Интегрированный урок (математика + правила дорожного движения) по теме "Решение задач в три действия"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Ознакомить с новым видом составных задач, нахождение суммы двух произведений.
  2. Совершенствовать умение решать простые и составные задачи.
  3. Совершенствовать вычислительные навыки, проверить знание таблиц умножения и деления.
  4. Развивать наблюдательность и умение рассуждать, уметь логически мыслить.
  5. Развивать умение решать текстовые и геометрические задачи, находить периметр и площадь квадрата и прямоугольника.
  6. Повторить правила безопасного поведения на дорогах.

Оборудование: модель светофора, карточки, логическое задание “Зебра”, дорожные знаки, “Памятка пешехода”, тесты.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Ребята! Готовы вы к уроку? (Да.)

На вас надеюсь я, друзья,
Мы хороший дружный класс
Все получится у нас.

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель:

Мы будем сегодня задачи решать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Познакомимся с новым видом составных задач. А урок у нас сегодня будет необычный! Мы отправимся с вами в страну Математику, путешествуя по которой повторим знания таблиц умножения и деления, вспомним правила безопасного поведения на дорогах. В пути нас будет сопровождать два маленьких человечка: А и О. Они хотят, чтобы мы не только знали правила дорожного движения, но и правописание некоторых слов. В течение урока вы будете вставлять в эти слова буквы.

Авт…м…биль
в…дитель
д…рога
ш…ссе
т…кси
тр…туар
п…сс..жир
м…шина
гор…д
ш…фер
тр…мвай
ст…янка
груз…вик

III. Устный счет

Учитель: Что это?

У него три ярких глаза,
Но моргают не все сразу. (Светофор.)

Какой свет горит? (Зеленый.)

– Что он обозначает?

Светофор на этот раз
Показал зеленый глаз
Подмигнул и говорит:
“Ехать можно, путь открыт!”

– Вспомни, где надо переходить дорогу?

Показ дорожного знака. (Пешеходный переход)

– Пешеход, который переходит дорогу не там, где положено, сам может пострадать и мешает водителям. Именно поэтому надо переходить дорогу в установленных местах.

– Как еще называют пешеходный переход?

1. Логическое задание.

– Перед вами математическая зебра. Геометрическая фигура соответствует определенный цифре.

– Вы должны назвать, какое выражение получится, решить его и записать только ответ. Работать надо быстро, ведь на дороге не надо задерживаться, надо быть очень внимательными.

На мостовой – не играть, не кататься,

Если хотите живыми остаться.

1-я группа – играют в игру “Математический бег”.
2-я группа – работа по карточкам.
3-я группа – решают “Математическую зебру”.

– Какое из этих чисел лишнее? (2 – однозначное, 11 – нечетное). Подчеркните.
– Работу по карточкам проверю в течении урока и получите оценки.
– Молодцы! Наше путешествие продолжается.

IV. Подготовительная работа к новой теме

1. Решение задач.

– Какое время года наступило?
– Что это? Слой льда, который образуется на поверхности земли и предметах при намерзании переохлажденных капель дождя или тумана при отрицательной температуре воздуха. (Гололед.)

– Наступила зима. Дороги покрылись ледяной горкой. Стало скользко. В гололед пешеходы должны быть особенно осторожными.

Дорога скрыта под покровом льда,
Здесь тормоза помогут не всегда.
И этот знак для всех звучит тревогой:
“Будь осторожен!” Это... (скользкая дорога).

Показ дорожного знака.

Задание.
Решаем простые задачи, записывая только выражения.
Вспомните правила, которые даны на доске.

– Будьте внимательны на этом промежутке дороги.

Правила

Увеличить на… +
Уменьшить на… –
На сколько больше? –
На сколько меньше? –
Увеличить в … раз *
Уменьшить в … раз :
Во сколько раз больше? :
Во сколько раз меньше? :

Задачи.

  1. По дороге шли 18 девочек, а мальчиков на 5 меньше. Сколько мальчиков шло по дороге? (18-5=13).
  2. Около дороги росло 23 тополя, а берез на 6 больше. Сколько берез росло на дороге? (23+6=29).
  3. По шоссе ехало 16 грузовых машин, а легковых 23. На сколько легковых машин было больше, чем грузовых? (23-16=7).
  4. На горке катались 4 мальчика, а девочек в 2 раза больше. Сколько девочек каталось на горке? (4*2=8).
  5. В ремонте дороги участвовало 28 мужчин, а женщин в 7 раз меньше. Сколько женщин работали на дороге? (28/7=4).
  6. В пассажирском поезде было 18 вагонов, в товарном 9 вагонов. Во сколько раз в пассажирском поезде вагонов было больше, чем в товарном? (18/9=2).

