Цели урока:
1.Углубить знания учащихся о В.П.Астафьеве.
Выявить нравственные законы, определить
отношение человека и мира, в котором он живет.
2. Развивать монологическую речь,
совершенствовать навыки выразительной речи,
побуждать к самостоятельной работе с книгой,
словарем.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: ИКТ, ОСК, тексты с рассказом В.Астафьева “Царь – рыба”.
Эпиграф:
Всем строем своей повести я хотел сказать читателю: настало время… охранять природу…защита природы -это защита самого человека от нравственного саморазрушения.
В.Астафьев.
ОСК составляется на доске в течение всего урока.
Ход урока
– Здравствуйте, ребята. В эфире передача “Пусть говорят”. Нашу встречу мы проводим в рамках дней защиты от экологической опасности.
– Что такое экология? (ответы детей, затем дается значение слова по словарю Ожегова).
Таким образом, мы видим, что экология – это и взаимоотношение людей с природой, это и гармония человека с самим собой.
Эти проблемы, проблемы не только экологические, но и нравственные, поднимает наш современник ,которого называли совестью нашей эпохи, В.П.Астафьев в рассказе “Царь-рыба”.
(Запись числа и темы)
– Что подразумевает ток-шоу?
(Учитель обращает внимание на то, что выступающие на ток-шоу должны уметь защищать свое мнение, они могут вступать в спор, аргументировать свою точку зрения. (звучит цель урока) Предоставляется слово биографам, которые знакомят с биографией В.П.Астафьева.)
1слайд (портрет В.П.Астафьева, под портретом бегущая строка.)
“Виктор Петрович всегда шел и идет неторопливо “вперед” и редко бывает последовательным в пути. Он перекликается каким-то краем с лагерной темой – Солженицыным и Шаламовым. Другим краем-с фронтовиками: Симоновым, Быковым, еще с “деревенщиками” Беловым, Распутиным, но центром творчества Астафьева стали биография самого художника и летопись его поколения” , – Лев Анненский.
2слайд В.П.Астафьев член Союза писателей с 1958 года, художник, которого критика относила то к “деревенской”, то к “военной прозе”, член редколлегии журнала “Наш современник” и “Новый мир”, лауреат Государственной премии СССР 1978г за книгу “Царь-рыба”.
3слайд. “Я родился при свете лампы в деревенской бане в ночь на 2 мая 1924 года” – вспоминал писатель.
Родился будущий писатель в большом селе Овсянка Красноярского края на берегу Енисея. Ему не было еще 7 лет, когда он потерял мать: она утонула в Енисее. Река отметиной пройдет по всем его произведениям. Он проведет на реках свои лучшие дни, о чем напишет книги ,и в каждой из них он помянет свою мать Лидию Ильиничну. Она осталась в его жизни светлой тенью, воспоминанием, прикосновением. В автобиографическом очерке “Сопричастный” В.Астафьев писал: “Если бы мне было дано повторить жизнь, я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами, поражениями….И лишь одно я бы попросил у своей судьбы– оставить со мной маму. Ее мне не хватало всю жизнь.” Памяти матери он посвятил повесть “Перевал”. Лучшие страницы своих книг Виктор Петрович посвятил тем людям, которые с детства формировали его мировоззрение. И среди них важнее всех была его бабушка Екатерина Петровна.
4 слайд. На фотографии мы видим ее суровое, сухое лицо, ведь не зря ее в деревне называли “генерал”. Но запало в душу Витьке бабушкино уменье в тяжелые минуты поворачиваться к свету: голодно в деревне, самим есть нечего, а она в дом брошенного щенка несет, обманул её внук, но пряничного коня она ему все же купила ,брюки ему сшила с карманом, а он тут же их разорвал, но бабушка радуется: слава Богу сам жив остался. Да и чувствовала бабушка, что внук в нее пошел.
5 слайд. Через бабушку, дедушку, через дядьев и теток своих постигал Астафьев русские традиции, красоту и суровость родной сибирской земли.
