Порядок действий в выражении. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Урок открытия новых знаний. Используется проблемно-диалогическая технология Е.Л. Мельниковой. Для постановки проблемы использую прием № 1, для этого  предъявляю противоречивые факты. Для решения поиска проблемы использую подводящий диалог, работу в группах.
Результатом этапа поиска решения является формулирование темы и целей урока, составление алгоритма определения порядка действий в выражениях.
Используя полученные знания и алгоритм, учащиеся выполняли продуктивные задания учебника.
Это первый урок в группе уроков по данной теме, на предыдущем уроке учащиеся знакомились с понятием «выражение». На данном уроке учащиеся изучили правило порядка действий в выражениях.
При планировании урока были учтены все особенности класса. Осуществляя индивидуальный подход, учащиеся были распределены в группы так, чтобы в каждой были и «слабые», и «сильные» ученики, так, чтобы «слабый» оказался в ситуации успеха и «сильный» участвовал в поиске правильных ответов.
Высокая работоспособность достигнута сменой деятельности, наличием наглядности в виде презентации и проведением двух динамических пауз.
Использовались различные приемы устной и письменной работы, фронтального опроса, самостоятельной работы с самопроверкой в классе.

Тип урока:  урок открытия новых знаний.

Тип знаний: правило (алгоритм действия, указание как поступать)

Цели:

  • Обучающие: создание алгоритма определения порядка действия в выражениях.
  • Развивающие: развитие операции сравнения; развитие умения самостоятельно формулировать тему урока, ставить цель деятельности,  оценивать свою деятельность.
  • Воспитательные: организовывать учебное взаимодействие во время работы  в группах.

Результат: «открытие»  алгоритма действия.

Цель работы в группах: развитие умения аргументировать ответ.

Ведущий тип диалога: побуждающий, подводящий.

Оборудование:

  • проектор, экран;
  • учебник математики,  2 класс Л.Г. Петерсон, М.:  Ювента, 2006 г.
  • презентация к уроку (Приложение 1)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Психологический настрой на урок.

– Что необходимо для того, чтобы наш урок стал полезным и плодотворным для вас? (Думать, считать, рассуждать, помогать друг другу и т.д.)

– Я хотела бы видеть вас активными, добрыми, мыслящими. Пожелайте удачи друг другу на уроке.

II. Актуализация знаний

1) Ритмический счет через пять

2) Решить примеры и расшифровать слово, расположив ответы в порядке возрастания: (Приложение 1, cлайды 3, 4)

В 96 – 48       А 36 + 58      И 250 – 70      Н  76 + 96         Ы 100 – 36
Е 27 + 180     Р 19 + 57       Е 82 + 80        Ж 310 – 180

(Ответ: выражение)

3) Прочитать только выражения:

а + в    с + 46   71 + 18    24 + k   4 + в = в + 4    71 + 18 < 120  (Приложение 1, слайд 4)

– На какие группы разобьем записи?
– Прочитайте числовые выражения и найдите их значение.
– Прочитайте по-разному буквенные выражения.
– Почему пятая и шестая запись не выражения?

III. Постановка проблемы

Для постановки проблемы  предъявляем противоречивые факты.

    –  Найдите значение числовых выражений по следующей программе

(Все выполняют в тетрадях, 1 ученик у доски.) (Приложение 1, слайд 6)

1) Из числа 81 вычесть 43.

2) К полученному результату прибавить 18.

(81 – 43 = 38, 38 + 18 = 56)

Итак, можно записать: 81 – 43 + 18 = 56

– Сейчас найдите значение числовых выражений по следующей программе.

1) К числу 43  прибавить 18.

2) Из числа 81 вычесть полученную сумму.

(43 + 18 = 61,     81 – 61 = 20)

Итак, можно записать: 81 – 43 + 18 = 20.

– Сравним записи. Что заметили? Чему удивлены? (Примеры одинаковые, а ответы разные)
 Следовательно, над каким вопросом подумаем? (Почему в одинаковых примерах разные ответы?)

Результат этапа: постановка вопроса.

IV. Поиск решения проблемы

(Для решения  проблемы используем подводящий диалог.)

– Давайте рассуждать. Если отличаются правые части … (то отличаются и левые)
– Чем похожи левые части? (Одинаковые числа)
– А чем отличаются левые части? (Левые части отличаются порядком действий)
– Какой порядок действий в первом примере?
– Во втором?
– Как же нам догадаться, что во втором примере сложение выполняется первым? (Нужен какой-нибудь знак)
– Предложите свой вариант.
– Следовательно, как поставим  скобки в первом примере? Во втором?

(81 – 43) + 18 = 56

81 – (43 + 18) = 20

– Что же обозначают скобки?  (Действие, которое выполняется в первую очередь)
– Сравним наш вывод с выводом в учебнике с.22.
– Следовательно, какова тема урока? Чему надо научиться на уроке? (Приложение 1, слайд 7)

Результат этапа поиска решения: формулирование темы и целей урока.

V. Работа в группах (Приложение 1, слайд 8)

Цель: составление алгоритма определения порядка действий.

– Группы по 4 человека выполняют работу на листах А4,  которые вывешиваются на доску и выбирается верное решение.
– Как будем действовать, чтобы определить порядок? (Приложение 1, cлайд 9)

Алгоритм:

1) Прочитать выражение.

2) Скобки есть?

«Нет» – выполняем действия в том порядке, как записаны.
«Да» – первое действие в скобках.

Результат этапа: составление алгоритма.

VI. Воспроизведение знаний

– Используя полученные знания и алгоритм, будем выполнять  задания учебника (Приложение 1, слайд 11)

С. 23, № 3 – фронтально с комментированием.
С. 23, № 4 – самостоятельно с проверкой по эталону (Приложение 1, слайд 12)
С. 23, № 6 – в парах.  (1 человек выполняет задание за доской, проверка по доске)

Результат этапа: применение новых знаний, работа по алгоритму.

VII. Рефлексия учебной деятельности

Цель этапа рефлексии:

– зафиксировать новое знание, изученное на уроке;
– оценить собственную деятельность на уроке.

– Какую цель ставили? Достигли?
– Для чего нужны скобки?

Игра «Светофор»  (у детей зеленый, желтый и красный кружки)  (слайд 13)

– Кто считает, что хорошо поработал, у него все получилось? (з)
– Кто работал с желанием, но получилось не все? (ж)
– Кто затруднялся и не понял новое правило? (к)

– Пожелаем вам успеха на следующем уроке!

VIII. Домашнее задание: с. 23 № 5, № 7.

Сочинить стихотворение о скобках, чтобы лучше  запомнить правило.