Современные технологии совершенствования и развития иноязычной коммуникативной компетенции на уроке английского языка как средство оптимизации подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ

Разделы: Иностранные языки


Одним из основных направлений модернизации Российской образовательной системы является введение единого государственного экзамена (ЕГЭ). О нем сегодня много пишут, говорят, спорят. Появилось много книг, пособий по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ. Все они, как правило, предлагают готовые задания для учащихся в формате ЕГЭ. А как же подготовить учащихся к выполнению этих заданий?

Важной задачей учителя является разработка стратегии и тактики успешной подготовки учащихся к ЕГЭ. Как показывает опыт, при решении проблемы повышения качества подготовки учащихся к сдаче ГИА в формате ЕГЭ по английскому языку, необходимо не увлекаться практикой “натаскивания на экзамен”, а активно формировать и развивать умения, составляющие коммуникативную иноязычную компетенцию через четкую систему тренировочных упражнений.

Понятие иноязычная “коммуникативная компетенция” включает в себя целый ряд компонентов, которые необходимы для оптимального решения тех или иных коммуникативных задач. Это и умение выбора адекватного стиля речи, и навыки применения различных стратегий в разных видах чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной задачи, это и знакомство с разными жанрами и типами текстов, и сформированность навыков употребления разнообразного лексического и грамматического материала и т.д.

Развитие этих компонентов коммуникативной компетенции, безусловно, требует долгой и кропотливой системной работы на протяжении многих лет. Весь процесс обучения иностранному языку при правильной его организации должен постепенно готовить учащихся к ЕГЭ.

В то же время, ЕГЭ требует дополнительного знакомства с форматом теста, овладения технологией выполнения тестовых заданий различных типов и умения работать в ограниченных временных рамках и в условиях, характерных для экзамена (например, при наличии магнитофона). Поэтому учитель, работающий в старших классах, должен использовать технологии, позволяющие гармонично сочетать интенсивную учебную деятельность по совершенствованию коммуникативных умений с формированием навыков работы в новом экзаменационном формате.

В нашей школе мы стараемся применять подобные технологии. Они широко представлены как в используемых нами учебниках по английскому языку для школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий О. В. Афанасьевой, так и в УМК издательства Лонгман, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях в качестве дополнительного материала.

В качестве иллюстрации вышеизложенного предлагаю вашему вниманию разработку урока в 9 классе по формированию иноязычной коммуникативной компетенции во всех видах речевой деятельности (чтении, аудировании, говорении и письме).

План-конспект урока английского языка в 9 классе
по теме “Великие изобретения в мировой истории”

Цель урока: формирование коммуникативной компетенции учащихся в рамках обозначенной темы

Задачи урока:

Учебный аспект:

- активизация навыков употребления лексики по теме “Технологии”;

- в чтении развитие умений следующих видов чтения: чтения с целью понимания общего содержания, чтения с извлечением запрашиваемой информации, чтения с целью детального понимания текста.

- в аудировании развитие умений аудирования с целью извлечения общей и детальной информации;

- в говорении совершенствование умений монологической речи на основе прочитанного и прослушанного текста;

- в письме формирование умения писать эссе с элементами рассуждения.

Развивающий аспект:

- развитие способности распределения внимания, непроизвольного запоминания;

- развитие логического мышления, языковой догадки, умений антиципации;

- развитие культуры устного и письменного восприятия иноязычных текстов;

- развитие способностей к репродуктивным и продуктивным речевым действиям, развитие умения обосновывать и отстаивать свою точку зрения;

развитие познавательных интересов учащихся через межпредметные связи (с историей, техническими науками);

- расширение кругозора учащихся, знакомство с важнейшими историческими событиями, высказываниями великих людей.

Воспитательный аспект:

- поддержание у учащихся интереса к изучению английского языка через подбор содержания языкового и речевого материала по теме урока и использование современных информационных технологий при подаче материала;

- формирование уважительного отношения к истории, понимания того, что без прошлого нет будущего и осознания гордости за российских и иностранных изобретателей и великие открытия человечества;

- воспитание положительного, уважительного отношения к культуре англоязычных стран, более глубокое осознание своей родной культуры.

Хронометраж урока: 45 минут.

Языковой материал:

для повторения:

фонетический: произношение лексических единиц по теме урока, интонационный рисунок сложного предложения;

грамматический: структуры в прошедшем простом, прошедшем завершенном времени;

лексический: л.ед. по теме “Технологии”.

Оснащение урока:

- учебник “Английский язык” для 9 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий” О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой, изд. “Просвещение”, 2008;

- УМК “New Opportunities Russian Edition Pre-Intermediate” Michael Harris, David Mower, Anna Sikorzynska, Pearson Education Limited, 2007;

- магнитофон; аудиозапись “История изобретения радио”.

- CD диск - интерактивный словарь New Longman Writing Coach;

- компьютер; интерактивная доска, компьютерная презентация урока (Приложение 1).

- карточки с заданиями для говорения

Ход урока

I. Подготовка учащихся к речевой деятельности на английском языке (7 минут)

1. Приветствие. Организационный момент.

