой:

- прослушать со слов учителя;
- повторить самостоятельно несколько раз;
- произнести вслух.

Сидела сорока на старой сосне,
Смеялась сорока прекрасной весне.

II. Введение в тему.

1) Фронтальная работа.

Учитель переворачивает доску, на которой написаны примеры из букв и слогов:

Г+РУ+А+ЧИ-У = ГРАЧИ.

РУМ+ЧЬ-М+И = РУЧЬИ.

СОР+СУЛМ-Р+Ь-М+КА = СОСУЛЬКА.

2) Описание по сюжетным картинкам.

- Какое время года напомнили нам эти слова? (Весну.)

- Что вы можете сказать о весне, какие изменения происходят в природе?

Да, ребята, все эти изменения мы видим за окном. А вы хотите услышать, как приходит весна? Сейчас мы прослушаем музыкальное произведение, и вы расскажите, что услышали.

Капель за окном, шум бегущих ручьев, шаги весны от которых оживает вся природа. Так услышал и описал весну композитор с помощью музыки.

А сегодня мы познакомимся с поэтическим произведением, стихотворение «Весенние воды» написал это стихотворение известный русский поэт Федор Иванович Тютчев. И в нем тоже описывается приход весны.

III. Повторение биографии поэта.

Посмотрите, у нас на доске есть портрет этого поэта.

- Он вам знаком? Скажите, кто-нибудь может рассказать его биографию, какие важные моменты были в его жизни?

  • Родился в семье помещика и получил домашнее образование.
  • С детства изучал французский язык и писал на нем стихотворения.
  • 22 года прожил за границей, работал дипломатом.
  • Написал много стихотворений о русской природе.

Сегодня мы познакомимся еще с одним его стихотворением, которое называется «Весенние воды».

- Как вы думаете, о чем будет это стихотворение? Прослушайте и подумайте, какое настроение передает автор этим стихотворением. (Радостное. Яркое.)

IV. Первичное знакомство с произведением.

1) Чтение учителя.

- Понравилось? Почему?

- С какой интонацией будем читать стихотворение (Медленно и спокойно или радостно и активно.)

- Что обозначают слова, выделенные синим цветом?

2) Работа по словарю.

- Что значит гласят? Какими другими словами мы можем передать это значение: кричат, говорят, трубят.

- Как мы называем слова похожие по смыслу? (Синонимы.)

А сейчас прочитайте это стихотворение самостоятельно и подумайте, если бы вы были художником какую картину вы бы могли нарисовать к этому стихотворению.

3) Жужжащее чтение всего класса.

- Какие картины вы увидели, когда читали это стихотворение? Что бы вы могли нарисовать?

V. Анализ стихотворения.

1) Выборочное чтение по вопросам учителя.

- Как приходит весна, как мы узнаем о её приходе?

- О чем говорят весенние воды?

- Кто идет следом за весной?

2) Чтение на оценку отдельными учениками.

Физкультурная минутка.

Да, ребята, весной вся природа оживает и радуется и даже лягушки весело резвятся на солнышке. А вы помните физминутку про лягушек? Давайте встанем и порадуемся вместе с ними.

3) Описание по сюжетным картинкам.

Вы уже много узнали о весне, прослушали музыкальное произведение, познакомились со стихотворением, а что вы можете сами рассказать об этом времени года. Какие весенние слова вы уже знаете?

Опорные слова на доске: сосульки, проталины, ручьи, ледоход, подснежники, первоцветы, скворечник.

Посмотрите на иллюстрации, они помогут вам описать весенние изменения в природе. (Пригревает солнышко, дует тёплый ветер. Снег становится рыхлым, тает. На земле появляются проталины. С крыш свисают длинные сосульки. Бегут ручьи. На реках начался ледоход. Прилетают перелетные птицы: грачи, скворцы. Пробивается первая травка, появляются первые весенние первоцветы: подснежники, тюльпаны. Животные просыпаются от зимней спячки. Природа радуется первым теплым дням.)

Вы очень много знаете о весне, а интересно, сможете ли вы отгадать те весенние слова, которые я загадала. Я буду вам называть группу слов, а вы будете отгадывать, какое весеннее слово я загадала.

VI. Игра «Отгадайка».

Бегут – текут – мчатся. (Ручьи.)

Пробивается – вылезает – подрастает. (Трава.)

Освещает – сверкает – искрится. (Солнце.)

- Скажите слова, которые я называла, похожи по смыслу или противоположны? Как они называются? (Синонимы.)

Вы, конечно, знаете, что весной на полянах появляются первые цветы. У вас на партах тоже появились первоцветы. Они не простые. Эти цветочки хранят какое-то задание. А это задание тексты со словами-перевертышами.

VII. Чтение деформированных текстов.

(Чтение текста по одному предложению.)

У кого на парте выросли тюльпаны, возьмут задание из первого конверта, у кого подснежники – из второго.

1 вариант. Светит ЕНЕСЕНВЕ солнышко. Журчат ЧЬИРУ. На деревьях набухли КИПОЧ. В рощах ЧАТКРИ грачи.

2 вариант. Вот и пришла НАВЕС. Появились первые КИСНЕЖПОДНИ. Сошёл с ЛЕЙПО снег. ЧАТЖУР ручейки. Дети пускают ЛИКОБКИРА.

Вот и подходит к концу наш урок. Мы сегодня выполнили много разных заданий, познакомились со стихотворением Ф.И. Тютчева о весне. А как вы думаете, другие писатели и поэты писали о весне? Вот на этом плакате вы можете посмотреть, какие книги о весне и какими писателями написаны. На перемене вы можете изучить его.

VIII. Итог урока.

- Вам понравился урок?

- Как выдумаете, мы хорошо сегодня поработали?

Ответить на этот вопрос нам поможет таблица.

Из таблицы вычеркиваются повторяющиеся буквы, а из остальных составляется слово – отлично.

Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть, нарисовать иллюстрацию.