6 слайд. И вот трудное, но все же счастливое детство кончилось. Будущий писатель был сдан в Игарский детдом.
7слайд Детдом .Весна 1941г. Бродяжничество, детдом, равнодушие родственников. Об этой странице своего отрочества писатель скажет в автобиографической книге “Последний поклон”, но жизнь в Игарке, где Астафьев 6 лет учился в школе с достаточной полнотой можно представить по книге “Кража”, куда Виктор Петрович придет в лице главного героя.
7слайд. Осенью 1942г Астафьев уходит добровольцем на фронт.
8 слайд. На войне он встретил свою судьбу, свою жену Марию Семеновну.
Все было в их жизни: и счастье рождения детей, и ужас похорон двух дочек, и голод , и холод, и болезни. Но и стойкость, и мудрость, и верность единственной жены ,посвятившей ему всю себя. В книге “Печальный детектив” мы читаем : “муж с женой, женщина с мужчиной, совершенно не знающие друг друга, в непостижимом громадном пространстве мироздания соединились, чтобы стать родными и испытать родительскую долю, продолжая себя в детях.”
9 слайд. Осенью 1943 года Виктор Петрович и Мария Семеновна демобилизовались из армии. Тяжелые ранения лишили Виктора Петровича основной профессии-составителя поездов. Однажды он попадает на занятия литературного кружка при газете “Чусовой рабочий”. После этого занятия он написал за ночь свой первый рассказ “Гражданский человек”. В 1953 году вышла его первая книга-сборник рассказов “До будущей весны”. В 1958 г Астафьев пришел в Союз писателей РСФСР. Вскоре вышел рассказ “Тают снега”, посвященный жизни в деревне. Но неумолимо манила к себе Сибирь, родная река, и семья Астафьева переезжает на его малую родину. В родном селе Овсянка под Красноярском и умирает В.Астафьев в 2001 году. Эту землю он восславил в знаменитой и бесценной “Царь-рыбе”.
Слово учителя. Мы видим, что Виктор Петрович был человеком глубоко нравственным. Слово нравственные, нравственность сегодня у нас прозвучало уже несколько раз.
– Что такое нравственность? (ответы ребят, затем дается толкование по словарю Ожегова)
На доске вывешивается табличка нравственность. Эти качества могут быть заложены в человеке, кто-то их развивает, а кто-то губит, но бывает момент в жизни человека, когда он возвращается к тому, что потерял. Давайте вспомним героев “Царь-рыбы” и подумаем, о каком из героев мы можем так сказать?
– Какой же пользовался репутацией наш герой в п. Чуш? (проверка домашнего задания, ребята зачитывают цитаты, характеризующие главного героя ). Пусть говорят.
Ответы: “Звали его вежливо”, “был ко всем внимателен”, “был посноровистей любого механика”, “к чушанцам относился с некой долей снисходительности и превосходства”, “однако шапку лишка не ломал”
– Какой же мы можем сделать вывод из характеристики, данной Игнатьичу?
(Игнатьич состоит из противоречий. Репутация героя построена на соединении противоречивых утверждений. Двойственность подчеркивается и противительными союзами а ,но, однако, зато, и хотя ничего плохого в отношении чушанцев к Игнатьичу нет, но такая информация настораживает)
– Такими были взаимоотношения Игнатьича с чушанцами. А каковы же были взаимоотношения с младшим братом Командором. Давайте освежим страницы рассказа. Пусть говорят. (ролевое чтение).
– Как вы думаете, только ли гнильцой самолюбия Командора вызвана такая страшная ненависть к младшему брату? (Игнатьич тоже желает смерти младшему брату, не церемониться с ним.) Он, конечно, сильнее, справедливее. но и беспощаднее. Конфликт, который возникает между братьями, связан с жадностью, злобой. Мы видим, что Игнатьич не нравится нам во взаимоотношении с братом, с чушанцами. И одна из нравственных проблем, которую поднимает автор – это взаимоотношение между людьми. (Вывешиваем табличку человек-человек)
– Мы с вами увидели противоречивую личность во взаимоотношениях с людьми, мы не увидели в нашем герое одну из составляющих экологии – это отношение с природой. Автор проверяет своего героя, какой же он по отношению к окружающей среде. Известно, что он рыбак, что можно сказать о том, что он хороший рыбак. Пусть говорят.