Учитель приветствует класс: Good morning, boys and girls! Glad to see you. I hope you are fine today and ready to work hard at our lesson. Take your seats. We can start now.

2. Вступление. Выведение учащимися темы урока.

Teacher: Look at the board, please. (На экране Интерактивной Доски (ИД) – слайд 1 с фотографиями великих открывателей и изобретателей) Do you recognize any people on the photos? (Ответы учащихся) Let’s pronounce their names nicely. (Учащиеся читают имена за учителем со слайда 2) Very well. What are these people famous for? (Ответы учащихся) Yes, that’s it. They are all great inventors. Let’s recall what their creations and discoveries were. I’ve got a quiz for you. Look at the board, come here, match the names with inventions and make up sentences using the structure on the board. (На слайде 2 - подстановочный квиз: Ученые – Изобретения. (Учащиеся подходят по очереди к ИД, маркером соединяя имена изобретателей и названия изобретений).

3. Сообщение целей и задач урока.

Teacher: Well done! You are very broadminded students. Now, can you guess the topic of our lesson? (Ответы учащихся) That’s right. (На слайде 3 появляется тема урока) Today we shall speak about Great inventions in the world history. We are going to read an article, listen to a story of an invention and learn to write an essay. Would you like to? Good of you.

4. Фонетическая отработка лексических единиц по теме урока.

Teacher: So, let’s start with revising our useful vocabulary. (Учитель открывает на экране интерактивный словарь на теме Технологии) Look at the board, please, listen to the announcer and repeat the words. (Учащиеся читают слова за диктором.)

5. Речевая зарядка. Беседа по цитате Генри Джорджа об изобретениях человечества. Комментирование учащимися цитаты.

Teacher: Thank you. Now I’m sure you remember the necessary words on Technology. I hope you’ll use them speaking on the topic of our lesson. And I’ve got a very interesting quotation of the great American political economist Henry George for you to discuss. (На слайде 4 – цитата Генри Джорджа) Look at the board and listen to me.

The march of invention has clothed mankind with powers of which a century ago the boldest imagination could not have dreamt. (Henry George)

Teacher: Do you like it? It’s rather difficult to pronounce, isn’t it? Let’s read it by parts. (Учащиеся читают цитату по частям за учителем, акцентируя внимание на интонировании сложного предложения) Now, P1, P2, read it yourself. (Отдельные ученики читают высказывание полностью индивидуально) Thank you.

Teacher: A wise saying, isn’t it? Do you agree with it? What great achievements of Man can you name? In what way have they changed our lives? (Учащиеся отвечают на вопросы учителя по содержанию цитаты) That’s right. Thank you for your ideas. Can you comment on the quotation? (Отдельные ученики комментируют высказывание с выражением собственного мнения)

II. Основной этап. Речевая деятельность учащихся на английском языке (30 минут)

1. Развитие умений чтения с извлечением общей и детальной информации.

Teacher: I can’t but agree. Due to the progress nowadays we can’t imagine our life without many indispensible things of which our ancestors didn’t know. And today you’ll learn about some of them more. OK? … Let’s begin with an article in your textbooks. Please, open them on page 38.

a) выполнение предтекстовых заданий.

Teacher: Look at the title of the text, the first lines and the pictures and say what it will be about. … Correct. The text is about different periods in history of people and their discoveries. Read the task, please. (Учащийся 1 читает вслух задание к тексту: сопоставить заголовки с абзацами текста)

Teacher: So, first I want you to look through the titles of the paragraphs. (Учащиеся анализируют вместе с учителем содержание заголовков, отвечая на наводящие вопросы.) How many titles are there? How many paragraphs are there? Which titles could be suitable for the beginning? Which titles could be suitable for the end of the article?... Clever ideas.

б) чтение текста с извлечением информации – сопоставление заголовков с абзацами текста.

Teacher: Now read through each paragraph, pay attention to key phrases and do the task in your exercise books. I give you 3 minutes. Учащиеся выполняют задание в формате ЕГЭ.

в) контроль понимания (взаимопроверка).

Teacher: Your time is over. Exchange your exercise books. (На слайде 5 – ответы на задание по чтению и соответствие баллов оценкам) Look at the board, check the answers and give each other marks. (Учащиеся осуществляют взаимопроверку и выставляют друг другу оценки) Have you got any mistakes?... What marks have you got? … Very nice.

г) анализ ответов – поиск подтверждения ответа в тексте.

Teacher: Now I want you to explain your choice. Use the phrases from the text. Учащиеся доказывают правильность своего ответа, пользуясь фразами текста.

д) изучающее чтение: упр. 40 “Английский язык. 9 класс”.

Teacher: I see you understood the text well. Now let’s read it more carefully and be ready to find the discoveries which refer to the following periods in history. (На слайде 6 - названия исторических периодов (Упр. 40.) Учащиеся находят в статье и зачитывают названия соответствующих открытий, событий, изобретений. После чего они появляются на слайде 6).

2. Развитие умений монологической речи с опорой на прочитанный текст.

