Разнообразие птиц и их значение

Разделы: Биология


Задачи:

  • расширить знания учащихся о многообразии птиц;
  • продолжить формирование умений узнавать изученных птиц, обосновывать принадлежность видов к той или иной экологической группе;
  • выявлять их роль в природе и жизни человека;
  • раскрыть систему мероприятий по охране птиц;
  • воспитывать бережное отношение к птицам.

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Оборудование: таблицы и рисунки с изображением птиц, магнитофон, кассета с голосами птиц, выставка книг о птицах, чучела птиц, перья птиц (плакаты, кормушки, скворечник )

Ход урока

Организационный момент.

(Урок начинается с записи «Утро в деревне», где поют соловьи, кричат петухи, каркают вороны, чирикают воробьи и кричат сороки.)

- Ребята, сегодня у нас обобщающий урок по теме «Птицы». На этом уроке вы закрепите полученные знания и обогатите их новыми сведениями о птицах.

(Класс делится на две группы.)

I этап. «Найди отличия»

- Каждая группа по очереди перечисляет признаки отличающие птиц от пресмыкающихся. (сердце состоит из 4 камер; хорошо развиты легкие, имеются воздушные мешки; приспособлены к полету; есть оперенье; более высокий уровень развития центральной нервной системы, обуславливающий приспособительное поведение птиц; высокая (41-42 градуса) и постоянная температура тела, поддерживаемая сложной системой терморегуляции; совершенные органы размножения (гнездостроение, насиживание яиц и выкармливание птенцов).

II этап. «Узнай птицу»

(Признаки птиц даются в трех этапах. Кто быстрее назовет птицу. После отгадывания показ рисунка.)

1-я птица.

  1. Обитает в Европе, Азии и Северо-Западной Африке. В дикой природе встречается в разнообразных лесах, где обычна на открытых участках, опушках, по берегам водоёмов. За небольшим исключением, размножается с конца января по сентябрь, делая две кладки за сезон. Гнездится в дуплах и пустотах деревьев, а также в разнообразных нишах как природного, так и антропогенного происхождения.
  2. Тяготеет к жилью человека, часто встречается в крупных городах и других населённых пунктах, в пригородах, в садах и парках. Питается преимущественно мелкими насекомыми и другими беспозвоночными. Уничтожая большое количество вредителей леса, приносит несомненную пользу природе. Зимой сбивается в смешанные стайки с другими птицами и кочует в поисках корма. Охотно посещает кормушки, где кормится семечками подсолнуха, несолёным салом, сливками из молочных пакетов.
  3. Имеет довольно яркое оперение, среди других птиц выделяясь прежде всего ярко-жёлтым брюшком с «галстуком» — широкой чёрной полосой от груди до гузки. Верх головы, или шапочка, чёрный с синим металлическим блеском. Щёки белые. На затылке желтовато-белое пятно. Вокруг шеи чёрная полоса-ошейник, горло и грудь чёрные с небольшим голубоватым отливом. Спина жёлто-зелёная либо голубовато-серая с небольшим оливковым оттенком на плечах, крылья и хвост голубоватые. На трёх крайних рулевых имеются белые вершины, вместе образующие поперечную светлую полоску. На крыле также заметна тонкая белая поперечная полоса. (Большая синица)

2-я птица

  1. Распространён в Европе и Западной Азии (к Востоку до Енисея), к Югу до Северного Кавказа. Перелётная птица, зимует в Африке. Обитает в сырых кустарниковых зарослях, в долинах рек. Гнёзда на земле или очень низко, в кустах. В кладке 4-6 зеленоватых или голубоватых с пятнами яиц.
  2. Насиживает только самка 13 суток. Питается пауками, насекомыми, червями, ягодами.
  3. Пение звучное, с большим количеством колен. Является распространенным символом у поэтов разных эпох. Эра романтизма еще несколько изменила значение символа: поэты видели его не просто певцом, но «мастером высшего искусства, способного вдохновить поэта-человека». (Соловей)

III этап. «Вставьте пропущенные слова»

(Каждая группа по очереди отвечает на вопросы, если не могут ответить, то отвечает другая группа).

  1. Больше всего видов птиц в отряде ...
  2. Меньше всего видов птиц в отряде ...
  3. Самая крупная ныне живущая птица – ...
  4. Самая быстро летающая птица – ...
  5. Самая быстро бегающая птица –...
  6. Самая быстро плавающая птица – ...
  7. Более столетия общепризнанным прародителем современных птиц считался..., но за последние два десятилетия обнаружены остатки... и некоторых других наиболее вероятных предков ныне живущих пернатых.
  8. Крупные специализированные контурные перья крыльев (...) обеспечивают полет птиц, а перья хвоста (...) – его маневренность.
  9. Регулярная, 1–2 раза в год, смена перьевого покрова называется ...
  10. Пингвины великолепно плавают благодаря перепончатым лапам и крыльям, похожим на ...
  11. Недоразвитые крылья почти неразличимы у ...
  12. В отличие от дневных хищных птиц, совы иногда относились к... хищным птицам, благодаря их способности охотиться в ...
  13. Из одомашненных человеком птиц больше всего видов принадлежит к отряду ...
  14. Тетерева иногда проводят морозные ночи в рыхлом снегу, ныряя в него по вечерам с ...
  15. Скворцы, синицы и многие другие дуплогнездники, занимают дупла, выдолбленные ... или искусственные гнездовья, изготовленные людьми.
  16. Серые цапли, береговые ласточки, дрозды-рябинники, грачи и некоторые другие птицы для размножения образуют гнездовые ...
  17. Самая крупная птица, которая охотно поселяется в селах Европейской России и оберегается местными жителями, это... ...

