Сложные слова. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:  обобщить и закрепить знания учащихся о сложных словах, развивать умение образовывать новые сложные слова с помощью двух простых слов, правильно писать сложные слова, разбирать их по составу; воспитывать уважение и доброе отношение к природе, к животному миру, к окружающей среде.

Оборудование:

  • карта "Растительный и животный мир планеты";
  • картинки с изображением сказочных героев: Незнайка, Буратино, Афанасий;
  • конверты с письмами сказочных героев;
  • набор букв на магните из азбуки;
  • аппликация "Листопад";
  • картинки с изображением птиц;
  • муляжи съедобных и несъедобных грибов;
  • куклы: медведь, ведьма;
  • элементы для построения сказочного домика;
  • аудиозапись "Птицы в лесу";
  • ксерокопия птицы горихвостки.

ХОД УРОКА

1 этап: «Сообщение темы и цели урока»

– Ребята, сегодня у нас обобщающий урок по теме «Сложные слова». На уроке мы проверим свои знания и узнаем много нового.
Сегодня мы будем не только учениками, но и строителями. Перед нами стоит задача построить дом, в котором будут жить сложные слова. Это будет один из этапов в строительстве прекрасного города Знаний.
Дом должен быть крепким, прочным, красивым, а для этого мы будем стараться правильно отвечать на вопросы, быть активными, внимательными.

– А какие ещё положительные черты характера мы можем проявить на уроке?

(Работа с Карточкой № 1. Ребята выбирают из группы слов нужные слова и называют их)

  • Трудолюбивый
  • Самолюбивый
  • Слабовольный
  • Сердобольный
  • Свободолюбивый
  • Милосердный
  • Добродушный
  • Благородный
  • Великодушный
  • Жизнелюбивый
  • Жизнерадостный
  • Доброжелательный
  • Равнодушный

– Ребята, как можно назвать все эти слова?

Учитель. Сложные слова.

– Ребята все эти положительные черты характера вы должны проявлять не только на уроках, но и в жизни стараться быть такими же.

– Ребята, скажите, пожалуйста, какой материал используется в строительстве?

Учитель. Строить можно из дерева, кирпича, глины, соломы и т.д.

– Молодцы, правильно!!!

– Но данный материал для нашего строительства не подойдет. Давайте подумаем, что же может послужить строительный материалом для нашего дома на уроке русского языка.

Учитель. Мы построим дом из сложных слов, так как тема нашего урока "Сложные слова".

– Ребята, а вы знаете с чего начинается строительство дома?

Учитель. Закладка фундамента.

– Да, это самый основной этап работы, так как от закладки фундамента зависит долго ли простоит дом, не даст ли трещин и будет ли прочны. Делают фундамент из прочного материала, т. к. это основа дома.

– А что является основой крепких знаний?

Учитель. Необходимо знать правила написания слов и умение их использовать в работе.

– Как вы думаете, из чего же мы должны построить фундамент нашего дома, чтобы он был прочный?

Учитель. Правило – основа знаний! Значит основа нашего дома – правило!

– Чтобы построить фундамент нашего дома давайте выполним правило:

– Какие слова называются сложными?

2 этап: «Постановка проблемного вопроса и его решение»

– Ответить на данный вопрос очень хочется сказочным героям, которые присутствуют сегодня на нашем уроке. Вы их узнали? Незнайка, Буратино, Афанасий.

Незнайка – герой произведений Н. Носова.
Буратино – герой произведений А. Толстого.
Афанасий (домовой) – герой нашего учебника русского языка.

– Давайте прочитаем письма сказочных героев и решим, кто из них дал правильный ответ?

(На доске картинки трех героев, которые держат в руках конверты с ответами на вопрос «Какие слова называются сложными словами?»)

Содержание конвертов.

Незнайка «Все непонятные слова называются сложными».
Буратино «Все длинные слова – это сложные слова».
Афанасий «Слова, в которых два корня, называются сложные слова». (К доске выходит три ученика, берут конверты, открывают их, читают ответы, делают свое задание, дают правильный ответ).

Учитель. Я не согласен с Незнайкой, что непонятные слова – это сложные слова, т. к. сложными называют слова, которые состоят из двух корней.

– Ребята, вы согласны с ответом? (Связь обратная сучащимися: сигнал руками)

Учитель. Я не согласен с ответом Буратино, что длинные слова – это сложные слова, т.к. сложные слова называются слова, которые состоят из двух корней.