Teacher: Good of you. Look at the board, please. Really there is something to be proud of, isn’t there?... Right. Now let’s see how well you can remember the facts. Close your books. Work in pairs. I give you sheets of paper with some ideas from the text. You are to expand the statements and comment on them. Have a minute to get ready. (Учащиеся работают в парах, составляя небольшие по объему монологические высказывания).

Teacher: So, P1 and P2, read your sentence and try to comment on it using the chart on the board and what you remember from the article. All the rest, listen attentively and be ready to add something. (Учащиеся парами комментируют данное им высказывание, используя таблицу на слайде 7, вспоминая содержание текста, выражая собственное мнение.) Thanks. You are bright students.

3. Развитие навыков аудирования с целью извлечения детальной информации.

a) предтекстовые вопросы с целью введения в тему.

Teacher: We continue our talk about great inventions. Look at the board, please. What’s this? (на слайде 8 – фото старинного радио) Right. The radio. Did you know that it was invented by a great Russian scientist? … What’s his name? (На слайде появляется фото А. Попова) That’s right. Alexander Popov. Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

Do you often listen to the radio?

When and where do you listen to the radio?

Who do you think prefers listening to it: young people or adults?

Would you like to learn about the history of the invention of the radio?

б) знакомство с заданием по аудированию (в формате ЕГЭ)

Teacher: Open your Student’s books on page 79, please. Exercise 4 will help us. You are going to hear the story of Alexander Popov’s creation. In the text you’ll meet some important dates. Let’s read them together. (Учащиеся читают даты за учителем) These dates refer to some historical events. P1, read them out loud. (Ученик 1 читает предложения вслух).

в) снятие трудностей – анализ утверждений задания, предвосхищение ответов.

Teacher: Can you make any guesses? (Учащиеся анализируют вместе с учителем содержание предложений из текста, отвечая на наводящие вопросы) What event should be logically the first? The last?... OK. We’ll see who was right later.

г) прослушивание текста, выполнение задания.

Teacher: Listen to the story and match the dates with the events in your student’s books. (Учащиеся выполняют задание по аудированию в формате ЕГЭ)

д) прослушивание текста, выполнение задания.

Teacher: Now, look at the board and check your answers. (Учащиеся выполняют самопроверку) Who has got everything correct? Brilliant!

4. Аудирование с целью развития навыков пересказа.

а) вторичное прослушивание текста, запись основных идей в черновик.

Teacher: Now, listen to the story once again, take notes and try to remember most facts. (Учащиеся слушают текст еще раз и делают записи в тетради).

б) пересказ текста с опорой на записи учащихся, (и на ключевые фразы - для учащихся со средним уровнем способностей).

Teacher: P1, P2, P3, try to retell the story using (the chart and) your notes. All the rest, please, listen and be ready to add something…. (Отдельные учащиеся пересказывают текст с опорой или без опоры на таблицу на слайде 9).

III. Заключительный этап (8 минут).

1. Подведение итогов урока. Выставление и комментирование оценок.

Teacher: Well, boys and girls. I think you worked hard today. You coped brilliantly with the article about Man’s creations, you learned a great deal about human’s inventions. You can remember things very well and you are able to tell others about something you read or heard in English. You definitely deserve good and excellent marks today.

2. Сообщение и разъяснение учащимся домашнего задания – написания эссе по теме “Важное открытие/ изобретение человечества”.

Teacher: And I’m sure it’ll be easy for you to do your home task. Open your diaries and copy it down from the board. Write an essay on the topic “A great invention/discovery in the world history”.

3. Работа с интерактивным словарем по подготовке к написанию домашнего эссе. Longman Writing Coach. Writing Help. Тема “Технологии”.

Teacher: You may use Longman Writing Coach to help you to write a good essay. Here you can find some useful ideas and a model essay about the invention of the Mobile Telephone. Let’s have a look at it and do some training exercises … (На экране ИД открывается словарь на теме Технологии, тренировка лексики и написание эссе. Учащиеся во фронтальном режиме выполняют лексическое упражнение (close test) по теме урока, знакомятся и анализируют план написания эссе и сочинение-образец)

4. Сообщение темы следующего урока. Организованный конец урока.

Teacher: On the next lesson we shall discuss another indispensible Man’s creation – The Television. And now, thank you for the lesson. Good-bye.

Литература

1. Геривенко Наталия Дмитриевна, Методы и приемы работы с учащимися при подготовке к единому экзамену по английскому языку. http://www.1sept.ru

2. Киреева Татьяна Викторовна, Вторая Санкт-Петербургская гимназия, Стратегия и тактика подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку. www.2spbg.ru

3. Клековкина Елена Евгеньевна, Материалы курса “Система подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку”: лекции 1–4. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2008. – 56 с.

4. “Английский язык: учебник для 9 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий” О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, изд. “Просвещение”, 2008.

5. Интерактивный словарь Longman Writing Coach, Longman Essential Activator Pearson Education Limited. 2007.

6. УМК “New Opportunities Russian Edition Pre-Intermediate” Michael Harris, David Mower, Anna Sikorzynska, Pearson Education Limited, 2007.

Презентация