Урок-путешествие в Царство Математики. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: закрепление темы.

Форма урока: нестандартный урок «Урок-путешествие в царство Математики».

Место урока в системе знаний: урок № 46 в разделе «Операция над числами» № 9 (48 часов).

Цели:

  • обучающая:закреплять и совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки многозначных чисел; отрабатывать навыки сложения и вычитания многозначных чисел с несколькими действиями;
  • развивающая: развивать у учащихся интерес к математике, математическую речь, память, логическое мышление;
  • воспитывающая:воспитывать внимательность и наблюдательность, аккуратность и усидчивость.

Оборудование: карточки с правильными ответами, таблицы, переносная доска.

Ход урока

I. Организационный момент – 1 мин.

Итак, друзья, внимание
Прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Начнем сейчас урок!
Найди для головы полезное занятие!
Чтоб от безделья не зевать,
Полезно голову ломать!

(Фразеологический оборот “ломать голову” – как понимаете?)

Учитель: Издавна люди называют Математику царицей наук, потому что математика применяется в различных областях знаний. Сегодня мы с вами отправляемся в царство Математики.

II. Актуализация знаний – 1 мин.

(вопросы на сообразительность, быстроту реакции):

  1. Сколько раз нужно, чтобы один раз отрезать? (7)
  2. Чему равна сумма двух последних цифр нынешнего года? (8)
  3. Каким по счету является «Ь» в названии первого месяца осени? (8)
  4. Сколько углов у квадрата? (4)

Учитель: Царица Математика хотя и царица, но большая труженица. Она постоянно обходит свои владения и следит в них за порядком.

Сейчас она посетит владения принцессы Арифметики – один из важных разделов математики. Арифметика – это наука о числах, свойствах чисел, действиях над ними.

Числа во владениях Арифметики исправно трудятся. Покажем, как они трудятся. Готовы к испытанию?

III. Фронтальная работа – 3 мин.

а) сравните числа (показ знаков >, <, =):

  • 73 841* 73 941
  • 9 999 * 10 000
  • 800 004 * 801 004

б) Решение логической цепочки «Преодолей препятствия»:

– Что Вы можете сказать о получившемся числе (2008)? – Это четырехзначное число, чётное, сумма цифр=10, отсутствуют десятки и сотни первого класса единиц. А еще – это год, который мы скоро будем встречать – Новый 2008 год.

в) Работа с многозначными числами:

– Прочитать числа (переносная доска):

7 301 622, 18 827 501, 80 030 040, 20 999, 5 000

  • Назовите самое маленькое число (5 000)
  • Назовите самое большое число (80 030 040)
  • Назовите число, в котором отсутствуют десятки в классе тысяч (7 301 622), а в классе единиц (18 827 501)
  • Какое число предшествует 5 000 (4 999)
  • Какое число следует за числом 20 999 (21 000)

Назвать наименьшее и наибольшее шестизначное (100 000 и 999 999).

Учитель: Молодцы! Вы понравились царице Арифметике.

Продолжаем путешествие.

Как называются числа, с которыми мы с вами работали? (многозначные).

Вспомним, как выполняется действие «сложение» и «вычитание» с многозначными числами? (действие с многозначными числами выполняются так же, как и с трёхзначными числами)

IV. Постановка темы урока – 1 мин.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать сложение и вычитание многозначных чисел в выражении, но содержащих несколько действий. Чтобы не было ошибок, что вы должны хорошо помнить? (Правила о порядке действий в выражениях со скобками и без скобок. Алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел).

Это для вас новая тема? (Нет). Решали примеры в несколько действий с трёхзначными числами. Давайте вспомним, как выполняются арифметические действия, если в примерах есть скобки и нет скобок? (Ответы детей)

V. Альтернативные задания для самостоятельной работы – 6 мин.

(на доске даны примеры с ответами)

  • 100 000 – (5 020 + 72 396) – 2 973 = 19611
  • 100 000 – 5 020 + 72 396 – 2 973 = 164403

Беседа с целью выявления проблемы.