– Ребята, вы согласны с ответом? (Обратная связь с учащимися)

Учитель. Я согласен с ответом Афанасия, т.к. сложные слова – это слова, в которых два корня.

– Ребята вы согласны с ответом?

(Обратная связь с учащимися)

– Ребята, а как вы думаете, почему правильный ответ смог дать только Афанасий?

Учитель. Я думаю, что правильно ответить смог только Афанасий, потому что он учится с нами в 3 классе и уже познакомился с темой "Сложные слова".

Вывод: отвечает ученик, подготовивший домашнее задание.

Чтобы правила знать
Надо не лениться,
А много трудиться.
Не надо быть ленивым,
А быть трудолюбивым... (доскажи словечко, ХОРОШО)

(Устный разбор слова трудолюбивый, значение – первая отметка за ответ!)

– Закладка фундамента на доске!

– Ребята, давайте еще раз хором повторим правило, что такое сложные слова.

Учитель. Сложными словами называются слова, которые состоят из 2 корней.

– Ребята, а всегда ли бывает достаточным условием для образования сложных слов два корня?

Учитель. Я считаю, что для образования сложных слов не всегда бывает достаточно взять корни двух слов.

– Давайте докажем на примере правильность данного ответа. Посмотрите, на доске мы видим работы наших учащихся, выполненные на уроках труда. Скажите, пожалуйста, какое сезонное явление мы наблюдаем на этих аппликациях?

Учитель. На аппликациях изображено сезонное явление – листопад.

(На доке рядом с аппликациями находятся буквы врассыпную)

Разберем слово – ЛИСТОПАД

Учитель. На аппликациях изображены листья, которые падают.

1. Берем для образования сложного слова два слова – листья падают
2. От первого слова берем корень – лист
3. От второго слова берем корень – пад
4. Соединим лист + пад = листопад
5. Чтобы получилось правильное сложное слово, надо соединить два корня гласной буквы «О» – листопад

Вывод: Значит, для образования сложного слова необходимо два корня и соединительная гласная. (Отметка за ответ)

Строительство дома: листопад – 1 слово

Запись в тетрадке:

Листопад – звукобуквенный анализ устно.

– Ребята, а какие еще соединительные гласные могут быть в сложном слове?

Учитель. Соединительная гласная е.    Например: камнепад.

Запись в тетрадь:  камнепад – звукобуквенный анализ устно.

Строительство дома: камнепад

– Когда же мы пишем соединительные гласные «О», «Е»?

Учитель. Соединительная гласная «О» пишется после твердых согласных. Например: звездопад, луноход.

Строительство дома: звездопад

Соединительная гласная «Е» пишется после мягких согласных. Например: мореход.

Строительство дома: мореход

– А кто еще может дополнить ответ?

Строительство дома: пешеход, лежебока.

Учитель. После «Ж» и «Ш» пишется «е». Например: пешеход, лежебока.

Физминутка «Сидя за партой»

1. Сядь ровно
1-2 отвести голову назад, вперед, влево, вправо – по два раза
2. Руки на пояс, повороты налево, направо – по три раза
3. Руки за голову, повороты – три раза.

3 этап: «Словарная работа»

– Молодцы ребята, мы повторили с вами правило написания сложных слов, а теперь давайте обратимся к нашему главному помощнику СЛОВАРИКУ в учебнике и посмотрим, какие слова он для нас сегодня приготовил.

Работа по вариантам

Найдите слово по схеме и запишите:

1 вариант:                                                    2 вариант:

          4        6              10                                2             4               7

                    Слово на букву «П»           Слово на букву «С»

(Цифра указывает на букву – орфограмму)

– Ребята, какие слова вы должны были найти в словаре?

Учитель. Мы должны были найти и записать сложные слова.

– Почему эти слова является сложными?

Учитель. Схемы нам показали, что слова состоят их двух корней.

– Какое сложное слово написали ребята 1 варианта?

Учитель. Путеводитель

– Почему выбрали это слово?

Учитель. Два корня соединенные гласной «Е» = по схеме

Строительство дома: путеводитель

– Объясните значение данного слова? Что такое путеводитель?

Учитель. Путеводитель – справочная книга, которая содержит сведения о городе или музеи. Например: Путеводитель по Москве.