Ответы. 1. Воробьинообразных; 2. Страусообразных (один вид); 3. Африканский страус; 4. Сокол-сапсан; 5. Африканский страус; 6. Пингвин; 7. Археоптерикс, амбиортуса (может быть назван и любой из трех перечисленных за ним видов); 8. Маховые, рулевые; 9. Линька; 10. Ласты; 11. Казуара (крылья полностью отсутствуют у родственного казуарам киви из Новой Зеландии); 12. Ночными, темноте (сумерках); 13. Куриных; 14. Деревьев; 15. Дятлами; 16. Колонии; 17. Белый аист.

IV этап. «Мифы и легенды о птицах»

  1. Одни народы возвеличивали эту птицу, другие – проклинали. В Китае она считалась символом благополучия, благосостояния. Полинезийцы считали ее ночным злым богом. У древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу слугой дьявола. Что это за птица? (Сова)
  2. В одной из самых распространенных легенд об этой птице говорится о женщине, погубившей своего мужа и в наказание превращенной в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет она с тех пор. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее “бедной вдовушкой”. А каково же настоящее название этой птицы? (Кукушка)
  3. Она ведет ночной образ жизни, у нее необычная внешность: большие выпуклые глаза, маленькие, не приспособленные для ходьбы ноги, а главное – огромный рот. По вечерам эта птица часто вьется около стад и зачастую шныряет прямо у самого вымени коз и коров. В Испании ее называют “обманщиком пастухов”. А как ее называют у нас? (Козодой)
  4. Когда Христос был на кресте, эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди. За это Бог пожаловал им перекрещивающиеся клювы и причислил к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперения, могут пролежать долгие годы. Угадали, кто это? (Клесты)

Музыкальная пауза.

(Каждая группа должна исполнить песню о птицах).

V этап. «Красная книга» и «Черная книга».

- Вы уже знаете про «Красную книгу», но а что же такое «Черная книга»?

- Как сообщает Всемирный союз охраны природы, за последние 500 лет вымерло 844 вида животных и растений. Но этот «черный список» далеко неполон. Нынешнее вымирание животных является самым крупным со времен исчезновения динозавров.

«Черный список» открывает Красную книгу.

«Черный список» – это список тех видов, которые вымерли, начиная с 1600 года. Существование этих видов было зафиксировано в памятниках культуры. Есть сведения о наблюдении этих животных естествоиспытателями или путешественниками. То есть эти виды однозначно зафиксированы в живом состоянии. Но сегодня мы можем утверждать, что они больше не существуют. Вот эти виды и заносят в «черный список». 1600 год появился неслучайно. Именно с этого времени мы имеем дело с описаниями, которые можно назвать научными или близкими к научным - это фиксация материала таким кропотливым способом, что можно однозначно определить, что это за животное, как оно выглядело. Например, дронт. Это – птица, которая обитала на острове Маврикий и на соседних островах Реюньон и Родригес. Остров Маврикий был открыт португальцами в начале XVI века, и первое животное с которым они столкнулись, самое крупное, кстати говоря, на этих островах – это именно дронт. Вес дронта достигал 20 килограммов. Его неоднократно привозили в Европу, и даже некоторое время он содержался в частных питомниках и неоднократно изображался, в частности, голландцами в живописных работах, и мастера натурной живописи выполнили рисунки этого животного очень достоверно.

- Но мы можем помочь птицам, чтобы они не были занесены ни в «Красную книгу», ни в «Черную книгу». Как это сделать? (заготовка для них корма, изготовления и установка зимних кормушек, развешивание гнездовий, установление запретов на отлов и использование птиц, охрана среды их обитания, условий размножения, борьба с разорением птичьих гнезд, сбором яиц, уничтожения птиц из рогаток, вспугиванием птиц, борьба с браконьерами)

(Посчитать какая группа больше сделала скворечников и кормушек).

VI этап. «Чей это голос?»

Каждая группа по очереди должна угадать голоса птиц.

Подведение итогов урока. Выставление оценки знаний.

Птицы один из важнейших природных компонентов, т. е. они входят в круговорот веществ, и их роль значительна. Обусловлено это и большим видовым разнообразием птиц – 9000 видов; вообще на земном шаре около 100 млрд.

О птицах сложено немало песен, стихотворений, сказок, басен. Тема птиц нашла свое отражение и в устном народном творчестве: потеках, скороговорках, прибаутках, пословицах и поговорках.

Давайте, ребята, так относиться к птицам, чтобы они нас не боялись, чтобы их звонкие песни радовали наш слух всегда.

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов к вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть одна-
И не страшна им зима.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песни не пришлось нам встречать весну!
(А. Яшин)