Цифры в примерах одинаковые, а ответы разные.

Возможно допущены ошибки?

Задание группам - решить примеры (самостоятельная работа).

Определить порядок действий и найти значение выражений.

1 группа: 100 000 - (5 020 + 72 396) – 2 973 =…

2 группа: 100 000 – 5 020 + 72 396 – 2 973 =…

Решение проблемы: Причиной разности ответов является порядок выполнения действий.

Вывод: Знать алгоритм порядка действий.

Учитель: Математика любит точность, ее издавна называют царицей наук, любое перемещение знаков, скобок, даже запятых приводит к ошибочным результатам.

В математике “торопись, но не ошибись”.

VI. Физкультминутка – 0,5 мин.

Упражнения на осанку.

Учитель: В царстве Математике живут не только примеры, но и задачи. Решим задачу №6 на стр. 78.

VII. Решение задачи – 5 мин.

Задача №6 стр. 78

В трёх школах учится 3600 человек. В первой школе учиться 1265 человек, а во второй – на 348 человек больше, чем в первой. Сколько учеников в третьей школе?

Анализ задачи:

  • Каким образом узнаем, насколько одно число больше или меньше другого?
  • Можем сразу сравнить количество учеников двух школ? Почему нет?
  • Что необходимо знать для того, чтобы знать, сколько учеников в третьей школе.

Составьте устно программу решения задачи.

Решить задачу (проверка фронтальная).

VIII. Физкультминутка – 0,5 мин.

Упражнение для глаз.

Учитель: Хорошо потрудились во владениях Математики. Посетим владения Геометрии, Геометрия - это раздел Математики, в которой изучаются геометрические фигуры и их свойства.

IX. Работа с геометрическим материалом – 13 мин.

Итак, мы во владениях принцессы Геометрии. Давай те, ребята, покажем царице наук, как геометрические фигуры трудятся.

Задание на развитие зрительной памяти: (показ карточек, ученики запоминают рисунок и последовательность расположения. Затем карточки учитель убирает, а ученики по памяти воспроизводят рисунки у себя в тетрадях (самопроверка).

– Назовите сколько фигур в прямоугольнике.

Решите задачу:

Два третьеклассника –
Оля и Толя –
Вместе находят
Периметр поля.
Ты помоги
Вычислениям ребят,
Если известно,
Что поле – квадрат,
25 м – длина стороны.
И никаких нет данных иных.

Ответ: 25х4=100м

Учитель: Как найти площадь прямоугольника?

S=a x b

Учитель: Молодцы, ребята. Вижу, и здесь хорошо идут дела. Продолжаем путешествие во владения принцессы Алгебры. Алгебра – это раздел математики, в котором изучаются различные виды уравнений и способы их решения. Ребята, покажите царице наук Математике, как вы умеете решать уравнения.

Запишем: к неизвестному числу прибавить 1368, получится 2000 (x+1368=2000).

Вспомнить, как называются компоненты действий при сложении. Как найти неизвестное слагаемое? (Ответ детей)

X. Подведение итогов урока. Рефлексия – 2 мин.

Царица наук Математика закончила обход своих владений. Она довольна вашей работой на уроке.

  • Какая цель была сформулирована в начале урока?
  • Какие задания выполняли в ходе урока, чтобы её достичь? Выполнили мы её?
  • Кто испытал трудности во время путешествия?

XI. Домашнее задание – 2 мин.

  • №2 (б) – I группа (вспомнить алгоритм, найти значения выражений со скобками, а затем найти значения выражений без скобок).
  • №3 (а,б) II группа (составить выражение и найти его значение).
  • Задача №6 стр. 78 – Вопрос 2: на сколько учеников в третьей школе меньше, чем в первой?

Оценки за урок!

Приложение.