Проверка.

– Молодцы! Мы продолжаем дальше путешествовать.

V. Работа над новой темой

По дороге мы встречаем новый знак. Что это за знак? (Автобусная остановка.)
– Ребята, давайте остановимся и вспомним ,с какой стороны мы должны обойти автобус, когда выходим из него.

Ответы детей.

Трамвай, вы нам поверьте,
Мы не обходим спереди.
И автобус, кстати,
Не обходим сзади.

– Делаем остановку и работаем над решением новых задач. (стр.76)
– За проезд всегда надо оплачивать в транспорте.

1. Задача 1.

Чтение и анализ задачи.

Работа с монетами.

– Посчитайте, сколько денег?
– Как вы будете считать?

Вариант 1 – сложить все вместе.
Вариант 2 – сложить по достоинствам, сосчитать и сложить результаты.

– Какой способ оказался рациональным?

(На доске краткая запись задачи.)

Решение: 5 * 3 + 2 * 4 = 23 (руб.) всего.
Ответ: 23 рубля.

– Автобус у нас в пути. Мы доезжаем до знака “Дети”.
– Где обычно ставят этот знак? (Около школ, детских домов и т.д.)
– Как должны себя вести водители, увидев этот знак? (Быть очень осторожными).

Показ дорожного знака “Дети”.

Мы доехали до детского сада.

3. Физкультминутка

Мы по городу гуляли
Теперь немножко отдохнём
Встанем, глубоко вздохнём,
Дышится легко, ровно, глубоко.

4. Игра “Доскажи словечко”

Начинаем мы считалку:
Знают всюду в мире
Пятью пять…(25)

Дважды два…(4)

Чтобы нам не сбиться –
Трижды десять…(30).

Дружно начали считать:
Пятью восемь …(40).

Задаю вопрос я всем:
Шестью восемь …(48)

И последний раз мы спросим,
Трижды девять…(27)

5.Чтение и анализ задачи 2

а) Чтение задачи 2
б) Анализ по готовому рисунку на доске.
в) Запись решения в тетради (выражение).
г) Измените вопрос, что мы найдём этим выражением: 9*4 – 8*3

– Правильно.(На сколько килограммов конфет привезли в детский сад больше, чем печенья?)

6. Самостоятельно решить задачи по вариантам (карточки)

Вариант 1
В овощной магазин привезли 3 ящика винограда по 9 кг в каждом и 5 ящиков слив по 10 кг в каждом. Сколько всего кг фруктов привезли в магазин?

Вариант 2
Мама купила 4 ручки по 7 рублей и 2 карандаша по 5 рублей. На сколько рублей ручки стоили дороже, чем карандаши?

Вариант 3 (повышенной трудности)
Школьники посадили 63 берёзки в ряды по 9 берёзок в каждый и 35 тополей по 7 штук в каждый. Сколько рядов получилось?

VI. Работа над геометрическим материалом

1). Стр. 77, задача 8.

– Спасибо за старание, вот ещё одно испытание.
– Как называется этот новый знак? (Лежачий полицейский.)
– Где вы его видели?
– Есть ли он у нас на посёлке? Где?
– Как должны вести себя водители, увидев этот знак? (Ответы учеников.)

– Правильно.

– Какой он формы?
– Что вы можете сказать о квадрате?
– У какой фигуры тоже углы прямые?

– Давайте найдем площадь прямоугольника и квадрата.
– Вспомним правила.

Решение.

Способ 1.

2 * 2 + 3 * 2 = 10 см2

Способ 2.

5 * 2 = 10 см2

Ответ: 10см2

VII. Подведение итогов (рефлексия)

– Наше путешествие подходит к концу. Давайте подведем итог нашему уроку.
– Что повторили на уроке?
– Чем занимались? Чему научились?
– Какие дорожные знаки повторили?

Ответы детей.

VIII. Выставление оценок

IX. Домашнее задание

Стр. 76, з .№ 3 – устно, № 6.

– Загорелся красный свет светофора. Что он обозначает?

На светофоре – красный свет!
Опасен путь – прохода нет!
А если желтый свет горит –
Он “приготовься” говорит.
Зеленый вспыхнет впереди –
Свободен путь – переходи.

Чтоб жить, не зная огорченья,
Чтоб бегать, прыгать и летать,
Ты должен правила движенье
Всегда и всюду соблюдать.

– Светофор дарит каждому “Памятки пешехода”, вклеиваем их в дневник.
– Урок окончен. Всем спасибо! Молодцы!

Резерв.
Тест №6 (в разработке).