– Но есть сведения, что он не просто рыбак, а браконьер. Пусть говорят. Показывая Игнатьича в главном деле его жизни – браконьерстве, писатель впускает нас в душу героя. Мы слышим слабый голос его совести. Игнатьич сам презирает “дрянь в себе, мозглятинку”, чувствует, что из-за рыбы забывается в человеке-человек. Какую проблему поднимает автор? Сохранение личности – вывешивается следующая табличка.
– Что это за рыба такая, из-за которой Игнатьич не смог сохранить в себе человека? Пусть говорят. (Чтение наизусть отрывка)
– На поединок с этой рыбиной, рыбиной удивительной красоты, величины, с рыбиной, которая олицетворяет не осетра, сидящего на крючке, а что-то большее, решается Игнатьич. Игнатьич, который считал себя царем реки. (чтение соответствующих отрывков о поведении рыбы и реакции Игнатьича на ее движения).
– О чем здесь идет речь?
(Не о рыбе и ее ловце, не о рыбалке, а о трагедии Человека с природой ,он повязан “одним смертным концом”,который вполне реален при бездушном и безнравственном обращении с нею. В рыбе воплощено женское начало природы, рыба жалась к человеку, это говорит нам о месте человека в жизни природы, особенно, если он добр и внимателен к ней. Мы видим здесь и единоборство человека и природы. Царь природы и Царица рек встречаются в равном бою. Теперь они на одном крючке. Судьба Игнатьича в руках природы.)
– Какую нравственную проблему мы можем выделить? Человек и природа (вывешивается табличка)
– Игнатьич назвал желанную когда-то для него царь – рыбу оборотнем. Все в ней отвратно, тошно ,похабно. А сам он?
– Какой образ нашел писатель для выражения сущности героя? (оборотня)
Избранные композиционные средства показали обе стороны медали: внешнюю – благопристойную, скрытую – неприглядную.
– Где же истоки его оборотничества? Ответ мы находим в воспоминаниях, нахлынувших на него в ужасные, как он думал смертные часы.
Слайды с иллюстрациями: обидел Глашу, заветы деда, учеба в школе.
– Для чего Астафьев поведал нам эту историю?
(Она напоминает о вечном законе жизни: зло, содеянное нами, к нам же вернется, и может совсем погубить нас. Бесследно никакое злодейство не проходит)
– Какую нравственную проблему поднимает автор? Долг, ответственность, совесть. (Вывешивается табличка)
– Что спасает Игнатьича? (глубокое раскаяние по отношению к Глаше, покаяние перед матерью-природой.) И Бог услышал Игнатьича, принял на этот раз его покаяния и послал ему не кого-нибудь, а брата, с которым у него была давняя вражда. Попросив прощения у всех, попросил прощения и у брата.
“Прощайте и прощены будете”,-гласит евангельская заповедь.
– Что испытывает Игнатьич после покаяния? (освобождение)
– Сформулируйте идею, ради которой был написан рассказ. (В покаяние – освобождение) табличка.
– Девиз дней защиты от экологической опасности гласит: “Экология-это безопасность-это жизнь”.Природа дарит человеку жизнь, если он любит, бережет, охраняет ее ,совершает покаяние.
А сам Астафьев так определил суть своего произведения (обращаемся к эпиграфу, записанному на доске) “Всем строем своей повести я хотел сказать читателю: настало время… охранять природу… защита природы – это защита самого человека от нравственного саморазрушения”.
Пусть говорят, что нравственность упала, пусть говорят, что нравственных людей нет, но я в вас верю.
Это была программа “Пусть говорят”. До свидания.