– Назовите орфограммы 4, 6, 10

Учитель. Ударение падает на гласный «И» в 4 слоге.

№4 – соединительная гласная «е» (после мягкой согласной)
№6 – безударная гласная «о» во втором корне, проверочное слово (водит)
№10 – безударная гласная «е» в пятом слоге, не провер. ударная

– Читаем всем классом орфографически, орфоэпически.

– Какое слово записали ребята 2 варианта?

Учитель. Садовод

– Почему вы записали это слово?

Учитель. Два корня, соединенными «о», соответствует схеме.

Строительство дома: садовод

– Объясните значение данного слова?

Учитель. Садовод – специалист по разведению садов. Например: Знаменитый садовод.

– Назовите орфограммы 2, 4, 7.  (Одна отметка в журнале за ответ)

Учитель. Ударение падает на гласный «о» в 3 слоге

№2 – безударная гласная, проверяемая ударением (сад)
№4 – соединительная гласная «о», после твердой согласной.
№7 – парная согласная в конце слова, проверочное слово (садоводы)

– Читаем всем классом орфографически, орфоэпически

– Ребята запишите два слова в тетрадь, выделите орфограммы.

(Запись у доски двумя учениками с разбором слов. Две отметки в журнале за ответ)

Физминутка

Мы сейчас все дружно встанем
Отдохнем мы на привале
Вправо, влево повернись!
Руки вверх, руки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку
Молодцы, вы ребятишки!

4 этап: «Упражнение в образовании и употреблении сложных слов»

– Ребята, на уроках природоведения мы с вами говорили о том, что ученые-биологи делят все живое на большие группы.

– Кто помнит, как они называются?

Учитель. Эти группы называются – царства.

– Сказочное слово!

– Какие вы знаете царства?

Учитель. Царство растений, животных, грибов.

– Посмотрите на содержание данной корзины и скажите о живых организмах какого царства мы будем беседовать?

Учитель. Царство грибов

– Назовите грибы, которые можно кушать сырыми.

Учитель. Сыроежки

(Ученик делает сообщение о сыроежках, подготовленное дома)

Некоторые сыроежки действительно модно есть сырыми. Но в лесу самые разные сыроежки, с розовым, желтым, серыми шляпками и найти среди них такие, которые можно есть в сыром виде, очень трудно. А поэтому лучше не надо пробовать сырых сыроежек, чтобы не было беды.

(Отметка за ответ)

– Назовите гриб, который может бороться с мухами.

 Учитель. Мухомор

(Ученик делает сообщение о мухоморах, подготовленное дома)
Мухомор – несъедобный гриб. Но мы должны правильно относиться к природе и помнить, что в природе нет ничего лишнего. И если нам этот гриб не нужен, то и не надо его сбивать ногами, топтать, т.к. он пригодится животным для лечения. Давайте бережно относиться к природе.

(Отметка за ответ)

– Закончим экскурсию в царство грибов и вернемся на урок русского языка. Что мы можем сказать о слове – сыроежка.

Учитель. Сложное слово, состоит их двух корней, соединенными «о»,

1 корень -сыр- (сырая)
2 корень -еж-/-ед- (чередование ж, д, еда)

(Отметка за ответ)

Строительство дома: сыроежка

– К какой группе относится сыроежка?

Учитель. Съедобные грибы

– К какой группе грибов относится мухомор?

Учитель. Несъедобные грибы.

– Что мы скажем, о слове – мухомор? Как оно образовалось?

Учитель. Сложное слово, состоит из двух корней, соединенными «о»,

1 корень -мух- (муха)
2 корень -мор- (морить)

(Отметка за ответ) 

Строительство дома: мухомор

Работа в тетради:

Придумайте и запишите словосочетания с данными словами, выдели орфограммы, назови правило.

  • Съедобная сыроежка
  • Ядовитый мухомор

 (Две отметки за ответ у доски)

– Ребята, давайте посмотрим карточку № 1 и выберим слова, которые показывают, как мы должны относится к природе, какими мы должны быть по отношению к ней.

Учитель.

Милосердными
Добродушными
Доброжелательными
Великодушными
Сердобольными

– А какими мы не должны быть?

Учитель.

– Ребята, давайте уважать и любить природу? Это наш дом, это наш мир. И нам в нем жить.

