Обобщение знаний о правописании согласных в корне слова

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Совершенствовать умение писать в корне слова непроизносимые согласные, парные звонкие и глухие.
  • Развивать орфографическую зоркость, связную речь, внимание, логическое мышление.
  • Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Оборудование.

  • Учебник. Русский язык 3 класс часть 3. 2007г.
  • Авторы Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова
  • Рабочая тетрадь. 3 класс часть 2. 2009 г.
  • Авторы Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова
  • Пособие "Волшебный круг", цветные кружки (зеленый - красный), карточки с непроизносимыми согласными для обратной связи.
  • Цветные квадраты (зеленый - синий - красный) для дифференцированной работы.
  • Карточка "лесенка" для самооценки.
  • Рисунки с изображением чудесных картин зимы.
  • Плакат "Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно".

Ход урока

1. Организационный момент.

Назовите основные задачи уроков русского языка.

("Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно")

Упражнения для рук, глаз.

2. Чистописание.

Упражнение на внимание.

На доске слова: стакан, орех, лагерь, народ, цирк, единица.

Ответьте на вопросы:

- Какие слова нельзя перенести?

- В каких словах букв больше, чем звуков?

-В каких словах звуков больше, букв?

- Какое слово можно составить по первым буквам? (солнце)

- Какая орфограмма в слове?

3. Работа в тетради.

(число, классная работа) ля ол

Словарно - орфографическая работа.

Игра "Слоги перепутались"

ни, лест, ца нал, пе ца, ли, у
ли, ца, сто бель, ме ко, мо, ло

Индивидуальная работа по Рабочей тетради с. 4-5 № 3, 5

Проверка: Назови слова с безударной гласной - е, - о, - и.

- Какие еще орфограммы встретились в этих словах.

4. Актуализация знаний.

- Прочитайте пословицу на доске. Как вы понимаете ее смысл?

Горячее доброе слово может растопить и ледяное сер:це.

- К какой теме относится пропущенная буква?

- Запишите пословицу.

- Послушайте загадку. (с. 30 учебник) заря:ка

- Какая орфограмма в этом слове?

5. Постановка темы урока.

- Сформулируйте тему нашего урока.

"Обобщение знаний о правописании согласных в корне слова"

- Какие правила надо знать, чтобы правильно писать слова с парной и непроизносимой согласной в корне слова?

6. Работа по теме урока.

1. Задание в течение всего урока. Игра "Найди общий признак":

Крик, ветер, бросок (яростный); Ваза, девочка, лед (хрупкий)

2. Замени слова или словосочетания синонимами с непроизносимой согласной: бабочка, которая любит капусту (капустница-капуста), приятный на вкус (вкусный - вкус), способный причинить вред (опасный - опасен), сверкнуть (блеснуть - блеск), постоянно завидующий (завистливый - зависть)

Проверка: с помощью "волшебного" круга.

Гимнастика для глаз.

Работа с предложением в паре.

Интере:ную стат:ю пр:читали р:бята ( в) газете.

- объяснение орфограмм

- разбор по членам предложения и частям речи

- по составу: интересную

- фонетический разбор: ребята

7. Физкультминутка.

Работа с учебником. (упр. 65 с. 31)

Чтение текста.

Какова главная мысль текста?

Озаглавьте текст, выразив в заголовке тему.

Объяснение пропущенных орфограмм.

Спишите, выделите орфограммы.

- Кто справится самостоятельно, просигнальте.

Дополнительное задание (дифференцированно):

Слова с пропущенной орфограммой разделить на 3 группы:

Красные квадратики - морковка

Синие квадратики - счастливый

Зеленые квадратики - ужасный

- Какое слово с пропущенной орфограммой не вошло ни в одну группу?

- Какие 3 правила надо знать для правильного написания корней?

8. Домашнее задание.

Дифференцировано по объему: учащиеся с красными квадратиками - упр. 31 с. 31; учащиеся с синими и зелеными квадратиками - дописать к словам упражнения 5-6 слов.

Работа по развитию речи. Составление текста по личным наблюдениям.

На доске рисунки зимы и опорные слова: белым покрывалом, бархатным ковром, снеговые шубки, удивительные, вдруг налетел, посыпал, началась.

Беседа.

- Чем удивила вас зима?

- Какие строчки вспомнились, глядя на первую картину?

"Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце
Снег лежит.
Мороз и солнце! День чудесный! (А. С. Пушкин)

- Глядя на вторую картину?
"Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя: (А. С. Пушкин)

- Составьте и запишите предложения по рисункам (по вариантам)

Чтение работ.

9. Итог урока.

Проверка задания "Найди общий признак"

Выставление оценок.

Обобщение.

- Написание каких орфограмм в корне слова повторяли?

- Написание каких орфограмм у вас вызывает затруднение?

10. Рефлексия.

Игра "Найди ошибки"

На доске слова: известный, чесный, проездной, усный, трафка, запастной. (дети поднимают карточки с правильной буквой)

- Какая часть урока была для вас наиболее интересной?

- Что помогло вам справиться со всеми заданиями?

- Насколько удалось выполнить задачи уроков русского языка? Поставьте себе оценку на "лесенке".

- Помогайте друг другу и спасибо за урок!