(Устно составляем предложения о природе, об отношении к природе, выбираем и записываем одно предложение с комментированием)

– Ребята, относитесь к природе доброжелательно!

(Разбор сложного слова. Отметка за ответ)

Работа в тетради:

– А сейчас такую же работу, узнать слово по описанию, мы проведем в парах. Возьмите карточки, начинаем работать.

Карточка №2

1-й Вариант:

1. Аппарат, который сам летает по воздуху (самолет)
2. Аппарат, который всасывает пыль (пылесос)
3. Корабль, который раскалывает лед (ледокол)

2-й Вариант:

1. Аппарат, который превращает мясо в фарш (мясорубка)
2. Аппарат, который может везде пройти (вездеход)
3. Поток воды, который падает с большой высоты (водопад)

Задание:

  • Один ученик дискутирует – второй ученик записывает
  • Второй ученик диктует – один ученик записывает
  • Выделяем корень, соединительную гласную
  • Поменять тетради
  • Проверка

– Давайте все вместе проверим, что у нас получилось?  (Две отметки в журнал)

1. Ученик первого варианта читает задание, дети хором отвечают, затем ученик разбирает эти слова.
2. Ученик второго варианта читает задание, дети хором отвечают, ученик разбирает эти слова.

Строительство дома: вездеход

– Что объединяет все эти слова?

Учитель. Это сложные слова.

– Какие слова называются сложными?

Учитель. Правило

Физминутка

  • Взгляд сквозь пальцы
  • Удивительный взгляд

– Ребята, давайте вспомним, с представителями какого царства мы встречались во время нашего путешествия по карте мира?

Учитель. Это были представлены царства животных – птицы

– С какими птицами мы встречались?

Учитель. Мы встречались с теми птицами, название которых является сложными словом.

– На карте мы отметили места обитания данных птиц.

– Кто помнит этих птиц и где они живут?

(Дети говорят название птицы и место ее обитания)

ПТИЦЫ

Китоглав –  Африка
Рогоклюв –  Азия
Двурогий калао –  Азия
Обезьяноед –  Азия
Медосос –  Австралия
Кустарниковый большеног –  Австралия
Лирохвост –  Австралия
Оранжевошейный казуар –  Австралия
Исполинский белоног –  Австралия
Красноголовый манакин –  Южная Америка
Зеленокоылый аРа –  Южная Америка
Желтолобый амазон –  Южная Америка
Белоголовый орлан –  Северная Америка
Желтоклювый альбатрос –  Морское побережье
Краснохвостый фаэтон –  Морское побережье
Златохохлый пингвин –  Морское побережье

– Сегодня на уроке Афанасий предлагает продолжить разговор о птицах. (Три отметки за урок. Ученики рассказывают о птицах и картинки с их изображением прикрепляют к доске:  трясогузка, мухоловка, зимородок)

– Ребята, как вы думаете, почему ребята подготовили рассказ именно об этих птицах?

Учитель. Название этих птиц являются сложным словом.

Строительство дома: трясогузка, мухоловка.

Работа в тетради:

– Ребята, давайте запишем название птиц в тетрадь: Птицы: трясогузка, мухоловка, зимородок.

– Разбор слов по составу.

– Ребята, Афанасий хочет вас познакомить с еще одной птицей. Откройте учебники на странице 17, упражнение 122.

– Читаем текст.

– Как называется птица?

– Почему ее так назвали? Докажи! (Выборочное чтение)

– Посмотрите ребята, как выглядит эта птица.

(В руках Афанасий держит рисунок горихвосток. Две отметки за быструю, правильную работу и правило)

Карточка № 3

– А теперь давайте попробуем сами изобразить горихвостку, соединяя последовательно числа. И раскрасим хвост.

(Во время самостоятельной работы звучит аудиокассета с записью голосов птиц, несколько работ вывешиваются на доске)

Итог урока «Доскажи словечко» (хором)

– Сегодня на уроке мы с вами говорили о сложных словах. Давайте повторим правило:

Сложными словами называют слова, у которых ДВА КОРНЯ,
Гласные буквы О, Е, которые соединяют корни в сложных словах,
Называются СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ ГЛАСНЫМИ.
Гласная О пишется после ТВЕРДЫХ СОГЛАСНЫХ,
Гласная Е пишется после МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ.

– Молодцы, ребята!!!

Строительство дома: крыша, окно